Конспект урока 8 класс литература "Историческая поэма С. Есенина "Пугачев"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Во время урока происходит знакомство с творчеством С. Есенина, с содержанием поэмы "Пугачев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_-_pugachev.ppt | 348.5 КБ |
esenin_s.a.ppt | 1.99 МБ |
lit.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэма «Пугачёв» В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать события крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый оттенок двадцатых годов двадцатого века.
Вопросы: В каком произведении русской литературы автор прибегает к образу Емельяна Пугачёва? Если сравнивать произведение А.Пушкина и С.Есенина, каким предстаёт предводитель восстания в этих произведениях? О чём говорит Пугачёв у Есенина? К чему призывает? О чём горюет? Как вы понимаете строки: Я положил себе зарок молчать до срока. Ржет дорога в жуткое пространство. Луна, как желтый медведь, В мокрой траве ворочается. Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни!
Определите виды тропов, как они помогают понять художественные особенности поэмы? « Ржет дорога в жуткое пространство» «Мне нравится степей твоих медь» «Луна, как желтый медведь» «Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни» «Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова» «Слышен прялки ровный разговор» «Стонет Русь от цепких лапищ» «Колокол луны скатился ниже»
Задание: Летом 1922 года Есенин читал поэму М.Горькому в Берлине. Горький вспоминал об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них». Какое настроение вызвала у вас поэма?
Домашнее задание: Ответить на вопросы на стр. 130. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев» Прочитать рассказ М. Горького «Песня о соколе»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.А.Есенин и его творчество Ширгазина Эвелина, 8 Б класс МОБУ «СОШ №7» г. Давлеканово
Сергей Есенин 3 октября 1895 г – 28 декабря 1925 г Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края— Только синь сосет глаза.
ДЕТСТВО ПОЭТА Село Константоново Рязанская область Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь.
«Нет поэта без Родины!» С.Есенин
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине!» С.Есенин
«Я,… наверно, навеки имею нежность грустную русской души…»
Памятник С.А.Есенину на Ваганьковском кладбище в Москве
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема: «С. Есенин. Слово о поэте.
«Пугачёв» - поэма на историческую тему»
Цели: 1. расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта;
2. развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;
3. дать понятие о драматической поэме.
Оборудование:
- книжная выставка «Юбилею Сергея Есенина посвящается»;
- презентация «С. Есенин. Страницы жизни и творчества»;
- презентация «Пугачев» - поэма на историческую тему.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Слово учителя.
«В этом имени слово – «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то в нём от русских песен:
Поднебесье, тихие веси.
Сень берёз и синь – рассвет.
Что-то есть в ней и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: « Сергей Есенин»
Всей России встают черты!»
Николай Браун
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о поэте Сергее Есенине, его творчестве. Давайте вспомним его биографию. (показ презентации, подготовленной специальным учеником)
С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи. (Подготовленные ученики читают стихи Есенина 2 чел)
-Ребята, каково ваше восприятие поэзии Есенина? Давайте вспомним некоторые факты из биографии Сергея Есенина (презентация, подготовленная учеником).
- Объяснение нового материала.
В 1920 году С.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачесвкое восстание привлекало внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Есенин желал прочесть эти события иначе, нежели это сделал А.С. Пушкин в «Истории пугачевского бунта». Он оспаривал «дворянскую точку зрения» Александра Сергеевича, а Пугачева вообще назвал «почти гениальным человеком».
- Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве?
Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?
Народные песни
«Капитанская дочка» Пушкин | ||
добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко
| Многогранная, сложная и противоречивая личность, глубокая связь с народом, носитель лучших черт русского народа, обладает находчивостью, сметливостью, умом, наблюдательностью, очень жестокий человек, хладнокровный и равнодушный к чужим человеческим судьбам, проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным | лучшие черты русского характера: живой ум («Я значенье свое разгадал…»), молодецкая удаль, честность, справедливость, ненависть к угнетателям, верность своему делу, особенное чувство родины. |
- Каким изображается Пугачёв в народных песнях?
- Каким изображает Пугачёва А. С. Пушкин?
(Отношение Пушкина к Пугачевскому восстанию выражено фразой: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». С точки зрения Есенина мятеж оправдан «стоном человеческой черни», которой недоставало лишь вождя.)
- Работа над фрагментами поэмы
Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной.
- Характеристика героев поэмы
Дома вы прочитали отрывки из поэмы.
- Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва? (образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу, но мятеж этот представляется ему справедливым. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)
- Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву?
(народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «родное золото славян». В изображении Есенина мужик мудрый, привык прилежно трудиться, но его придавили, «связали, вневолили». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний.)
- Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву? (Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль». Хлопуша заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям. )
- Художественные особенности поэмы
Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
«Ржет дорога в жуткое пространство» (О);
«Мне нравится степей твоих медь» (М);
«Луна, как желтый медведь» (С);
«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни» (О, Э);
«Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова»(С);
«Слышен прялки ровный разговор»(О,Э);
«Стонет Русь от цепких лапищ»(О,Э);
«Колокол луны скатился ниже»(М).
Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? (Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)
Задание 2. Найдите повторы в тексте, определите их роль.
(В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения(…), отдельные слова, целые фразы. Они усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание, дают напевную настройку).
- Итог урока.
Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».
- Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?
6. Домашнее задание: выразительное чтение монолога Пугачёва и Хлопуши, читать рассказ Шмелёва «Как я стал писателем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...