Рабочая программа по предмету "Литература", 7 класс под ред. В.Я.Коровиной
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Ильченко Вера Владимировна

Данная рабочая программа может помочь молодому специалисту при составлении рабочей программы по литературе для 7 класса под ред. В.Я Коровиной. Чётко выдержана структура рабочей программы. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов (2 чаа в неделю, 35 учебных недель).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr._lit_7_kl.doc147 КБ
Microsoft Office document icon ktp.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Таврическая гимназия» Таврического муниципального района Омской области

Согласовано:                                                            Утверждаю:

Председатель методического совета                       Директор__________ /З.И.Петрова/

                                                                                     Приказ № _____ от_________ 2013 г.

____________ /Г.В.Негодова/

Протокол № ____ от __________ 2013 г.

Согласовано:

Руководитель МО учителей

____________ /_____________/

Протокол №____ от____________ 2013 г.

Рабочая программа

по предмету  «Литература», 7 класс

на 2013-2014 учебный год

                                                 Составитель:

                                                      Ильченко В.В.,

учитель русского языка и литературы

р.п. Таврическое

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

-основной образовательной программой МОУ «Таврическая гимназия»;

-на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008.

-на  основе учебника В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.  - М.: Просвещение, 2011.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирования оценивать и анализировать  художественные произведения, овладение выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующей цели:

формирование духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • поэтапно, последовательно формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • читать произведения отечественной и мировой литературы, понимать образную природу искусства слова, анализировать произведения, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзмом;
  • овладевать возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или в любом другом речевом высказывании), и создавать собственный текст, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного;
  • овладевать важнейшими общеучебными умениями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • обеспечить получение  доступного качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;
  • выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию собственно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • включать обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся.

Цели и задачи изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знаки и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знаний её источников и умения работать с ними;

Общая  характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19, 20 вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетаний концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

 В программе соблюдена системная направленность: курс 7 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература 18 века.
  4. Русская литература 19 века.
  5. Русская литература 20 века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Приоритетными методами обучения являются:

•    Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

•    Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

•    Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);

•    Исследовательский

Формы и средства контроля

 Формы обучения:

•    Коллективные.

•    Групповые.

•    Индивидуальные.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.

 Контроль:

  • промежуточный:

- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица),

- выразительное чтение,

- развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,

- заучивание наизусть,

- составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,

 - составление сравнительной характеристики по заданным критериям,

- творческие работы;

  • итоговый:

- сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода,

- тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания). 

Описание  места учебного предмета  в учебном плане.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 70 часов за учебный год.

Содержание  учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно0нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству  мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления) Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходства и различия пословиц разных стран мира на одну тему(эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представленя).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). 

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.  «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения   в   прозе.   «Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух   генералов прокормил».  Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение  покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория   литературы.  Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой,  родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). «Челкаш» (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

           Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория  литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

            Писатели улыбаются, или смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста,  зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

       Джордж Гордон Байрон» «Душа моя мрачна»  Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с  окружающим его творчеством. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

       Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

       О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

       Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

для учителя:

1.  Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2005.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

4. Крутова Н. Я., Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику Коровиной В.Я. – Волгоград: Учитель, 2013.

5. Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе.  В 2 ч. /  В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2011г.

6 .Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение».

7. Мультимедиа-энциклопедия.

8. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

9.  http://www.fun4child.ru/

для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение.

 2.Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе.  В 2 ч. /  В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2011г

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения программы учащиеся должны знать и понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

уметь:

•  Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

•   Выражать свое отношение к прочитанному;

•   Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•   Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

•   Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

•   Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•   Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

•   Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

•  выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно   прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Приложение

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеются не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

   

Произведения для заучивания наизусть:

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А. С. П у ш к и н. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

В. А. Жуковский. Приход весны.

А. К. Тол стой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина

(на выбор).

В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М.

С и м о н о в. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»,  Е. М. Винокуров «Москвичи»).

С.А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных уроков

Уроки развития речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Устное народное творчество

5

1

Из древнерусской литературы

3

1

Из русской литературы 18 века

2

Из русской литературы 19 века

28

2

2

2

Из русской литературы 20 века

22

1

1

5

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

6

1

Резервные

2

ИТОГО

70

4

4

8

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

и

основное содержание

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Виды контроля,

самостоятельной деятельности

Введение (1ч.)

