Рабочая программа по предмету «Литература» 9 «В» класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 «В» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
2) Примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г).;
3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
5) Программы курса «Литература». 5-9 классы. / Г. С. Меркин, С. А. Зинин. - М: ООО «Русское слово – учебник», 2020;
6) Учебника «Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч.» /авт.-сост. Г. С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.;
7) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._literatura.docx | 63.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ Газимуро-Заводская СОШ __________ /Уварова Г.Ф./ Приказ № ___ от _________2021 г. |
Рабочая программа
по предмету «Литература»
9 «В» класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Головина Анастасия Васильевна
Газимурский Завод, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 «В» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
2) Примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г).;
3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
5) Программы курса «Литература». 5-9 классы. / Г. С. Меркин, С. А. Зинин. - М: ООО «Русское слово – учебник», 2020;
6) Учебника «Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч.» /авт.-сост. Г. С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.;
7) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
Введение ( 1 час)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Из древнерусской литературы ( 4 часа)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.
Из русской литературы XVIII века ( 10 часов)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина.
Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Теория литературы: теория «трех штилей»; классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.
Русская литература первой половины XIX века ( 61 час)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.
И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Гамлет и Чацкий: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа.
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Воспоминания», «Кинжал», «В. Л. Давыдову», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал»), «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Что в имени тебе моем?..», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.
Реализм «Повестей Белкина» и «маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».
Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе.
Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; «онегинская строфа», лирическое отступление.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Нищий», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Из-под таинственной холодной полумаски...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Тучи», «Мой демон», «Монолог».
«Герой нашего времени» как первый русский философско- психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров.
«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Теория литературы: байронический герой; пафос; лирический мотив; историческая дума, гражданская сатира, философский роман; психологический портрет, образ рассказчика, типический характер; повествовательный цикл.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя - прозаика, особенности его творческого метода. Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Теория литературы: поэма в прозе, вставная повесть; образ-символ; ирония; художественное бытописание, литература путешествий; гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика.
Русская литература второй половины XIX века (12 часов)
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.
Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из русской литературы XX века ( 13 часов)
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма М. Горького «На дне».
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия.
Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н. Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.
Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение; традиции и новаторство.
Тематическое планирование
Раздел | Тема | Кол-во часов |
Введение | Введение | 1 |
Из древнерусской литературы | Из древнерусской литературы | 4 |
Из русской литературы XVIII века | Из русской литературы XVIII века | 10 |
Русская литература первой половины XIX века | Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века | 9 |
А.С. ГРИБОЕДОВ | 7 | |
А.С. ПУШКИН | 15 | |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | 15 | |
Н.В. ГОГОЛЬ | 15 | |
Русская литература второй половины XIX века | Русская литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) | 12 |
Из русской литературы XX века | Из русской литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) | 13 |
Резервные часы - 1
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
Введение | |||
1 | Великие сеятели доброго, вечного | ||
Из древнерусской литературы | |||
2 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | ||
3 | Герои и события в «Слове о полку Игореве» | ||
4 | Образ автора «Слова о полку Игореве» | ||
5 | Сравнительная характеристика «Золотого слова Святослава» и «Плача Ярославны» | ||
Из русской литературы XVIII века | |||
6 | Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма. | ||
7 | Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. | ||
8 | Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова. | ||
9 | Значение творчества Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. | ||
10 | Расцвет отечественной драматургии. | ||
11 | Расцвет отечественной драматургии. | ||
12 | Практическая работа по анализу классицистического произведения | ||
13 | Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. | ||
