Технологическая карта урока биологии "Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Предмет: биология
Класс: 8
Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем.
Задачи урока:
а) предметные:
-охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;
- сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;
-обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;
б) развивающие:
- развивать мышление;
- развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,
-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.
в) личностно-ориентированные (воспитательные,
социализирующие):
- воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность за полноценность будущего потомства.
Тип урока: объяснение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledstvennye_i_vrozhdennye_zabolevaniya.docx | 25.31 КБ |
nasledstvennye_i_vrozhdennye_zabolevaniya.pptx | 509.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Лазарев Игорь Николаевич, учитель биологии
Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шишловская основная общеобразовательная школа»
Предмет: биология
Класс: 8
Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем.
Задачи урока:
а) предметные:
-охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;
- сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;
-обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;
б) развивающие:
- развивать мышление;
- развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,
-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.
в) личностно-ориентированные (воспитательные,
социализирующие):
- воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность за полноценность будущего потомства.
Тип урока: объяснение нового материала.
- Орг.момент
- Объяснение нового материала
Эпиграф: «Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» Л. Н. Толстой (слайд 2)
Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.
Каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида.
Как же передаются признаки от родителей потомкам?
Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и волнует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью (слайд 3) .Вся наследственная информация заключена в хромосомах, в которых расположены гены.
Наследственные заболевания связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток (слайд 5). Если сперматозоид и яйцеклетка, а тем более обе эти клетки имеют какие - то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.
Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.
К наследственным заболеваниям относится
- синдром Дауна (слайд 5) Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и, большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета.
- гемофилия (несвертываемость крови)(доклад учащегося),
- дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и многие другие.
В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.
Особое внимание хотелось бы обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма ребенка. (слайд 11, 12, 13)
У женщин, употребляющих алкоголь, особенно во время беременности, ребенок может родиться с поражениями центральной нервной системой, в дальнейшем выявляется умственная отсталость, наблюдается расторможенность: несобранность, низкий уровень произвольного внимания, беспричинные беспокойства, плохая память и т.д.
Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на развитии плода, а затем и родившегося ребенка.
Проявления алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители которых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных количествах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.
Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предупредить ее очень легко: никакого алкоголя!
Заполнение таблицы
Наследственные и врожденные заболевания
Вид болезни | Наследственные | Врожденные |
причины | ||
Примеры |
Мы знаем, что биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего родители, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье. Для развивающегося эмбриона, а также плода опасны и наркотические вещества, и алкоголь, и никотин, и бесконтрольный прием лекарственных препаратов. Помимо «бытовых ядов» к повреждающим факторам относят беспорядочные половые контакты и инфекции, передаваемые половым путем. (слайд 14)
Болезни этой группы раньше назывались венерическими, по имени мифологической богини любви Венеры.
В настоящее время известно более 20 венерических заболеваний. Наиболее опасными из заболеваний, передающихся половым путем является СПИД и сифилис. (слайд 15, 16, 17)
Работа с текстом учебника и заполнение таблицы
Болезни, передающиеся половым путем
Заболевание | СПИД | Гепатит В | Сифилис |
Пути заражения | |||
возбудители | |||
Поражаемые структуры | |||
Симптомы |
Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средствами защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактического осмотра. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить.
- Закрепление изученного материала.
Заполнить кроссворд
Х1 | |||||||||||||||||
Г2 | Р | ||||||||||||||||
Н3 | А | С | Л | Е | Д | С | Т | В | Е | Н | Н | О | С | Т | Ь | ||
М | М | ||||||||||||||||
О4 | П | Л | О | Д | О | Т | В | О | Р | Е | Н | И | Е | ||||
Ф | С | ||||||||||||||||
С5 | П | И | Д | О | З6 | ||||||||||||
П | Л | Э7 | М | Б | Р | И | О | Н | |||||||||
Е | И | А | Г | ||||||||||||||
Р | Я | О | |||||||||||||||
М | Я8 | Й | Ц | Е | К | Л | Е | Т | К | А | |||||||
А | А | ||||||||||||||||
О9 | Н | Т | О | Г | Е | Н | Е | З | |||||||||
О | |||||||||||||||||
Р10 | А | З | М | Н | О | Ж | Е | Н | И | Е | |||||||
О | |||||||||||||||||
Ф11 | И | Л | О | Г | Е | Н | Е | З | |||||||||
Д |
По горизонтали: 3. Способность передавать признаки потомкам. 4. Процесс слияния половых клеток. 5. Заболевание, при котором поражается иммунная система. 7. Зародыш организма до его рождения. 8. Женская половая клетка. 9. Индивидуальное развитие организма. 10. Одно из важнейших свойств живого организма. 11. историческое развитие организма.
По вертикали: 1. Носитель наследственной информации в ядре . 2. Заболевание, при котором плохо свертывается кровь. 5. Мужская половая клетка. 6. Зародышевая клетка.
- Задание на дом. § 62
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» Л. Н. Толстой
Наследственность – способность передавать свои признаки потомкам
Наследственные заболевания связаны с нарушением генного аппарата зародышевых клеток
Синдром Дауна Причина болезни : мать 30-40 лет, наркотики. Утраивается хромосома по 21 паре. Симптомы : голова с уплощенным затылком, раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши, на ладони поперечная складка, большой язык, толстая короткая шея. Последствия : Врожденные пороки различных органов, умственная отсталость. Лечение : НЕ ВОЗМОЖНО!
Полидактилия
Прогерия Прогерия – (от греч. р rogeros – преждевременно состарившийся) паталогическое состояние, характеризующееся комплексным изменением кожи, внутренних органов, обусловленных преждевременным старением организма
Наследственные заболевания - Гемофилия - Дальтонизм -нарушение обмена веществ и др.
Врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития
Алкогольный синдром симптомы: малая масса тела, уродства черепа, пороки развития конечностей, чрезмерно большой рот, волчья пасть и др.
Заболевания, передающиеся половым путем
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
В 1981 г. в США стали появляться сообщения о новом, ранее неизвестном заболевании, которое вызывает серьезные осложнения и нередко заканчивается смертью. Большую часть пострадавших составляли гомосексуальные мужчины и наркоманы, злоупотребляющие внутривенными инъекциями. В результате интенсивных научных исследований, проводившихся во Франции и США, вскоре было установлено, что эта болезнь имеет вирусную природу. Она получила название синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).
Сифилис передается не только путем полового контакта, но и бытовым путем
Берегите своё здоровье и здоровье своих будущих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе с использованием ИКТ. Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем.
Тип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профи...
Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем"
Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем" направлено на информирование учащихся о рисках, связанных с началом ранней половой ж...
Конспект урока "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника".
Конспект урока "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника"....
Презентация к уроку "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс".
Презентация к уроку "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс"....
Тест "Заболевания передающиеся половым путем"
Тест для итоговой проверки знаний по теме "ИППП" в 11 классе на уроках ОБЖ...
Урок биологии 8 класс "Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Основная часть урока направлена на подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по биологии: работа с текстом биологического содержания....
10 класс Заболевания, передающиеся половым путем
10 кл., презентация "Заболевания, передающиеся половым путем"...