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Беседа, урок-практикум

Тезисный план вступительной статьи учебника, вопросы и задания раздела.

Устное народное творчество (5 часов)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Урок изучения нового материала, беседа

Чтение преданий, вопросы к ним

3

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

1

Комбинированный урок, беседа

Вопросы и задания после изучения темы, рубрика «Обогащайте свою речь».

4

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, доброты, щедрости, физической силы.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Литературная викторина по прочитанным былинам; выразительное чтение, характеристика героев.

  5

Былина «Садко». Киевский и новгородский циклы былин. История жизни и путешествий героя. Образ Садко, фантастический образ морского царя.

1

Рассказ учителя, беседа

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания.

6

Карело-финский эпос «Калевала». История зарождения карело-финского эпоса. Понятие о рунах. Отражение в рунах природы, быта, хозяйства, занятий, обычаев народа.

1

Вн.чт.

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания

Древнерусская литература (3 часа)

7

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Составить план «Поучения» (???)

8

   «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Беседа, обучение устному рассказу

Составить план пересказа повести

9

Подготовка к письменной работе на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества». (темы см. стр. 51 раб. прогр. по Л.)

РР

Сочинение-рассуждение

                                                                                       

Из русской литературы 18 века (2 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Примечание (форма контроля)

10

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания рубрики «обогащаем свою речь».

11

Г.Р.Державин. Стихотворения «Признание», «Река времён в своём стремлении».  Поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении.

1

Рассказ учителя, беседа

Выразительное чтение стихотворений, вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова».

Из русской литературы 19 века (28 часов)

12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок «Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл 12.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

 

   Вопросы к статье о Пушкине, рубрика «Будьте внимательны к слову», «Развивайте дар слова».

13

А.С.Пушкин. Поэма  «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.

1

Рассказ учителя, аналитическая беседа

 Выразительное чтение, вопросы и задания

14

 А.С.Пушкин  «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции.

1

 Беседа, практикум

Выразительное чтение, вопросы.

15

 А.С.Пушкин.  Драма «Борис Годунов». (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

1

  РР

 Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина».Изображение «Маленького человека», его положение в обществе.   Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

1

Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу

Вопросы и задания

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

Аналитическая беседа, урок-практикум

  характеристика героев

18

 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

1

 Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

 Пересказ вступительной статьи о Лермонтове, вопросы к ней, элементы анализа текста.

19

 Проблема долга и чести в поэме Лермонтова. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов

1

 Беседа. Практикум

   Выразительное чтение, характеристика героев.

20

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

1

Обучение выразительному чтению, урок-практикум

 

Обучение элементам анализа одного стихотворения 

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Урок контроля знаний

 Контрольные вопросы, тестирование

22

 Н.В.Гоголь. Слово о писателе.  Товарищество и братство в повести  «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса  Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу  и подвигам во имя родной земли

1

 Рассказ учителя, беседа

 Элементы анализа текста.

23

 Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

1

Обучение устному рассказу, урок-практикум

 Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

24

 Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»

1

 РР

 Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения

25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ  «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, характеристика героев.

26

С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Выразительное чтение, элементы анализа текста.

27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины  

1

Урок изучения нового материала, практикум

Выразительное чтение, анализ эпизодов

28

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1

Обучение выразительному чтению, урок-практикум

Выразительное чтение, вопросы и задания

29

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

Беседа, обучение выразительному чтению

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах.  

30

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

Рассказ учителя, урок-беседа

Вопросы и задания рубрики «обогащайте свою речь», сравнительная характеристика героев.

31

М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

1

Вн.чт.

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы.

32

Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина»

1

 

Урок контроля

   

Викторина, тест

33

Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.  Сложность взаимоотношений взрослых и детей

1

Рассказ учителя, беседа

Сообщения, выборочный пересказ, элементы анализа текста.

34

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир

1

Беседа, обучение устному рассказу

Ответить на вопрос: Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева

35

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

Рассказ учителя, беседа;

урок изучения нового материала

Характеристика одного из героев А.П.Чехова, выразительное чтение, анализ эпизодов.

36

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»  Развитие понятий о юморе и сатире

1

Практикум

Пересказ, вопросы и задания.

