Рабочая программа по предмету «Литература», 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit_5_klass.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»
«Принято» Руководитель МО Комендантова ИВ.. Протокол № __ от «__»________________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ Н.А. Кочура «__» ______________ 2013 | «Утвержденою» Директор МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа» Н.А. Проскурина Приказ № ___ от «__»_______________2013г. |
Рабочая программа
по предмету «Литература», 5 класс
на 2013-2014 учебный год
(2 ступень, базовый уровень)
на 2013-2014учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008 г.
Составитель: Штро С.П.
учитель русского языка и литературы.
п. Факел Социализма
2013
Пояснительная записка
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 105
Количество часов соответствует Федеральному базисному плану: 105 часов, т.е. 3 часа в неделю.
Тематическое планирование по литературе в 5 классе составлено на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего ( полного) общего образования
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008
и рассчитано на преподавание по учебнику:
- Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. Я.Коровина. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы.
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2006 | Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008 |
Формы обучения
Урок – беседа, урок-исследование, урок развития речи, урок внеклассного чтения, уроки с использованием ИКТ, уроки обучения чтению.
Методы и приемы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
- Уроки внеклассного чтения.
Виды деятельности учащихся на уроке
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методические средства обучения
Печатные издания
Список литературы
1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005
2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006
3) Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005
4) Литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ».
5) Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001
6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998
7) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996
8) материалы по литературе: 5-й Кл.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006
5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
Мультимедийные пособия
1. Хрестоматия по русской литературе.
2. Хрестоматия школьника.
3. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 кл.
4. Мультимедийные презентации.
Оборудование
- Комплект портретов писателей 19 в.
- Комплект портретов писателей 20 в.
- Альбом, 5 класс
- Фонохрестоматия, 5 класс.
- Презентация
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Р.р | В.ч. |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
Устное народное творчество | 10 | 1 | |
Из древнерусской литературы. | 2 | ||
Из литературы XVIII века. | 2 | ||
Из литературы XIX века. | 44 | 6 | 4 |
Из литературы XX века. | 29 | 6 | 2 |
Из зарубежной литературы. | 12 | 2 | 9 |
Заключительные уроки | 2 | ||
Резерв | 3 | ||
ИТОГО | 105 | 15 | 15 |
Тематическое планирование соответствует Программе общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008 . Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему. При планировании добавлено 3 часа в соответствии с Федеральным базисным планом, программа рассчитана на 102 часа. Так как в учебном году 35 недель, в рабочей программе предусмотрено 3 резевных часа.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе
Часов в неделю – 3
Учебных недель - 35
№ п/п | дата | Содержание урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
1 | 03.09 | Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека | Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. Индивидуальная: написать рассказ по пословице | знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии . Уметь: Создание связного текста на необходимую тему | Рассказ, работа с книгой, опорные записи Средства: учебник, дополнительная литература |
Устное народное творчество (10ч.: 9+1) | |||||
2 3 | 04.09 07.09 | Малые жанры фольклора: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни | Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации | знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. уметь создавать письменное оригинальное произведение | Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню. Средства: учебник, дополнительная литература, иллюстрации |
4 | 10.09 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» | Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова | Знать жанровые особенности сказки; схему построения уметь характеризовать героев сказки, отличать виды сказок | Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию. Средства: учебник, иллюстрации |
5 6 | 11.09 14.09 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка» | |||
7 8 | 17.09 18.09 | «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций | Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа | Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки. Средства: учебник, дополнительная литература, иллюстрации |
9 10 | 21.09 24.09 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» Бытовые сказки «Солдатская шинель» | |||
11 | 25.09 | Р.р.«Что за прелесть эти сказки! | |||
Из древнерусской литературы (2ч.) | |||||
12 13 | 28.09 01.10 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова | Знать жанры древнерусской литературы, особенность связи в летописном тексте отдельных предложений уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы | Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов Средства: учебник, дополнительная литература |
Из литературы XVIII века (2ч.) | |||||
14 15 | 02.10 05.10 | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу иметь понятие о родах и жанрах литературы | Работа по группам: творческое чтение Средства: учебник, схема анализа стихотворения |
