План-разработка урока-игры "СУД НАД РАСКОЛЬНИКОВЫМ"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
План-разработка урока-игры по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
СУД НАД РОДИОНОМ РОМАНОВИЧЕМ РАСКОЛЬНИКОВЫМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud_nad_raskolnikovym.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План-разработка урока-игры по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
СУД НАД РОДИОНОМ РОМАНОВИЧЕМ РАСКОЛЬНИКОВЫМ
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Вид урока: ролевая игра.
Цель урока: обучение монологическим ответам, умению доказывать свое мнение с помощью примеров из текста; развитие умения мыслить оригинально, нестандартно, воспитание интереса к художественной литературе.
Задачи: 1.Обобщить знания учащихся по теме.
2.Выявить, насколько и как усвоено учащимися произведение, его художественная идея, так называемая нравственная сторона.
3. Научить учащихся правильно конструировать устную речь и точно формулировать свою мысль.
4. Обучить учащихся форме вопросно-ответного повествования.
Оформление: интерьер зала суда.
Подготовка к уроку: распределение ролей (по желанию учащихся), опережающее домашнее задание (подготовка учащимися выступлений), консультация учителя при подготовке выступлений.
Опережающее домашнее задание: с помощью Интернет-ресурсов дать классификацию преступления Раскольникова в свете уголовного законодательства Российской Империи 19-го века, определить основные моменты судопроизводства того времени.
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Добрый день. В первую очередь хочу поблагодарить всех наших гостей за внимание к нашему уроку. А он у нас сегодня необычный. Сегодня наши гости и вы сами окажетесь свидетелями необычного суда – суда над литературным героем Родионом Раскольниковым. Мы с вами закончили изучение романа Достоевского «Преступление и наказание», и сейчас вы покажете свои знания истории и литературы, определите свою позицию по отношению к главному герою романа Р.Р.Раскольникову. Обращаю ваше внимание на эпиграф, взятый к сегодняшнему уроку:
Мне отмщение и Аз воздам.
Евангелие.
Только Бог судья человеку и его собственная совесть.
Итак, вы в зале суда. Позвольте представить вам действующие лица судебного заседания (называет роли).
- Ролевая игра.
Секретарь: Прошу всех встать! Суд идёт!
Судья: Добрый день, господа присяжные заседатели и все присутствующие! Сегодня слушается судебный процесс по произошедшему 9 июля 1865 года около 19:30 часов вечера убийству госпожи процентщицы – коллежской секретарши Алёны Ивановны N., 1805 г.р. и её сестры – госпожи Лизаветы Ивановны N., 1830 г.р. Ввести обвиняемого! (полицейские вводят Раскольникова)
Секретарь: называет отсутствующих…
Судья: Слово предоставляется обвинителю, здешнему письмоводителю, работающему в конторе Александру Григорьевичу Заметову. Господин Александр Григорьевич, клянётесь ли вы перед судом и перед Богом говорить правду и только правду? Вам слово…
Заметов: … (первый раз я увидел господина Родиона Романовича у нас в конторе, и он уже произвёл на себя недоверчивое, сомнительное внимание, я сразу почувствовал, что этот человек совершил нечто ужасное. Причиной тому было то, что обвиняемый вёл себя очень странно, нервно, в моём присутствии, да ещё при дамах нагрубил поручику. Когда речь зашла о деньгах, которые с него взыскивала прежняя хозяйка квартиры, вовсе менялся в лице. Когда я ему начал диктовать форму отзыва, что мол заплатить пока не может хозяйке долг, что обещается тогда-то из города не выезжать, имущество не продавать, не дарить, Родион Романович услышал, как где-то в комнатах говорили про совершённое убийство. Он стал интересоваться этим преступлением, задавал вопросы, потом вдруг упал в обморок. Кроме того, я заметил, что когда обвиняемый подписывал бумагу, у него тряслись руки. На вопросы квартального надзирателя в моём присутствии он отвечал, что выходил 9 июля со двора в восьмом часу вечера, что ходил по улице. Вообщем я действительно, ваше сиятельство, считаю его виновным, так как в тот момент в конторе он кое-как стоял на ногах, еле-еле вышел из здания, будто чего-то боялся. А ещё я был свидетелем в питейной того, как господин Раскольников скупил массу газет за 9-16 июля, перечитывал их, что-то искал. Убеждён, он интересовался тем, как в печати описывают произошедшее убийство. На сегодняшний день я уверен, что убийство совершил именно он и сделаю всё возможное, чтобы доказать его вину.
