Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 7 «Б» класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
- Примерной программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018 г.);
- Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
- Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
- Программы Александровой О. М. «Родной русский язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020»
- Учебного пособия «Русский родной язык. 7 класс» / О. М. Александрова и др.- М.: Просвещение, 2019;
- Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).
Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана на17 часов (1 час в неделю в 1 полугодии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_rp_po_rodnomu_yazyku.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ Газимуро-Заводская СОШ __________ /Уварова Г.Ф./ Приказ № ___ от _________2021 г. |
Рабочая программа
по предмету «Родной язык (русский)»
7 «Б» класс
Составитель:
Головина А.В.,
учитель русского языка и литературы
Газимурский Завод
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
- Примерной программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018 г.);
- Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
- Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
- Программы Александровой О. М. «Родной русский язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020»
- Учебного пособия «Русский родной язык. 7 класс» / О. М. Александрова и др.- М.: Просвещение, 2019;
- Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).
Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана на17 часов (1 час в неделю в 1 полугодии)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условийи требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
- пояснять внешние причины изменений в русском языке;
-приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
- распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
-определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
-объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»
-соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён;
-существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
- употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
-корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; анализировать и различать типичные речевые ошибки
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
-выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
-анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную манеру общения;
-использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
-использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
-использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
-использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
-использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
-опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; -использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
- анализировать логико-смысловую структуру текста;
-распознавать виды абзацев;
- распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
- анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
- анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
-уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
-уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
-создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
- принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др. Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Язык и культура | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы | 1 | ||
Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 | ||
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | 1 | ||
2 | Культура речи | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение | 1 |
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях | 2 | ||
Трудные случаи употребления паронимов | 1 | ||
Типичные грамматические ошибки | 2 | ||
Нормы русского речевого и невербального этикета | 1 | ||
3 | Речь. Текст | Традиции русского речевого общения | 1 |
Текст. Типы текстов | 1 | ||
Разговорная речь. Спор и дискуссия | 1 | ||
Публицистический стиль. Путевые заметки | 1 | ||
Язык художественной литературы. Притча | 1 | ||
Итоговый урок. Защита проектов | 1 | ||
Итого | 17 ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
1 | Русский язык как развивающееся явление | ||
2 | Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы | ||
3 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | ||
4 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | ||
5 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение | ||
6 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях | ||
7 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях | ||
8 | Трудные случаи употребления паронимов | ||
9 | Типичные грамматические ошибки | ||
10 | Типичные грамматические ошибки | ||
11 | Нормы русского речевого и невербального этикета | ||
12 | Традиции русского речевого общения | ||
13 | Текст. Типы текстов | ||
14 | Разговорная речь. Спор и дискуссия | ||
15 | Публицистический стиль. Путевые заметки | ||
16 | Язык художественной литературы. Притча | ||
17 | Итоговый урок. Защита проектов |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1. Язык современной рекламы.
2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.
3. Типы устаревших слов в русском языке.
4. Этикетные формы обращения.
5. Как быть вежливым?
6. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
7. Межнациональные различия невербального общения.
8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского
языков).
10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках.
11. Анализ типов заголовков в современных СМИ.
12. Слоганы в языке современной рекламы.
13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.
14. Подготовка сборника притч.
15. Разработка личной странички для школьного портала.
16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и
эффективный» и т. п.
17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).
Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 7 класс
Пояснительная запискаНастоящая примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 7-го класса разработана на основеПримерной программы основного общего образовани...
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъекта...
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский) » для 10-11 класса.
Рабочие программы по новому предмету....
Рабочая программа по предмету "Родной язык"(русский) для 8-9 классов
Рабочая программа по предмету "Родной язык"(русский) для 8-9 классов...
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский) » для 5-7 класса
Рабочая программа по новому предмету....