Из литературы XIX века ( 44ч.: 34+6+4) | |||||
16 | 08.10 | Вн.чт-Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | лекция, беседа, выставка книг | Знать: басня как литературный жанр, русские и зарубежные баснописцы XVIII века фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. | Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями |
17 | 09.10 | И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок» | лекция, беседа | знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль . владеть навыком объяснения смысла морали уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях | Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями |
18 19 | 12.10 15.10 | «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года | сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр | Индивидуальная: выразительное чтение Средства: учебник, дополнительная литература, иллюстрации |
20 | 16.10 | Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали | устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение сопоставление с иллюстрацией; исследовательская: анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворон и Лисица» | Знать творческую историю басни, Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл, Уметь: находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; | Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариям Средства: учебник, дополнительная литература |
21 22 | 19.10 22.10 | В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки | Беседа, работа с книгой, иллюстрациями | Знать отличие литературной сказки от народной уметь приводить примеры антитезы | Индивидуальная: выразительное чтение сказки Средства: учебник, иллюстрации |
23 | 23.10 | Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады | Рассказ, беседа, чтение текста | Знать особенности жанра баллады уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского, определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными | Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций Средства: учебник, принадлежности для рисования |
24 | 26.10 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтический образ Арины Родионовны | Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов | знать о лицейских и детских годах жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила”
| Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога Средства: учебник, презентация |
25 | 29.10 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | |||
26 27 28 | 30.10 12.11 13.11 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добра и злых сил. Система образов сказки. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Противостояние Добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» | Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке | знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и русских народных | Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”. Средства: учебник, иллюстрации |
29 30 | 16.11 19.11 | Р.Р. сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского . | Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки | ||
31 | 20.11 | Вн.чт. Любимые сказки А. С. Пушкина Художественный мир пушкинских сказок. | Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Народная и литературная сказка | ||
32 33 | 23.11 26.11 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки | Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение Средства: учебник |
34 | 27.11 | В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке | Пафос произведения | ||
35 36 | 30.11 03.12 | М.Ю.Лермонтов. « Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино». -Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино | Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве | знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть Средства: учебник, иллюстрации |
37 38 39 | 04.12 07.12 10.12 | Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести | Рассказ, чтение текста произведения, комментирование | знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль | Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению Средства: учебник, иллюстрации |
40 | 11.12 | Н.А.Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | Рассказ учителя, связь с уроками истории, | уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; находить эпитеты, сравнения сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный | Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Средства: учебник, иллюстрации |
41 42 | 14.12 17.12 | Вн. чт.-«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Вн. Чт.Стихотворение «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | Самостоятельное планирование и проведение исследования | владеть навыком письменного развернутого ответа , начальными навыками литературоведческого анализа | Индивидуальная: раскрыть одну из тем: – Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”; – Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос |
43 | 18.12 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». | Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации | знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Средства: учебник, иллюстрации |
44 | 21.12 | Жизнь в доме барыни. Трагизм судеб крестьян. | |||
45 | 24.12 | Нравственное превосходство Герасима. | |||
46 | 25.12 | Обличение крепостного права | |||
47 | 11.01 | Р.р. Подготовка к сочинению «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?» | |||
48 | 14.01 | Урок контроля | Тест | Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева | Самостоятельная: выполнение теста Средства: раздаточный материал |
49
| 15.01 | А.А.Фет. «Весенний дождь». Природа человек в стихотворении, Воплощение красоты жизни. Обучение выразительному чтению | Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями | Знать особенности построения поэтического произведения, понятие параллелизма, уметь выделять средства передачи настроения.
| Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования. Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов. Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить стихи Тютчева и Фета Средства: учебник, иллюстрации, портрет поэта, словари |
50 | 16.01 | ||||
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие;: краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; | Знать биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: | Коллективная: Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Инд. задания: Средства: учебник, иллюстрации | ||
51 | 18.01 | -Нравственная основа рассказа | |||
52 | 21.01 | Р.р Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике | |||
53 54 55 | 22.01 25.01 28.01 | А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия» Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» Рассказы Антоши Чехонте | чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации | Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы, Коллективная: комментирование Средства: учебник, иллюстрации |
56 57 | 29.01 01.02 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе Лирика Ф.И.Тютчева. | Проведение исследования-анализа произведения | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Средства: учебник, иллюстрации, схема анализа стихотворения |
58 | 04.02 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. | Урок-концерт | Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Средства: учебник, иллюстрации | |
59 | 05.02 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии ХIХ века) | Проведение исследования-анализа произведения | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования Средства: схема анализа стихотворения |
Из литературы XX века ( 28ч.: 20+6+2) | |||||
60 | 08.02 | Вн.чт - И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | Объяснительно -иллюстративная | уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов Индивидуальная: выступления на темы “ выразительное чтение |
61 62 | 11.02 12.02 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Общение Васи с Валеком и Марусей. | Объяснительно -иллюстративная | уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция. Индивидуальная: выступления на темы “Жизнь и смерть Маруси” и “Жизнь и характер Валека” |
63 | 15.02 | Портрет как средство изображения героев. | |||
64 | 18.02 |
Р.Р. -Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения | |||
Объяснительно -иллюстративная | Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе | сцены повести. Письменные ответы на вопросы по повести Средства: учебник, иллюстрации | |||
65 | 19.02 | Р.р.Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | |||
66 | 22.02 | С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом» | Проведение исследования-анализа произведения | Знать, уметь характеризовать героев, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений | Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования. Групповая: самостоятельный анализ-исследование с опорой на схему, презентация выбранных стихов. Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение Средства: схема анализа стихотворения |
67 | 25.02 | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе | Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации | Знать содержание сказов П.П.Бажова уметь определять тему произведения, выделять проблемы. знать черты романтизма | Коллективная: чтение сказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве П. Бажова. Инсценировки Средства: учебник, иллюстрации |
68 | 26.02 | ||||
69 | 01.03 | К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Р.р.Нравственные проблемы произведения -Обучение отзыву о произведении | Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. знать черты романтизма | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского Средства: учебник, иллюстрации |
70 | 04.03 | ||||
71 | 05.03 | Вн.Чт. К.Г.Паустовский. Природа и человек в произведении «Заячьи лапы» | Работа с книгой, иллюстрации | Знать, уметь характеризовать героев, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение по рисункам Средства: учебник, иллюстрации |
72 73 | 11.03 12.03 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака | Работа с книгой, иллюстрации | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. Работа над ролью | Коллективная: чтение пьесы Беседа по вопросам. Групповая: анализ сцен Средства: учебник, иллюстрации |
74 75 | 15.03 18.03 | ||||
76 77 | 19.03 22.03 | А.П.Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя, оптимистическое восприятие окружающего мира | Работа с текстом, тренинг | воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы | Коллективная: беседа по вопросам. Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: “Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”? Средства: учебник, иллюстрации |
78 | 01.04 | Урок контроля | Тестирование | Индивидуальная:выполнение теста Средства: раздаточный материал | |
79 | 02.04 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | Работа с текстом | знать своеобразие творчества В. П. Астафьева знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа | Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам. Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов. Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя Средства: учебник |
80 | 05.04 | «Открытие» Васюткой нового озера | |||
81 | 08.04 | Р.р. Сочинение «Поэтизация русской природы» в литературе ХХ века. | |||
82 83 | 09.04 12.04 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов | Проведение анализа, исследования произведения | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Средства: учебник, иллюстрации, портреты поэтов |
84 | 15.04 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения. | Проведение анализа, исследования произведения | Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение. | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Средства: учебник, иллюстрации |
85 86 | 16.04 19.04 | Поэты о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века Средства: учебник, иллюстрации, портреты поэтов | ||
87 88