37

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

1

ВЧ

Выразительное чтение, характеристика героев, анализ текстов.

38-39

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе  В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»

2

Практикум

Обучение анализу лирического текста

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ текста.

Из русской литературы 20 века (22 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Примечание (форма контроля)

40

И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Рассказ учителя (урок изучения нового материала), беседа

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова».

41

И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Образ Нефёда: готовность к самопожертвованию.  Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

1

ВН. чт.

Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина ???

42

М.Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство». Автобиографический характер повести.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

Рассказ учителя (урок изучения нового материала),  беседа

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни»

43

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Роль антитезы в изображении семьи Кашириных.

1

Беседа, обучение пересказу эпизода

Характеристика героев по плану, вопросы и задания.

44

Анализ  эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство».  Портрет как средство речевой характеристики

1

РР

Практикум

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

45

Легенда о Данко  из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы) и их роль в произведении.

1

Вн.чт.

УСР: Памятник горьковскому герою

46

В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

Беседа, урок изучения нового материала (обучение выразительному чтению)

Вопросы рубрики «Литература и другие виды искусства».

47

В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два  взгляда  на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание Понятие  лирического героя. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

1

Вн.чт.

Мини-сочинение по начальной фразе «Мне нравятся, не нравятся стихи Маяковского, потому что…» (???)

48

Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. Ведущая роль произведения.

1

Урок изучения нового материала, беседа

 

 

Составление цитатного плана произведения

49

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. «Юшка» и произведения фольклора – общее и различное.

1

Урок изучения нового материала, беседа

Выразительное чтение, элементы анализа текста.

50

А.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.  Вечные нравственные ценности. Талант мастера и человека в рассказе. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1

Урок изучения нового материала, беседа

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

51

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов (олицетворения, сравнения, метафоры, перифразы, звукопись, детали).

      1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Вопросы и задания

52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения (чтение наизусть)

1

Урок контроля

53

 Час мужества (интервью с поэтом -участником Великой Отечественной войны)

1

Вн.чт.

Конкурс стихотворений  о войне

54

Ф.Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

Урок изучения нового материала, беседа

Вопрос к статье о Ф.А.Абрамове, аналитический пересказ, элементы анализа текста.

55

Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа «Не дать погаснуть живому огню…» ( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)

1

Урок-практикум

Анализ текста, сравнительный анализ произведений.

56

Ю.П.Казаков Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как  мерило нравственности человека

1

Урок изучения нового материала, беседа

Комментированное чтение, вопросы и задания

57

 Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы

1

Урок-практикум

Выразительное чтение стихотворений наизусть

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое

1

Урок-практикум

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста

59

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. Главы из книги «Земля родная».  Духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы

1

Урок изучения нового материала, беседа

Комментированное чтение

60

 М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ  «Беда».  Смешное и грустное в рассказах. Способы создания юмористического.

1

Урок изучения нового материала, беседа

Пересказ, анализ текста, вопросы

61

Песни на стихи русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава  «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

1

Вн.чт.

Сообщения, выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста

Из литературы народов России (1час)

62

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1

Урок изучения нового материала, беседа

Выразительное чтение стихотворений Р.Гамзатова, элементы анализа текста.

Из зарубежной литературы(6 часов)

63

Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

Урок изучения нового материала, беседа

Найти художественно-выразительные средства (метафоры, антитезу), отражающие идейный смысл стихотворения

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» . Прославление подвига во имя свободы Родины

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста

65

Японские трёхстишия (хокку, хайку) Особенности жанра

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, элементы анализа текста

66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри.  Новелла «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Урок-семинар

Составление синквейна о любви (???)

67

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. Фантастический рассказ «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о чудесной победе добра

1

Вн.чт.

Ответить на вопрос: О чем писатель предупреждает человечество в своем рассказе «Каникулы»?  

68

Итоговая контрольная работа.

1

Контроль

Тестирование, ответы на проблемные вопросы.

69

70

Литературная викторина

1

Игра

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).

Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...

Рабочая программа. Литература. 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной.

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной....

Рабочая программа. Литература. 6 класс по учебнику В.Я. Коровиной.

Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику В.Я. Коровиной....

Рабочая программа Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. - М: 2013; Ч.1 - 399с., Ч.2 - 383с.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература&r...