Судья: Благодарю, Александр Григорьевич, но это ещё не весомые факты, чтобы считать подозреваемого преступником. (ударяет молоточком) Внимание! Для дачи судебных показаний приглашается защитник обвиняемого, человек с неоконченным юридическим образованием господин Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Дмитрий Прокофьевич, клянётесь ли вы перед судом и перед Богом говорить правду и только правду? Вам слово…
Разумихин: Я давно знаю Родиона, мы с ним приятельствуем, дружим ещё со студенчества. Он хороший молодой человек, справедливый, добрый, отзывчивый, не раз выручал многих наших общих знакомых из каких-либо передряг. Он никак не мог совершить такого зверского преступления, убив сразу двоих. Помню, Родька из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, Родион ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, поместил вскоре этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его. Много хороших дел совершал Родион. Единственное, что его угнетало, это то, что он потерял возможность давать уроки, что порой ему совсем было нечего есть. Я его очень жалею. Пытался помогать ему одеждой, предлагал заниматься переводами, хотел занять на некоторое время ему деньги, но упрямый Родька от всего отказывался.
Судья: Благодарю, Дмитрий Прокофьевич, за ценную информацию. (ударяет молоточком) Внимание! Для дачи судебных показаний приглашается хозяйка квартиры, в которой обвиняемый снимал комнату, госпожа Прасковья Павловна Зарницына. Прасковья Павловна, клянётесь ли вы перед судом и перед Богом говорить правду и только правду? Пристав следственных дел, Порфирий Петрович, вам слово…
Порфирий Петрович: Госпожа Прасковья Павловна, как давно вы знаете Родиона Романовича Раскольникова?
Зарницына: Вот уже 3 года, когда он приехал из провинции, так и начал снимать у меня комнату.
Порфирий Петрович: Имеете ли вы жалобы на обвиняемого?
Зарницына: Не то чтобы жалобы, просто нужно вовремя возвращать долг. Как только он начал снимать квартиру у Пяти Углов, он обещал жениться на моей дочери, но она… кровиночка моя…умерла от тифа… Так вот я вскоре переехала на другую квартиру, а ему разрешила снимать комнату в старой квартире с условием, что он мне даст заёмное письмо в 115 рублей. Он согласился. И я кредитовала его до последнего, пока он много не задолжал…
Порфирий Петрович: А что-нибудь положительное вы можете о нём сказать?
Зарницына: Конечно, припоминается что-то хорошее. На самом деле Родион Романович – человек добрый до крайности, милосердный. Помню, как однажды во время пожара ночью он вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжён.
Судья: Порфирий Петрович, имеются ли к госпоже Зарницыной ещё вопросы?
Порфирий Петрович: нет.
Судья: Прасковья Павловна, спасибо за показания, можете присесть на своё место.
Внимание! Для дачи судебных показаний приглашается служанка хозяйки квартиры, в которой обвиняемый снимал комнату, Настасья Никифоровна Петрова. Настасья Никифоровна, клянётесь ли вы перед судом и перед Богом говорить правду и только правду? Порфирий Петрович, вам слово…
Порфирий Петрович: Настасья Никифоровна, что вы можете сказать о Родионе Романовиче?
Настасья: Родион – добрый малый, чудненький, конечно, как-то по своему, но человек добрый, мухи не обидит. Зайдёшь бывало к нему в комнату, а он тебя словно не замечает, а всё лежит и смотрит в потолок. Заругаешь его, чего мол не идёшь работать, всё лежишь? – а он ответит, так думаю лежу, вот она работа… При мне он никогда не был высокомерным, порою запанибрата могли с ним попить чайку.
Порфирий Петрович: Хорошо, Настасья Никифоровна, а замечали ли вы в последнее время какие-либо странности в поведении обвиняемого?
Настасья: Да он всегда мне казался каким-то странным, а в последнее время особенно. Как ни зайдёшь, он находился постоянно в бреду, в забытьи, то сам себе улыбался, то негодовал. В моём присутствии грубил близким людям и очень важным лицам, чего раньше за ним не замечалось. Когда чай пили, у него тряслись руки. Практически ничего не ел.
