А.С.ПУШКИН. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
материал по литературе (10 класс)
Время создания поэмы. Сюжетная основа и время действия. Тематика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mednyy_vsadnik.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С.ПУШКИН. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Время создания поэмы. Сюжетная основа и время действия. Тематика.
В расцвете творческих сил поэт создал поэму «Медный всадник» — никем не превзойдённый гимн северной столице. «Петербургская повесть» — таков авторский подзаголовок поэмы, написанной в октябре 1833 г. в Болдино.
Сюжетная основа произведения – петербургское наводнение, произошедшее 7 ноября 1824 года. Пушкин подчеркивает строгую историческую достоверность событий, описанных в поэме. Так, в авторском предисловии к произведению он отмечает: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Временные рамки поэмы шире ее сюжетного действия. Поэт совершает экскурс в эпоху Петра I, рассказывает о грандиозном замысле самодержца. Затем он говорит о переменах, произошедших через сто лет. Автор описывает само наводнение 1824 года и события, непосредственно за ним следующие. Важнейшей темой произведения становится также судьба «маленького человека».
Проблематика
Главная проблема, поставленная в «Медном Всаднике», – личность и государство. Пушкин осмысляет глубинное противоречие между личностью «маленького человека» и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности Петра I. С одной стороны, осуществленные им реформы укрепили Российское Государство. Город, построенный на Неве, стал символом величия и славы России. С другой стороны, этот город оказался причиной несчастий, страданий, гибели «маленького человека».
Еще одна важная проблема произведения – это человек и природа. В природной стихии Пушкин показал грозную Божественную силу, непокорную человеку, неподвластную воле царей.
Идейная направленность
Идейный смысл поэмы неоднозначен.
С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра, восхищается прекрасным городом на Неве, преклоняется перед величием и славой России.
С другой стороны, поэт глубоко сочувствует, сострадает «маленькому человеку», ставшему невольной жертвой петровских преобразований.
Жанровое своеобразие
«Медный Всадник» – это лироэпическая поэма. В ней повествование о событиях и персонажах сочетается с лирическим самовыражением автора. Так, например, вступление к поэме включает в себя взволнованный монолог поэта, воспевающего Петербург.
Пушкин дает и собственное жанровое определение «Медному Всаднику». В подзаголовке он называет произведение «петербургской повестью». Пушкин своим произведением утверждает новый в русской литературе жанр петербургской повести о бедном чиновнике, «маленьком человеке». Впоследствии (уже в прозаической форме) этот жанр получит развитие в произведениях Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, других русских писателей.
Композиция: сюжетное построение, основные образы.
Поэма включает в себя вступление и две части.
Во вступлении автор осмысляет историческое значение деятельности Петра I для России.
Вступление содержит экспозицию образа Петра I. Царь предстает здесь как выдающийся государственный деятель, поставивший перед собой задачу преобразовать Россию, сделать её великим государством, прорубить «окно в Европу».
Хотя царь описывается во вступлении как реальное историческое лицо, выглядит он уже здесь монументально. Величественная фигура самодержца показана на фоне дикой, первозданной природы:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Поэт рассказывает о грандиозном замысле Петра:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Далее поэт рассказывает о воплощении замысла Петра – о прекрасном городе, выросшем на берегу Невы:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Пушкин не скрывает своего восхищения творением Петра. Отсюда высокий стиль, использование славянизмов («юный град», «полнощных стран краса и диво», «из топи блат»).
Затем следует лирический монолог поэта, где он говорит о своей любви к Петербургу. Поэт любуется архитектурой города, величавым течением Невы, красотой белых ночей:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
Пушкин прославляет военную мощь России:
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Эти строки напоминали современникам Пушкина о славной победе России в войне 1812 года.
Поэт особо отмечает значение таких торжественных моментов в жизни Российской Империи, как рождение наследника Престола и победа над врагом, причем вызываемое этими событиями ликование оказывается сродни радости созерцания весеннего пробуждения Невы:
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Таким образом, Петербург у Пушкина – это символ новой, преображенной России.
Между тем реформаторская деятельность Петра, по убеждению поэта, принесла России и ее народу не только величие, но и тяжкие страдания. «Печален будет мой рассказ», – замечает поэт в конце вступления, готовя читателя к скорбным событиям, описанным в первой и второй частях поэмы.
Первую часть «Медного Всадника» открывает мрачная картина осенней природы. Нева сравнивается с больным человеком:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.
Далее автор знакомит нас со своим героем:
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой…
Экспозиция образа центрального персонажа занимает первую половину первой части поэмы. Поэт объясняет, почему он выбрал для своего героя имя «Евгений»:
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Евгений происходит из древнего аристократического рода. Однако в ту эпоху, когда происходит действие поэмы, его фамилия уже мало кому о чем-то говорит:
Прозванья нам его не нужно.
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало,
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало,
Но ныне светом и молвой
Оно забыто…
Евгений – типичный мелкий чиновник, «маленький человек»:
Наш герой
Живет в Коломне, где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Отметим, что «маленькие люди» – порождение петровских преобразований, которые превратили Россию в государство чиновников.
Не следует забывать и о том, что галерея «маленьких людей» в русской литературе восходит к Пушкину. Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» – первый в их ряду, вторым оказывается Евгений из «Медного Всадника». Позже в русскую литературу войдут герои Гоголя (например, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского.
О миросозерцании «маленького человека» можно судить по его мечтам:
О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь…
<…>
Жениться? Ну… зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, он молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Он кое-как себе устроит
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокоит.
Евгения, в отличие от царя-самодержца, волнуют не грандиозные планы государственного масштаба, а дела насущные: он мечтает о семейном счастье, о воспитании детей.
