Конспект урока 8 класс литература "Историческая поэма С. Есенина "Пугачев"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Кабанина Наталья Сергеевна

Во время урока происходит знакомство с творчеством С. Есенина, с содержанием поэмы "Пугачев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon esenin_-_pugachev.ppt348.5 КБ
Office presentation icon esenin_s.a.ppt1.99 МБ
Файл lit.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Литература, 8 класс.

Слайд 2

Поэма «Пугачёв» В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать события крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый оттенок двадцатых годов двадцатого века.

Слайд 3

Вопросы: В каком произведении русской литературы автор прибегает к образу Емельяна Пугачёва? Если сравнивать произведение А.Пушкина и С.Есенина, каким предстаёт предводитель восстания в этих произведениях? О чём говорит Пугачёв у Есенина? К чему призывает? О чём горюет? Как вы понимаете строки: Я положил себе зарок молчать до срока. Ржет дорога в жуткое пространство. Луна, как желтый медведь, В мокрой траве ворочается. Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни!

Слайд 4

Определите виды тропов, как они помогают понять художественные особенности поэмы? « Ржет дорога в жуткое пространство» «Мне нравится степей твоих медь» «Луна, как желтый медведь» «Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни» «Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова» «Слышен прялки ровный разговор» «Стонет Русь от цепких лапищ» «Колокол луны скатился ниже»

Слайд 5

Задание: Летом 1922 года Есенин читал поэму М.Горькому в Берлине. Горький вспоминал об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них». Какое настроение вызвала у вас поэма?

Слайд 6

Домашнее задание: Ответить на вопросы на стр. 130. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев» Прочитать рассказ М. Горького «Песня о соколе»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

С.А.Есенин и его творчество Ширгазина Эвелина, 8 Б класс МОБУ «СОШ №7» г. Давлеканово

Слайд 3

Сергей Есенин 3 октября 1895 г – 28 декабря 1925 г Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края— Только синь сосет глаза.

Слайд 4

ДЕТСТВО ПОЭТА Село Константоново Рязанская область Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь.

Слайд 6

«Нет поэта без Родины!» С.Есенин

Слайд 7

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине!» С.Есенин

Слайд 15

«Я,… наверно, навеки имею нежность грустную русской души…»

Слайд 16

Памятник С.А.Есенину на Ваганьковском кладбище в Москве

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: «С. Есенин. Слово о поэте.

«Пугачёв» - поэма на историческую тему»

Цели: 1. расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта;

2. развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

3. дать понятие о драматической поэме.

Оборудование:

  • книжная выставка «Юбилею Сергея Есенина посвящается»;
  • презентация «С. Есенин. Страницы жизни и творчества»;
  • презентация «Пугачев» - поэма на историческую тему.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Слово учителя.

«В этом имени слово – «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен:

Поднебесье, тихие веси.

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в ней и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: « Сергей Есенин»

Всей России встают черты!»

                                                              Николай Браун

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о поэте Сергее Есенине, его творчестве. Давайте вспомним его биографию. (показ презентации, подготовленной специальным  учеником)

С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи. (Подготовленные ученики читают стихи Есенина 2 чел)

-Ребята, каково ваше восприятие поэзии Есенина? Давайте вспомним некоторые факты из биографии Сергея Есенина  (презентация, подготовленная учеником).

  1. Объяснение нового материала.

В 1920 году С.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачесвкое восстание привлекало внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Есенин желал прочесть эти события иначе, нежели это сделал А.С. Пушкин в «Истории пугачевского бунта». Он оспаривал «дворянскую точку зрения» Александра Сергеевича, а Пугачева вообще назвал «почти гениальным человеком».

- Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве?

Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?

Народные песни

«Капитанская дочка» Пушкин

добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко


народ любит его и гордиться им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.

Многогранная, сложная и противоречивая личность,

глубокая связь с народом, носитель лучших черт русского народа, обладает находчивостью, сметливостью, умом, наблюдательностью, очень жестокий человек, хладнокровный и равнодушный к чужим человеческим судьбам,

проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным

лучшие черты русского характера: живой ум («Я значенье свое разгадал…»), молодецкая удаль, честность, справедливость, ненависть к угнетателям, верность своему делу, особенное чувство родины.

- Каким изображается Пугачёв в народных песнях?

- Каким изображает Пугачёва А. С. Пушкин?

(Отношение Пушкина к Пугачевскому восстанию выражено фразой: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». С точки зрения Есенина мятеж оправдан «стоном человеческой черни», которой недоставало лишь вождя.)

  1. Работа над фрагментами поэмы

 Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной.

  • Характеристика героев поэмы

Дома вы прочитали отрывки из поэмы.

- Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва? (образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу, но мятеж этот представляется ему справедливым. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

- Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву?

(народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «родное золото славян». В изображении Есенина мужик мудрый, привык прилежно трудиться, но его придавили, «связали, вневолили». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний.)

- Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву? (Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль». Хлопуша заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям. )

  • Художественные особенности поэмы

Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в жуткое пространство» (О);

«Мне нравится степей твоих медь» (М);

«Луна, как желтый медведь» (С);

«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни» (О, Э);

«Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова»(С);

«Слышен прялки ровный разговор»(О,Э);

«Стонет Русь от цепких лапищ»(О,Э);

«Колокол луны скатился ниже»(М).

Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление  эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? (Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)

Задание 2. Найдите повторы в тексте, определите их роль.

(В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения(…), отдельные слова, целые фразы. Они усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание, дают напевную настройку).

  1. Итог урока.

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».

- Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?

6. Домашнее задание:  выразительное чтение монолога Пугачёва и Хлопуши, читать рассказ Шмелёва «Как я стал писателем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...