Судья: Порфирий Петрович, имеются ли к госпоже Петровой ещё вопросы?
Порфирий Петрович: нет.
Судья: Настасья Никифоровна, спасибо за показания, можете присесть на своё место.
Внимание! Для дачи судебных показаний приглашается квартальный надзиратель господин Никодим Фомич и его помощник Илья Петрович. Никодим Фомич, Илья Петрович, клянётесь ли вы перед судом и перед Богом говорить правду и только правду? Порфирий Петрович, вам слово…
Порфирий Петрович: Никодим Фомич, когда обвиняемый явился к вам в контору, было что-то странное в его поведении?
Надзиратель 1: Да, несомненно, ведь лица человеческого не было на Родионе Романовиче, руки дрожали, порою нёс какой-то бред и в итоге вовсе упал, а бред начал нести, как услышал об убийстве старухи и её сестры.
Порфирий Петрович: А вы, Илья Петрович, что можете добавить к сказанному?
Надзиратель 2: Ну во-первых, обвиняемый – ненормальный человек. Придрался ко мне в конторе, что я при них закурить изволил, а сам деньги не платит, ещё чему-то меня учить будет… А во-вторых, он действительно очень-очень тогда нервничал…
Судья: Порфирий Петрович, имеются ли к свидетелям ещё вопросы?
Порфирий Петрович: нет.
Судья: Уважаемые надзиратели, спасибо за показания, можете присесть на своё место.
Внимание! Для дачи судебных показаний приглашается госпожа Авдотья Романовна Раскольникова – сестра подсудимого. Авдотья Романовна, клянётесь ли вы перед судом и перед Богом говорить правду и только правду?
Порфирий Петрович:
(Таким же образом допрашиваются все остальные свидетели)
Г-н Пётр Петрович Лужин, г-н Андрей Семёныч Лебезятников, доктор г-н «Алексей Петрович» Зосимов, г-н Андрей Ильич Кох, г-н студент Сергей Сергеич Пестряков, г-н Зарайского уезда, красильщик Николай Дементьев, маляр-красильщик г-н Дмитрий Афанасьевич, госпожа Софья Семёновна Мармеладова, одновременно приглашаются дворник Иван Иванович и его жена Мария Сергеевна (они сообщают, что больно знакомый вид обвиняемого, та же шляпа и прохудившееся пальто, что они не раз видели этого человека около дома убиенных), далее одновременно приглашаются второй дворник г-н Николай Степанович и мещанка г-жа Наталья Наумовна (они будут утверждать, что именно в тот вечер, 9 июля около 8 часов вечера бродил в полном смятении по улицам города и спотыкался главный подозреваемый в убийстве – Родион Романович), потом приглашаются надворный советник Иван Крюков (который видел, как из старухиного дома в тот вечер выходил Раскольников) и мещанин г-н Семён Захарович (который видел, как из дома убиенных в тот вечер около 19:40 ч. выбежали сначала один за другим красильщики, подшучивая и играя, потом же сам обвиняемый, я знал, что он убыл, из прохудившегося пальто чуть выглядывали награбленные вещи и руки были спрятаны в карман, как будто чтобы скрыть, что ногти в крови).
Судья: повторно приглашаются для дачи судебных показаний защитник подсудимого господин Дмитрий Прокофьевич Разумихин и обвинитель г-н Александр Григорьевич Заметов.
Разумихин: отвечает на вопросы….
Судья: Подсудимый, встаньте! Вы выслушали прения со стороны обвинителя и защитника, теперь слово предоставляется вам.
Порфирий Петрович: задаёт наводящие вопросы…
Раскольников: признаётся во всех своих замыслах и в совершении преступления…
Судья: ударяя молоточком, «Тишина в зале!!!»
Секретарь: Внимание! Суд удаляется на время вынесения приговора (судья и секретарь выходят за дверь), через 3 минуты секретарь заходит и объявляет: всем встать! Суд идёт! Суд вынес приговор!»
Судья: бывший студент господин Родион Романович Раскольников 1840 года рождения согласно нарушения статьи 5 пункта 2 закона Российской Империи от 1865года признан виновным в совершении преступления над госпожой процентщицей, коллежской регистраторшей Алёной Ивановной 1805 года рождения и её сестрой госпожой Лизаветой Ивановной 1830 года рождения, зверски убитых орудием убийства топором и обнаруженных 9 июля 1865 года в 20:15 вечера в собственной квартире.
