Сюжет и композиция поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"
презентация к уроку (10 класс) по теме
В этой презентации показаны картинки из поэмы и рассказан сюжет и композиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhet_i_kompozitsiya_mednogo_vsadnika_a._pushkina.pptx | 761.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Она соединяет в себе две темы: личности и народа и тему «маленького человека». В поэме есть подзаголовок – «Петербургская повесть». Он указывает на эти же две темы: историческую и величественную, а также – тему простого человека. Далее следует предисловие: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом ». Во вступлении к поэме создается величественный образ Петра I, который прославил свое имя многими славным деяниями. «Из тьмы лесов» и «топи блат» он создает прекрасный город. Петербург явился олицетворением могущества и славы России. «На зло надменному соседу» Петр I укрепил русское государство на берегах Балтийского моря и т.д. Даже через сто лет Петербург прекрасен и величественен. Он, по мнению поэта, лучший город на земле. Вступление заканчивается гимном Петру и Петербургу: Красуйся, град Петров, и стой Непобедимо, как Россия.
Основная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. Петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и страдают. Одним из таких людей является и Евгений – герой произведения. О нем рассказывается в первой части поэмы. Это «человек обыкновенный». Он потомок славного и древнего рода, но теперь заурядный российский обыватель. Евгений – обычный мелкий служащий. Он получает крохотное жалованье, мечтает дослужиться до «местечка». Кроме того, у героя есть и личные планы: обрести тихое семейное счастье с такой же бедной, как и сам герой, девушкой Парашей. Она живет вместе с матерью в «ветхом домике» на окраине Петербурга. Но начинается страшное наводнение, которое уничтожает все на своем пути. Оно разрушает дома, лишает людей крова, тепла и даже жизни:
Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны , кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Евгений беспокоится за свою Парашу. Их ветхий домик волны Невы должны смыть в первую очередь. В конце первой части герою кажется, что он видит это бедствие. И над всем, спокойно и величественно, возвышается памятник Петру.
Вторая часть поэмы рисует последствия наводнения. Для Евгения они страшны. Герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. Виновником своей трагедии обезумевший Евгений считает Медного всадника – двойника самого Петра. В его расстроенном воображении Медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной Россию поднял на дыбы», «ужасен он». Воспоминания о трагедии на затопленной «Петровской площади» превращают Евгения, исполненного ненависти и возмущения, в бунтаря: И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! - Шепнул он, злобно задрожав, - Ужо тебе!..»
Но бунт Евгения лишь вспышка, совершенно бессмысленная. Борьба с Медным всадником безумна и безнадежна: до утра он преследует несчастного Евгения по улицам и площадям Петербурга. В итоге Евгений умирает рядом с разрушенным домиком Параши: У порога Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога.
Интересно, что композиция Вступления зеркальна: I. Мир до города ______ («На берегу пустынных волн…») II. Думы Петра ______ («Здесь будет город заложён…») III. Город Петра ______ («Прошло сто лет…») VI . До повести («Начну своё повествованье…») V . Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…») IV . Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)
Домашнее задание. Прочитать поэму. Выучить отрывок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:<Роман И.С.Туренева "Отцы и дети".История создания романа.Сюжет и композиция.
конспект урока литературы...
Урок литературы в 8 классе "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Урок по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" с иллюстрациями и тестовым заданием....
План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».
План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...
История создания поэмы «Мцыри». Сюжет и композиция.
Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, помогает научить выявлению структурных особенностей произведения; обеспечить знание учащихся понятия композиции...
конспект урока литературы в 9 классе «Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души"
В процессе урока учащиеся заняты поиском ответа на вопросы - проблемы: " Почему првым помещиком, с кем встречается Чичиков, Манилов"? является ли Манилов "мертвой душой?"...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цель: определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"....