РПУП "Родная (русская) литература" 5-9
рабочая программа по литературе

Никулина Наталья Владимировна

Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература" 5-9 классы поможет учителю спроектировать КТП на год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подсинская средняя школа»

«Утверждаю»

ИО директора

МБОУ «Подсинская СШ»

__________/___________________/

приказ от _________________

№ _______

Рабочая программа учебного предмета

«Родная (русская) литература»

уровень образования:  ОСНОВНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5-9 КЛАСС) 

Составители:

учителя русского языка

Никулина Н.В.,

Степаненко В.А.

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5-9  классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является составной частью Основной образовательной программы ООО МБОУ «Подсинская СШ».

При составлении программы использовались рекомендации «Примерной программы по учебному предмету «Родная  литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).

Программа содержит планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», определяет содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов.

Общая характеристика учебного предмета

«Родная (русская) литература»

Изучение предмета «Родная (русская) литература» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.

Содержание курса «Родная (русская) литература» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней.

Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).  

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература».

Изучение предмета «Родная (русская) литература» обеспечивает достижение следующих целей:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Задачи предмета «Родная (русская) литература»:

  • приобщать к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
  • способствовать осознанию роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • выявлять взаимосвязи родной русской литературы с  отечественной историей;
  • способствовать получению знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
  • способствовать созданию устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • формировать опыт общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • способствовать накоплению опыта планирования собственного досугового чтения, определению и обоснованию собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
  • формировать потребность в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • развивать умение работать с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

а) отбором произведений русской литературы, в которых  наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;

б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Место учебного предмета «Родная (русская) литература»

в учебном плане

На изучение предмета «Родная (русская) литература» на этапе основного общего образования отводится 85 часов.  В 5–9 классах выделяется по 17 часов в год.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родная (русская) литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с включённым в неё содержанием.

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия – родина моя»;
  • «Русские традиции»;
  • «Русский характер – русская душа».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родная (русская) литература»

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» отражают:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» отражают сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» отражают:  

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» по годам обучения

Первый год обучения. 5 класс

  • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России;
  • формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
  • формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Второй год обучения. 6 класс

  • развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
  • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

Третий год обучения. 7 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
  • развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Четвёртый год обучения. 8 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Пятый год обучения. 9 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

5 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (8 ч)

Литература как искусство слова

Русский фольклор. Фольклор и народная словесность. Русские пословицы из собрания В.И. Даля

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Литературная сказка

Повесть временных лет

Расселение славян

Кий, Щек и Хорив

Дань Хазарам

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)

Русская литература в 19 в.

М.В. Ломоносов. Басни.

Басни. И.А. Крылов. «Волк и ягненок», «Волк на псарне»

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Выразительное чтение

А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (продолжение темы)

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3 ч)

Поэзия XIX века о родной природе

П.П. Бажов. Сказка «Каменный цветок»

А. Платонов. Рассказ «Цветок на земле»

6 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Введение. О литературе, писателе и читателе.

Книга и её  роль в жизни человека.

Сказка и ее художественные особенности

«Сказание о белогородских колодцах».

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

«Поучение Владимира Мономаха»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)

М.В. Ломоносов. О значении русского языка

М.В. Ломоносов. Поэзия.

 М. В. Ломоносов и Петр Великий

В.А. Жуковский.Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Русские традиции в творчестве Жуковского

«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.  

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

Н.А. Некрасов. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...»,

Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. «Великое чувство! у каждых дверей...».

И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти».

Душевный мир крестьянина в изображении писателя М.М. Пришвина

М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» сказка-быль.

Родная природа в изображении писателей Хакасии

7 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой, становление России, родная Хакасия

Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Легенды и предания о народных заступниках РХ.

Русские народные песни. Обрядовые песни.

Песни лирические, лиро-эпические. Хакасское песенное творчество.

Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»).

Герои «Повести о Петре и Февронии Муромских» как символ любви и верности.

М.В. Ломоносов. Поэт и гражданин. «О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)

Праздники русского мира, любовь к русской природе, природе Хакасии

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Произведения русских поэтов 19 века о России.

Идея рассказа И.С. Шмелёва

«Русская песня».

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы).

Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о Хакасии).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (2 ч)

Писатели и поэты XX века о России.

Конкурсное чтение стихотворений наизусть.

           8 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Исторические песни.

Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: связь с представлениями и исторической памятью

Исторические песни XVII века «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»:  отражение представлений народа  в песне-плаче.

Исторические песни XVIII-XIX в.: «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Р.р. Нравственная проблематика в исторической песне.  Анализ текстов.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Тематика литературы Древней Руси. Исторические фигуры

Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

В мире художественного слова «Жития Сергия Радонежского».

Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

«Житие Александра Невского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

В мире художественного слова «Жития Александра Невского».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

Г.Р. Державин - поэт и гражданин

Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.

Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений).