Суд постановил, что преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном помешательстве – увлечении некоторой идеей, которую обвиняемому хотелось воплотить в жизнь.
Родион Романович Раскольников не совсем похож на обыкновенную убийцу – дверь, совершая убийство, забыл закрыть… не воспользовался награбленным, что было рассмотрено судом как часть пробудившегося раскаяния.
Следовательно, в связи с отсутствием ясных улик, ввиду показаний господина Дмитрия Прокофьевича Разумихина и госпожи Прасковьи Павловны Зарницыной суд вынес следующий приговор: Раскольников Родион Романович виновен в совершении преступления и приговорён к каторжной работе второго разряда на срок до 8 лет во уважение явки с повинною. Обвинённого вывести!!!
(Соня, Дуня кидаются к нему, прощаются, плачут, их успокаивает Разумихин)
Судья: судебный процесс объявляется закрытым!
III. Заключительное слово учителя, объявление домашнего задания.
Закончено изучение романа Достоевского. Каждый из Вас определил свою позицию, выявил свое отношение к главному герою, к проблеме, поставленной в романе.
Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за униженных и оскорбленных пронизаны все романы Достоевского. Мне кажется, он никогда не написал бы своих романов, в том числе и «Преступление и наказание», если бы не стоял на эшафоте, если не был бы поклонником письма Белинского к Гоголю, если бы сам не прошел через искус насильственного изменения общества. Лишь тот, кто все это испытал на себе, мог так остро чувствовать опасность власти идеи над человеком. Человек у Достоевского затевает спор с идеей. Идея, порожденная самим же человеком, стремится овладеть своим творцом, она получает невиданные права на него. Это рабство человека по отношению к идее и осуждается писателем. Люди, живущие только идеями, а не чувствами, в романах писателя или убийцы (Раскольников), или самоубийцы (Ставрогин).
Достоевский отрицает ту внутреннюю свободу, какую предоставляет человеку право на кровь. На мой взгляд, именно эта внутренняя свобода, свобода от моральных законов человеческого общества, и порождает войны, тотальное мышление, тоталитаризм. Мы, граждане великой России, должны задуматься над этим. Наша страна прошла через ужас тоталитаризма. Достоевский сумел как раз предугадать, к чему приведет человечество вот такая вот идея, подобная идее Раскольникова. Конечно, человеческая цивилизация, наверное, никогда не освободится от насилия, но, тем не менее, мы на опыте Родиона Раскольникова, героя Достоевского, должны задуматься над вопросом: всегда ли может быть достигнута высокая, благородная цель путем насилия, преступления или лжи?
Благодарю всех участников этого судебного процесса, за активное участие всем присуждаются положительные оценки.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему: «Суд над Родионом Раскольниковым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-разработка урока в 5 классе "Супермалай" по Сингапурской структуре обучения (по учебнику Хайдаровой Р.З.)
Урок разработан по Сингапурской структуре обучения. Использованы 7 приемов по Сингапурской системе. Участвуют 4 команды по 4 ученика.У каждой команды есть капитан и девиз....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
План-разработка мероприятия по английскому языку "Традиции Рождества"
На мероприятии учащиеся знакомятся с традициями празднования праздника рождества в Великобритании. В форме игр, викторин, конкурсов проходят все этапы празднования. Знакомятся с историей праздника, пи...
план разработка по физике на тему внутренняя энергия
в этом материале даетс я план урока по физике. дается понятие внутренней энергии. описываается способы изменения внутренней энергии...
План-разработка урока с использованием технологии SCRUM 5 класс
План-разработка урока с использованием технологии SCRUM...
Сценарий досугового мероприятия План разработки конкурсно-игровой программы (КИП)
Сценарий досугового мероприятияПлан разработки конкурсно-игровой программы (КИП) Название: «Открытия лагерной смены»Автор * (авторский коллектив). Саакян Джульетта Левоновна, место учебы Ф...
План разработки фрагмента консультации для родителей (законных представителей) учащихся
Тема консультации для родителей (законных представителей) Зависимость от социальных сетей...