Существенно также, что возлюбленная Евгения не аристократическая дама, а простая девушка Параша, с которой он собирается разделить скромную и многотрудную семейную жизнь.
В стихах поэта выражено сочувствие «маленькому человеку», искреннее внимание к его заботам.
При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе, которая вырисовывается уже во вступлении к поэме и в первой ее части. Величественная фигура Петра на фоне пустынной, спокойной Невы противопоставлена погруженному в житейскую суету Евгению – «маленькому» и по государственным меркам ничтожному человеку, возвращающемуся домой близ реки мятущейся, беспокойной, внушающей герою страх за близких людей.
Вторая половина первой части поэмы посвящена описанию наводнения. Разбушевавшаяся Нева выступает как беспощадная природная стихия, которая мстит человеку за то, что он пытался ограничить ее свободу, заковал в гранит. При описании стихийного бедствия Пушкин использует развернутые олицетворения, сравнения, красочные эпитеты. Нева предстает перед нами как страшный зверь, уничтожающий все вокруг:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…
Не случайно Александр I, под конец царствования которого произошло наводнение 1824 года, произносит знаменательные слова: «С Божией стихией царям не совладеть». Силы природы символизирует здесь Божий гнев в отношении людей, решивших подчинить себе стихию, и здесь даже царь оказывается бессильным. Природа мстит человеку за произвол над ней.
Существенно, что Пушкин подчеркивает неразрывную связь между бедствиями, вызванными наводнением, и давним решением Петра построить город именно в этом месте – вопреки законам природы. В результате страшные страдания жителей Петербурга, прежде всего «маленьких людей», оказались следствием деятельности Петра в предшествующем столетии.
Не случайно в конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь противопоставлены, только самодержец выступает здесь уже не как историческая личность, а как статуя, «кумир». Евгений, спасающийся от наводнения, сидит «на звере мраморном верхом» и видит перед собой неподвижное изваяние Петра. При этом монумент оказывается «обращен к нему спиною»: получается, что отчаявшийся «маленький человек» не может рассчитывать на помощь:
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Таки образом автор вновь подчеркивает трагическое противостояние двух героев, противоположность их позиций.
Во второй части поэмы рассказывается о гибели Параши, о сумасшествии Евгения, о его бунте против власти, наконец, о его собственной гибели.
Гибель Параши приобретает в поэме символическое значение: это знак несчастий всех простых людей – жителей Петербурга, оказавшихся заложниками петровских преобразований. Смерть невесты стала также причиной сумасшествия Евгения. Его сознание не выдержало тяжких испытаний:
Но бедный, бедный мой Евгений…
Увы! Его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял…
Отметим, что мотив сумасшествия в связи с темой Петербурга широко освещается в последующей русской литературе. Вспомним, к примеру, «Записки сумасшедшего» Гоголя, сны-кошмары Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского.
Во второй части поэмы содержится и ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, которую олицетворяет собой статуя Петра. Автор заранее готовит читателя к этому новому противостоянию Евгения и Медного Всадника. Вновь повторяются детали их первой встречи, случившейся во время наводнения:
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой…
Поэт в лирическом монологе обращается к статуе Петра – символу самодержавной власти:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Пушкин подчеркивает здесь всю грандиозность облика Петра. Между тем и фигура Евгения в момент его бунта против кумира становится по-своему величественной. Не случайно поэт в обрисовке «маленького человека», как и в описании статуи самодержца, использует лексику высокого стиля1:
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло…
Два противника стилистически «уравниваются»: у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Герой в исступлении произносит слова, исполненные гнева:
Добро, строитель чудотворный!
<…>
Ужо тебе!
Заканчивается бунт кошмаром Евгения. Медный Всадник преследует свою жертву.
В своеобразном эпилоге, не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения, не выдержавшего схватки с жестокой судьбой:
У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога.
Важную роль в произведении играют образы-символы. Образ Петербурга несет в себе идею новой, преображенной России с ее величием и славой. Одновременно Петербург – символ несчастий, страданий простых людей.
Разбушевавшаяся Нева – символ Божьего гнева, обрушившегося на человека, задумавшего подчинить себе природную стихию.
Наконец, Медный Всадник – олицетворение самодержавной власти в ее трагическом противостоянии народу. Конь – российский народ, Всадник – самодержец, поднявший своих подданных «на дыбы».
Вопросы.
- Где и когда Пушкин написал поэму «Медный Всадник»?
- Сюжетная основа произведения.
- Проблематика.
- Идейная направленность.
- Жанр.
- В каком городе происходят события, описанные в произведении «Медный всадник»?
- На берегу какой реки происходят события произведения «Медный всадник»?
- Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?
- Какое стихийное бедствие описывается в поэме?
- О какой исторической личности идёт речь во вступлении к поэме?
- Кто такой Медный всадник?
- Имя главного героя поэмы.
- Сюжет произведения.
- Основной конфликт произведения «Медный всадник».
- Чем заканчивается поэма?
- Образы-символы.
- Авторское отношение к Петру Великому и главному герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...
Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Комплексный анализ поэмы Пушкина "Медный всадник"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
урок литературы А.С.Пушкин "Медный всадник"
Презентация к уроку литературы по теме "А.С.Пушкин "Медный всадник"...
«На берегу пустынных волн…» (вступление к петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник»).
Цель урока: познакомить учащихся с поэтикой А.С. Пушкина на примере вступления к петербургской повести «Медный всадник», поработать над интонацией, лексикой, подготовить к выразительному чтению текста...
Сюжет и композиция поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"
В этой презентации показаны картинки из поэмы и рассказан сюжет и композиция....