Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя.
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Карбусова Ирина Евгеньевна

Презентация знакомит с этапами жизненного и творческого пути писателя, его мировоззреческими позициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dostoevskiy._dlya_pechati.zip362.53 КБ

Подписи к слайдам:

(1821 – 1881)
Писательпублицисткритик
В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский Я скажу вам про себя, чтоя - дитя века, дитя неверияи сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоиттеперь эта жажда верить. Ф.М.Достоевский
В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота - с болезненной мнительностью, замкнутость - с искренностью и откровенностью, сердечность и участие - с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность - с непроницаемостью, серьезность - с легкомыслием. Э.М.Румянцева Флигель Мариинской больницы
Отец писателя -Михаил АндреевичДостоевский
Ф.М.Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных.
Мать писателя –Мария Федоровна Нечаева (Достоевская)
1789 -1839
1800 -1837
Часто по вечерам в доме Достоевских устраивались семейные чтения. Читали Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.И.Лажечникова, сочинения западноевропейских писателей. Любовь к Пушкину Достоевский пронес через всю свою жизнь. Первоначальным обучением детей занимались родители и приходящие учителя. 1833 г. – полупансион Сушара, через год – пансион Л.И.Чермака. «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность… по-моему, это была ошибка…»
1838 – 1843 г.г. – учеба в Главноминженерном училище в Петербурге. Первые литературные опыты (исторические трагедии «Борис Годунов», «Мария Стюарт»- не сохранились)
1843 – 1844 г.г. – служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. Отставка.
1845 год – роман «Бедные люди»(высокая оценка романа В.Г.Белинским)
Образ Петербурга, образ «маленькогочеловека», тема психологической двойственности человеческой личности,противоречий мечты и действительности, возникшие в «Бедных людях», продолжаются в произведениях:«Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.),«Неточка Незванова» (1846-1849 г.г.).
С 1847 года Достоевский сближается с социалистом-утопистом М.В.Буташевичем-Петрашевским, посещает «пятницы» петрашевцев. Критика правительства, свобода и социальная справедливость, отмена крепостного права, революционный переворот- идеи петрашевцев. В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное «дерзкого вольнодумства» (по словам тайного агента). 23 апреля 1849 года тридцать семь участников кружка, в т.ч. Достоевского, арестовали и отправили в Петропавловскую крепость (Алексеевский равелин). После семи месяцев следствия последовал приговор – «подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни.«Момент этот был поистине ужасен. Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался полминуты». Но выстрелов не последовало…- Его Величество … повелел вместо смертной казни … в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым…
25 декабря 1849 года Достоевскогозаковали в кандалы и отправили в дальний путь…Тобольск. 6 дней в пересыльной тюрьме. Встреча с женами декабристов – Ж.А.Муравьевой, П.Е.Анненковой,Н.Д.Фонвизиной, которые навещалиссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждому подарили Евангелие. Книгу эту Достоевский берег всю жизнь, как святыню.Омский острог – 4 года каторги.
«Это был ад, тьма кромешная». Грабители, убийцы, насильники, воры, фальшивомонетчики… Достоевский был в остроге чернорабочим: обжигал и толок алебастр, вертел точильное колесо в мастерской, таскал кирпич с берега Иртыша, разбирал старые барки, стоя по колено в холодной воде. Духовное «перерождение». Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Что за чудный народ! Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».(из письма брату Михаилу) На каторге Достоевский, впервые близко столкнувшись с народом, был поражен, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относятся к дворянам. Мысль о трагическом разъединении с народом стала одним из основных аспектов духовной драмы Достоевского. Постепенно писатель приходит к мысли о том, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, от попыток пробудить сознательность народных масс, поднять их до уровня понимания прогрессивных политических программ. Интеллигенция сама должна пойти на выучку к народу и воспринять его взгляды и моральные идеалы, главными из которых он считал глубокую религиозность, смирение и способность к самопожертвованию. Политическую борьбу он стал считать величайшим заблуждением и противопоставлял ей морально-этический путь перевоспитания человека. 1854 -1859 г.г. – солдатская служба в Семипалатинске.В 1855 году произведен в унтер-офицеры.В 1857 году – венчание с М.Д.Исаевой.
1859 г. – «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (изображение русской провинции и деревни)
Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен». Объединить людей может христианская религия с её идеями братства и взаимного сострадания. «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа» (Достоевский). 1859 год – возвращение в Петербург. Издание журналов «Время»(1861-1863), «Эпоха»(1864-1865), «Гражданин»(1873).
1861год – «Униженные и оскорбленные»Своеобразная личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своеготворческого пути, неутихающая больза униженного и поруганного человека.Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых»от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.Писатель призывает бедных людей не к борьбе с социальным злом, а к отстранению от участия в неправедной жизни, к уходу в свой замкнутый мир и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему и всепрощением.

«И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости,сколько великих сил погибло здесь даром!... Ведь это,может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? То-то, кто виноват?»
1860-1861 г.г. –«Записки из Мертвого дома» Картины русской каторги. Мир закоренелых преступников, в которых автор сумел найти что-то человеческое. «Записки…» - «страшная книга»(А.И.Герцен) Летом 1962 года Достоевский впервые выехал за границу (Германия, Италия, Франция, Швейцария. Лондон). Свои впечатления от заграничного путешествия Изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), в которых высказал мысль, что Европа утратила способность к развитию, что у неё нет будущего, что там никогда не восторжествуют идеи социальной справедливости, поскольку люди, живущие на Западе, в силу господства в их среде эгоистических и индивидуалистических начал, лишены стремления к братству. Такие стремления, считал писатель, есть только в России, где народные массы, не утратив своего исконного тяготения к общинным началам, сохранили «всемирное боление за всех», и поэтому только Россия может указать Западу путь к общечеловеческому единению и братству. Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться безучастным он не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон…
В романе поставлены социальные,нравственные, философские проблемы.
1866 год – «Преступление и наказание» Роман Достоевского – суровый приговор общественному строю,основанному на власти денег, на унижении человека, страстноевыступление в защиту человеческой личности.
Жанровое своеобразие романа
социальный
философский
психологический
петербургский
роман - опровержение
Анна Григорьевна Сниткина
«Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу…» (Достоевский) В 1864 году не стало жены, старшего брата Михаила, друга и единомышленника. В 1867 году Ф.М.Достоевский женился на А.Г.Сниткиной. 1871-1872 г.г. – «Бесы» 1875 год – «Подросток»
1868 год – «Идиот» Книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим, но, к сожалению, ничего не может сделать, он бессилен перед окружающим злом. 1879-1880 г.г. – «Братья Карамазовы» Философский роман о смысле человеческой жизни, добре и зле, атеизме и религии. Духовная биография автора, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Отрицание идеи «вседозволенности» (Смердяков). Последнее крупное событие в жизни и творчестве Достоевского – «Речь о Пушкине» на заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве (8 июня 1880 года). Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир,они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба всталикак равные в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. М.Горький
В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.Ч.Айтматов
Ф.М.Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года. Похоронен на кладбище Александро -Невской лавры в Петербурге.
А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.  В.С.Соловьев. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Хлебников. Жизненный и творческий путь

Презентация, посвященная биографии и творчеству В. Хлебникова...

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс

Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям  Достоевского   с...

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (1826-1889). Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (1826-1889). Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...

"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе

Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"...