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Невыразимое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

9 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  (11 ч)

Древнерусская литература, ее самобытный характер, богатство и разнообразие жанров.

Основные тенденции развития литературы XVIII в.Патриотизм и гражданственность.

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Обличение крепостничества.

Н.М. Карамзин из «Истории государства Российского»

Творчество поэтов – романтиков (Жуковского, Батюшкова, Рылеева).

Русская прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн)  о России.

Русские поэты Серебряного века о России.

А.Блок. «В поэтической мастерской поэта».

С.Есенин и В.В.Маяковский. Тема Родины в лирике.

М.И.Цветаева  и А.Ахматова. Думы о России.

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

В.Г.Распутин.«Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности

Родная земля в творчестве современных хакасских поэтов А. Кыштымова и Н. Ахпашевой

Г. Батц. Рассказы о людях Сибири.

В. Балашов «Хочу понять я деревьев душу…»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения (5 класс)

Название темы

Количество часов

Литература как искусство слова

1

Русский фольклор. Фольклор и народная словесность. Русские пословицы из собрания В.И. Даля

1

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

Литературная сказка

1

Повесть временных лет

1

Расселение славян

1

Кий, Щек и Хорив

1

Дань Хазарам

1

Русская литература в 19 в.

1

М.В. Ломоносов. Басни.

1

Басни. И.А. Крылов. «Волк и ягненок», «Волк на псарне»

1

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Выразительное чтение

1

А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

1

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (продолжение темы)

1

Поэзия XIX века о родной природе

1

П.П. Бажов. Сказка «Каменный цветок»

1

А. Платонов. Рассказ «Цветок на земле»

1

Второй год обучения (6 класс)

Название темы

Количество часов

Введение. О литературе, писателе и читателе. 

1

Книга и её  роль в жизни человека.

1

Сказка и ее художественные особенности

1

«Сказание о белгородских колодцах».

1

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

«Поучение Владимира Мономаха»

1

М.В. Ломоносов. О значении русского яыка

1

М.В. Ломоносов. Поэзия.

1

 М. В. Ломоносов и Петр Великий

1

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Русские традиции в творчестве Жуковского.

1

«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.  

1

Н.А. Некрасов. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...»,

1

Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. «Великое чувство! у каждых дверей...».

1

И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти».

1

Душевный мир крестьянина в изображении писателя М.М. Пришвина

1

Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» сказка-быль. 

1

Родная природа в изображении писателя

1

Третий год обучения (7 класс)

Название темы

Количество часов

Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

1

Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

1

Легенды и предания о народных заступниках РХ.

1

Русские народные песни. Обрядовые песни.

1

Песни лирические, лиро-эпические. Хакасское песенное творчество.

1

Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»).

1

Герои «Повести о Петре и Февронии Муромских» как символ любви и верности.

1

М.В. Ломоносов. Поэт и гражданин. «О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

1

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения.

1

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

1

Произведения русских поэтов 19 века о России.

1

Идея рассказа И.С. Шмелёва

«Русская песня».

1

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».

1

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы).

1

Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о Хакасии).

1

Писатели и поэты XX века о России.

1

Конкурсное чтение стихотворений наизусть.

1

Четвёртый год обучения (8 класс)

Название темы

Количество часов

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

1

Исторические песни.

1

Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: связь с представлениями и исторической памятью

1

Исторические песни XVII века «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»:  отражение представлений народа  в песне-плаче.

1

Исторические песни XVIII-XIX в.: «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Р.р. Нравственная проблематика в исторической песне.  Анализ текстов.

1

Тематика литературы Древней Руси. Исторические фигуры

1

Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

1

В мире художественного слова «Жития Сергия Радонежского».

1

Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

1

«Житие Александра Невского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

В мире художественного слова «Жития Александра Невского».

1

Г.Р. Державин - поэт и гражданин

1

Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.

1

Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений).

1

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

1

В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Невыразимое».

1

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

1

Пятый год обучения (9 класс)

Название темы

Количество часов

Древнерусская литература, ее самобытный характер, богатство и разнообразие жанров.

1

Основные тенденции развития литературы XVIII в.Патриотизм и гражданственность.

1

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Обличение крепостничества.

1

Н.М. Карамзин из «Истории государства Российского»

1

Творчество поэтов – романтиков (Жуковского, Батюшкова, Рылеева).

1

Русская прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн)  о России.

1

Русские поэты Серебряного века о России.

1

А.Блок. «В поэтической мастерской поэта».

1

С.Есенин и В.В.Маяковский. Тема Родины в лирике.

1

М.И.Цветаева  и А.Ахматова. Думы о России.

1

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

1

В.Г.Распутин.«Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

1

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора

1

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности

1

Родная земля в творчестве современных хакасских поэтов А. Кыштымова и Н. Ахпашевой

1

Г. Батц. Рассказы о людях Сибири.

1

В. Балашов «Хочу понять я деревьев душу…»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...