| 22.04 23.04 | Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». | Работа с книгой, беседа | знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что рассказы Саши Черного юмористические | беседа по вопросам. Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: С помощью каких художественных приемов достигается юмористический эффект рассказа Средства: учебник, иллюстрации, портрет |
Из зарубежной литературы (12ч.:1+2+9) | |||||
89 | 26.04 | Р.Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков | Работа с книгой, беседа | Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве Стивенсона. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Средства: учебник, иллюстрации, портрет поэта |
90 91 | 29.04 30.04 | Вн. чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Вн. чт Необычайные приключения Робинзона Крузо. Гимн неисчерпаемым человеческим возможностям | Работа с книгой, беседа | знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения, знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений | Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей). Групповая: подготовить сообщения на темы: – Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове? – Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы? Средства: учебник, иллюстрации, портрет поэта |
92 | 03.05 | Вн.чт Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Вн. чт Кай и Герда. Внутренняя красота героини. | Работа с книгой, беседа | знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника, владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!” | Коллективная: прочитать сказку Андерсена Групповая: подготовить сообщения на темы: «Герда в чудесном саду старушки-волшебницы», «Герда во дворце принца и принцессы» Средства: учебник, иллюстрации, портрет |
93 | 06.05 | ||||
94 95 | 07.05 10.05 | Р.р. Наши любимые сказки Х.К.Андерсена. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена | |||
96 | 13.05 | Вн.чт.Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | Рассказ учителя, работа с книгой, беседа | иметь представление о личности и творческой деятельности Ж. Санд; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: словесный портрет героев (словесное рисование) |
97 | 14.05 | Вн.чт.М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Вн. Чт Черты характера героев | Рассказ учителя, работа с книгой, беседа | иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: словесный портрет героев (словесное рисование Средства: учебник, иллюстрации, портрет |
98 | 17.05 | ||||
99 100 | 20.05 21.05 | Вн. чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Вн. чт Нравственное взросление героя рассказа, становление его характера | Рассказ, работа с текстом произведения, беседа | знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе | Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам. Групповая: 1 - краткий пересказ; 2 – пересказ от лица одного из персонажей; 3 – пересказ близко к тексту одного из эпизодов. Индивидуальная: подготовить сообщение о жизни и творчестве Д. Лондона Средства: учебник, иллюстрации, портрет |
Заключительные уроки (2ч.р.р.) | |||||
101 102 | 24.05 27.05 | Р.Р.«В мире литературы» Урок рекомендации книг для летнего чтения | Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения Средства: учебник, дополнительная литература |
103 104 105 | 28.05 | Резервные уроки. |
Всего уроков: 105
Уроков развития речи:15
Уроков внеклассного чтения:15
Дата | № п/п | Контрольная работа | Тема работы |
14.01 | 48 | Тест | Творчество А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева |
01.04 | 78 | Тест
| Творчество К.Г.Паустовского, С.Я. Маршака, А. П. Платонова |
08.04 | 81 | Р.Р. Сочинение | «Поэтизация русской природы» в литературе ХХ века. |
Приложения
К уроку № 48
Тест по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева 5 класс
1. Куда поступил А.С.Пушкин в 12 лет?
- в частный пансион при Петербургском университете
- в Московский университет
- в Царскосельский лицей
- в художественное училище
2. Как называлось имение, в котором прошло детство М.Ю. Лермонтова?
- Барханы
- Тарханы
- Шиханы
- Дубки
3. Н.В.Гоголь родился в местечке:
- Большие Сорочинцы
- Диканька
- Миргород
- Нежино
4. Любимым местом Н.А.Некрасов был
- сад во дворе
- река Волга
- город Ярославль
- село Гришино
5. И.С.Тургенев, приезжая в свое родовое именное Спасское – Лутовиново, увлекался:
- беседами с дворовыми людьми
- играми с крестьянскими ребятишками
- охотой
- учил крестьян грамоте
6. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение, в котором имеются строки
«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня»
- маме
- няне
- сестре
- жене
Из какого произведения строки: Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила.
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
- А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
- В.А.Жуковский «Спящая царевна»
- А.С.Пушкин «Сказка о спящей царевне»
8. Какому историческому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
- Отечественной войне 1812 года
- Крымской войне
- войне на Кавказе
- восстанию Пугачева
9. Кем Герасим служил в доме барыни?
- работал на поле
- дворником
- садовником
- помогал по дому
10. Какая картина, увиденная на реке Волге, ранила сердце юного Н.А. Некрасова:
- бурлаки тащили баржу
- бедность крестьянских детишек
- встреча со странниками
- охота
11. Какое художественно – выразительное средство использовано автором в приведенном отрывке:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
- эпитет
- метафора
- олицетворение
- гипербола
12. Ответьте письменно (4-5 предложений) на вопрос: какое произведение, изученных авторов, вам запомнилось и почему?
К уроку № 78
Контрольная работа по литературе для 5 класса по творчеству Бажова, Паустовского, Маршака, Платонова.
- Что в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка» волшебное, а что реальное? Объясните выражения:
-я в горе роблю;
-на глазах таял;
-парню забедно стало;
-обзарился.
2. Что можно сказать о характере Фильки из произведения Паустовского «Тёплый хлеб»? Почему его звали «Ну Тебя»?
3. От какой беды и как спас деда заяц в рассказе «Заячьи лапы»?
4. Что вы можете сказать о характере королевы в сказке-пьесе «Двенадцать месяцев» Маршака? Почему падчерице всё удаётся?
5. Почему часто явления окружающего мира кажутся Никите из рассказа Платонова враждебными? Опишите его характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...