Проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования.
статья по литературе
Статья об использовании проектно-исследовательской методики. Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования необходима в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_golovinoy_a.v.docx | 24.75 КБ |
prezentatsiya_na_ped.chten_.pptx | 109.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Головина А.В. –
учитель русского языка и литературы
МОУ Газимуро-Заводской СОШ,
первая квалификационная категория.
Проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования.
В последнее время меняется традиционная парадигма общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектно-исследовательская методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания[2].
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Многие школьные предметы требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учить преодолевать подобные трудности, дети учатся самостоятельно овладевать понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации[1].
Исследовательская деятельность учащихся, в частности создание проектов предоставляет учащимся возможности для самостоятельного поиска информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря). По содержанию- монопроекты и межпредметные проекты; по количеству участников: индивидуальные, парные и групповые; по продолжительности: долгосрочные и краткосрочные проекты[3].
Часто сами учебники нацеливают детей на создание проекта. Так, например, в своей практике мы используем учебник под редакцией Д.И. Шмелёва (на уроках русского языка). Начиная с пятого класса ученики увлечённо работают над темой проекта, которая оказалась им более интересной и проявляют при его создании абсолютную самостоятельность, целенаправленно шагая к достижению хорошего результата.
В прошлом году данный учебник предложил в одном из упражнений понаблюдать за речью своих друзей, родственников, другого окружения, например, одноклассников на предмет того, употребляют ли они в своей речи диалекты. Два подростка так этим увлеклись, что их деятельность переросла в проект, они заняли первое место на научно-практической конференции в прошлом году. До сих пор продолжают исследовать данную тему, и теперь их проект является не просто исследовательским, а долгосрочным, практико-ориентированным, дети создают словарь для библиотеки под названием «Диалекты родного села Газимурский Завод». Безусловно, он найдёт применение не у широкого круга читателей, но у учёной массы – школьников, студентов, преподавателей точно.
В нашей 11 – летней практике дети каждый год создают проекты по направлению «Литературоведение» и «Языкознание» и всегда прекрасно их защищают на конференции, занимая призовые места. Главное, чтобы детям было интересно работать над проектом – уметь заинтересовать (подобрать такую тему с детьми, которая будет им действительно интересна), и, конечно, направить. Ни о каком давлении со стороны педагога речи быть не может! Ребёнок сам целенаправленно ставит перед собой задачи, пытаясь разрешить определённую проблему, и движется к результату.
За всё время нашей работы самыми интересными темами для исследовательских проектов стали следующие: «Тема любви к Малой родине в творчестве местных поэтов», «Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока», « «Микрокосм» и «макрокосм» в творчестве С.А. Есенина, «Сленг в речи современных школьников», «Поэзия и антипоэзия в текстах современных песен», «Поединки в русской классической литературе», «Только эта жизнь имеет цену: по дневниковым записям Л.Н. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»», «Орфограммы на конфетных фантиках», «Имя в реке времени», «Псевдонимы, или кто скрывается под маской» и другие.
Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий[3].
№ | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность Учащихся | Деятельность учителя |
1 | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы | Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся |
2 | Планирование | а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды | Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся |
3 | Исследование | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4 | Формулирование результатов или выводов | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Консультирует учащихся. |
5 |
Защита проекта | Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
6 | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета |
Используя данную технологию повышения качества образования, мы можем с уверенностью сказать, что да, её использование приносит свои плоды, - дети становятся самостоятельнее, внимательнее, ответственнее, уверенно держатся на сцене, могут свободно строить устное монологическое высказывание, подобные успехи сказываются и на оценке за четверть. По предмету дети начинают заниматься гораздо лучше. Через проектную деятельность можно привить любовь к изучаемому предмету. Защищая свои проекты и слушая выступления других с той же целью, учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования необходима в современной школе. Современным детям, как и взрослым, нужно уметь проектировать даже свою жизнь в постоянно изменяющемся мире, когда мало бывает уверенности в завтрашнем дне. Необходимо учиться, чтобы в дальнейшем быть прекрасно устроенным в обществе и приносить этому обществу пользу!
Используемая литература:
- Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.
- Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.
- Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности, что достигается методом проектов.
Исследовательская деятельность учащихся предоставляет им возможности для самостоятельного поиска информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов Исследовательские подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования Приключенческие- игровые имитируют социальные или деловые отношения
информационные направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации практико-ориентированные предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря
Творческие: нацелены на результат в жанрах художественного творчества По содержанию: монопроекты и межпредметные проекты
по количеству участников: индивидуальные, парные и групповые по продолжительности: долгосрочные и краткосрочные проекты.
Этапы работы над проектом: 1. Подготовка. 2. Планирование. 3. Исследование. 4.Формулирование результатов или выводов. 5. Защита проектов. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности .
Используя данную технологию повышения качества образования, мы можем с уверенностью сказать, что да, её использование приносит свои плоды, - дети становятся самостоятельнее, внимательнее, ответственнее, уверенно держатся на сцене, могут свободно строить устное монологическое высказывание, подобные успехи сказываются и на оценке за четверть. По предмету дети начинают заниматься гораздо лучше. Через проектную деятельность можно привить любовь к изучаемому предмету. Защищая свои проекты и слушая выступления других с той же целью, учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования необходима в современной школе. Современным детям, как и взрослым, нужно уметь проектировать даже свою жизнь в постоянно изменяющемся мире, когда мало бывает уверенности в завтрашнем дне. Необходимо учиться, чтобы в дальнейшем быть прекрасно устроенным в обществе и приносить этому обществу пользу!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике
Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...
«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Проектная деятельность - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения. ...
Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.
Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация которой рассматривается сегодня к...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
I зональная республиканская конференция «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика» ...
Проектная методика как средство повышения эффективности урока иностранного языка.
Данная статья посвящена проблемам проектной методики в обучении ИЯ....