14 | А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | ||
15 | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» | ||
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века | |||
16 | Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. | ||
17 | Поэзия К.Н.Батюшкова | ||
18 | Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова. | ||
19 | Творчество В.А.Жуковского. | ||
20 | Элегии и баллады Жуковского . | ||
21 | Обучение анализу лирического текста. Практикум. | ||
22 | Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». | ||
23 | Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». | ||
24 | Анализ-исследование стихотворения. | ||
А. С. Грибоедов | |||
25 | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». | ||
26 | Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | ||
27 | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. | ||
28 | Чацкий и Молчалин. | ||
29 | Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. | ||
30 | Комедия «Горе от ума» и современность: типичность героев и ситуация, вечность образов и языка | ||
31 | И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | ||
А. С. Пушкин | |||
32 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики. | ||
33 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | ||
34 | Лирика любви и дружбы в творчестве А. С. Пушкина. | ||
35 | Тема природы в лирике А. С. Пушкина. | ||
36 | Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. | ||
37 | Анализ стихотворения. Практическая работа. | ||
38 | Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. | ||
39 | Реализм «Повестей Белкина» и «маленьких трагедий» (общая характеристика). | ||
40 | Замысел и история создания романа «Евгений Онегин» | ||
41 | Система образов романа «Евгений Онегин». | ||
42 | Образ Онегина и проблема «больного героя больного времени» | ||
43 | Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа | ||
44 | Картины жизни русского дворянства в романе. | ||
45 | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина» | ||
46 | Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | ||
М. Ю. Лермонтов | |||
47 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики. | ||
48 | Поэт и толпа в лирике Лермонтова. | ||
49 | Мотив одиночества как важнейшая категория лермонтовской поэтики. | ||
50 | Тема любви и вдохновения в лирике Лермонтова | ||
51 | Тема России в лирике Лермонтова. | ||
52 | Образ «потерянного» поколения в лирике Лермонтова. | ||
53 | Анализ стихотворения. Практическая работа. | ||
54 | «Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. | ||
55 | Сюжет и проблематика повести «Бэла». | ||
56 | Печорин как «портрет поколения» (по повести «Максим Максимыч») | ||
57 | Анализ главы «Тамань» | ||
58 | «Онегин нашего времени» (Глава «Княжна Мери») | ||
59 | Глава «Фаталист» как эпилог «истории души человеческой» | ||
60 | Черты романтизма и реализма в поэтике романа. В.Г. Белинский о романе. | ||
61 | Сочинение по роману «Герой нашего времени» | ||
Н.В. ГОГОЛЬ | |||
62 | По страницам изученных произведений Н.В.Гоголя. | ||
63 | Своеобразие творческого пути Н.В.Гоголя. | ||
64 | Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» | ||
65 | Замысел и история создания поэмы «Мёртвые души» | ||
66 | Губернский город NN и его обитатели | ||
67 | Образы помещиков в поэме. Манилов. | ||
68 | Образы помещиков в поэме. Коробочка. | ||
69 | Образы помещиков в поэме. Ноздрёв. | ||
70 | Образы помещиков в поэме. Собакевич. | ||
71 | Образы помещиков в поэме. Плюшкин. | ||
72 | Крестьянская Русь в поэме: от смирения к бунту | ||
73 | Чичиков и чичиковщина. | ||
74 | Образ автора и смысл финала поэмы. | ||
75-76 | Сочинение по поэме «Мёртвые души» | ||
Русская литература второй половины XIX века | |||
77 | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы. | ||
78 | И.С. Тургенев. Повесть «Первая любовь» | ||
79 | А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» | ||
80 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). | ||
81 | Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Поэзия Н.А. Некрасова. | ||
82 | Поэзия Ф.И. Тютчева. | ||
83 | Поэзия А.А. Фета. | ||
84 | Поэзия А.К. Толстого. | ||
85 | Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. | ||
86 | Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). | ||
87 | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. | ||
88 | Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия. | ||
Из русской литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) | |||
89 | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). | ||
90 | Драма М. Горького «На дне». | ||
91 | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи. | ||
92 | А. Блок «Двенадцать» | ||
93 | Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. | ||
94-95 | Повесть М. Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. | ||
96-97 | Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны | ||
98 | Литературный процесс 50—80-х годов | ||
99-100 | Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки. | ||
101 | Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов. Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. | ||
102 | Итоговый урок | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), При...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...
Рабочая программа по предмету "Литература", 7 класс под ред. В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа может помочь молодому специалисту при составлении рабочей программы по литературе для 7 класса под ред. В.Я Коровиной. Чётко выдержана структура рабочей программы. Календарно-...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по предмету «Литература», 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Ли...