Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" (10-11 классы)
рабочая программа (10, 11 класс)

Ярославцева Людмила Анатольевна

Материал представляет собой рабочую программу по родной (русской) литературе для 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_rodnoy_lit_10-11_kl.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10-11 КЛАССЫ

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература», входящих в образовательную область «Родной язык и  родная литература», а также на основе Примерной программы по учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература», одобренным решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

ФГОС СОО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувство исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 10-11  КЛАССАХ

Русская литература XIX—XX вв.

     Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Родная (русская) литература

10 класс (18ч)

Проблемно-тематические блоки:

 Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала) (4ч). 

Даль В.И. (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.

Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина. 

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности) (5ч). 

А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий».

А.П. Чехов. Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология) (4ч). 

Д.В. Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик».

Аксаков К.С. Поэзия, публицистика.

Герцен А.И. «Кто виноват?»

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы) (5ч). 

Глинка Ф.Н. (1876-1880), поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».

В.М. Гаршин. Рассказ «Красный цветок».

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила».

11 класс (17ч)

Проблемно-тематические блоки:

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».

Г.Н.Щербакова. Повесть «Вам и не снилось».

Б.А.Ахмадулина, Л.Н. Мартынов.

Ю.П.Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал».

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Е.И.Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы».

Ю.В.Трифонов.Повесть «Обмен».

А.Н.Арбузов. Пьеса «Жестокие игры».

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

А.А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия».

Э.Веркин. Повесть «Облачный полк».

В.С.Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».

З.Прилепин. Роман «Санька»

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя...», «Где-то в поле, возле Магадана...», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе...»,  «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».                       Л.С.Петрушевская. «Новые робинзоны».

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Ю.О.Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей».

В.Ф.Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Родная (русская) литература

                                                                     10 класс

Тема

К-во часов

Примечания

Проблемно-тематический блок «Личность» (4ч)

1

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель.

1

2

Нравственная основа сказок В.И.Даля.

1

3

Ф.М. Достоевский. «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести,  я и другой, индивидуальность и «человек толпы». 

1

4

Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина.

1

Проблемно-тематический блок «Личность и семья» (5ч)

5

Особенности драматургии А.В.Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Кречинского»: семейные и родственные отношения в комедии.

1

6

Место человека в семье и обществе: Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича».

1

7

Истинные и ложные ценности в повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий».

1

Проектная деятельность

8

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова

1

9

А.П.Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура.

1

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» (4ч)

10

Д.В.Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

1

Проектная деятельность

11

Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова.

1

12

Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?»

1

13

Художественные особенности прозы А.Герцена

1

Тестирование

онлайн

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (5ч)

14

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н.Глинки. «Духовные стихотворения».

1

15

Поэтика рассказов В.М.Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы.

1

Тестирование онлайн

16

Особенности творчества Г.И.Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница».

1

17-18

Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века»

2

               11 класс

               

Тема

К-во часов

Примечания

Проблемно-тематический блок «Личность» (3ч)

1

Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»). Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось».

1

Тестирование онлайн

2

Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова.

1

Тестирование онлайн

3

Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал».

1

Проблемно-тематический блок «Личность и семья» (3ч)

4

Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».

1

Проектная деятельность

5

Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен».

1

6

Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры».

1

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» (4ч)

7

А.А. Фадеев. «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека.

1

8

Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина «Облачный полк».

1

Тестирование онлайн

9

В.С. Маканин. «Кавказский пленный»: человек и государственная система.

1

10

Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санька».

1

Проектная деятельность

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (3ч)

11

Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики (Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя...», «Где-то в поле, возле Магадана...», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы», «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе...»).

1

12

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»).

1

Тестирование онлайн

13

Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны».

1

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» (4ч)

14

Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

1

15

Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых».

1

16

Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки».

1

17

Творчество писателей и поэтов Пензенской области.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...