Рабочая программа дисциплины "Литература" 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования, с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года), на основании рабочей программы по литературе для 5- 9 классах к УМК Коровиной В.Я. Москва «ВАКО» 2014 год, на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Реализуется авторским учебником- хрестоматией в 2 – х ч.( Авт.- сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение , 2016 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_literatura.docx | 232.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования, с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года), на основании рабочей программы по литературе для 5- 9 классах к УМК Коровиной В.Я. Москва «ВАКО» 2014 год, на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Реализуется авторским учебником- хрестоматией в 2 – х ч.( Авт.- сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение , 2016 г.).
Изучены нормативно- правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- БУП Утверждённый Министерством Образования, Науки инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12 № 1602
- Образовательная программа Купинской школы- интерната
- Программа первого поколения
- Программа второго поколения ФГОС (ознакомительно)
Адресат
Программа по литературе 5 класса для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.
При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Ведущая проблема в 5 классе - внимание к книге. Изучение литературы как искусство слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять времени чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с особенностями развития учащихся с ОВЗ.
Цели, задачи обучения
При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната (дети с ограниченными возможностями здоровья.) Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
Задачи преподавания литературы детям с ограниченными возможностями здоровья максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению литературы:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.
Наряду с общеобразовательными целями и задачами необходимо поставить и коррекционные цели и задачи:
На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
-коррекция – развитие памяти;
-коррекция – развитие внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
∙ развитие пространственных представлений и ориентации;
∙ развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
∙ развитие наглядно-образного мышления;
∙ развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
∙ развитие умения сравнивать, анализировать;
∙ развитие умения выделять сходство и различие понятий;
∙ умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
∙ умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
∙ развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
∙ формирование умения преодолевать трудности;
∙ воспитание самостоятельности принятия решения;
∙ формирование адекватности чувств;
∙ формирование устойчивой и адекватной самооценки;
∙ формирование умения анализировать свою деятельность;
∙ воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
∙ развитие фонематического восприятия;
∙ коррекция нарушений устной и письменной речи;
∙ коррекция монологической речи;
∙ коррекция диалогической речи;
∙ развитие лексико-грамматических средств языка.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы в 5 классе, относятся:
— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
— владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
— определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
— осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Место предмета
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, итого за год 68 часов.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час
Устное народное творчество- 6 часов
Из древнерусской литературы- 1 час.
Из русской литературы 18 века- 1 час.
Из русской литературы 19 века- 26 часов
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе – 2 часа
Из русской литературы 20 века- 22 часа.
Из зарубежной литературы- 9 часов.
Итоговый урок- 2 часа
Содержание учебного материала
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Погорельский. Сказка «Чёрная курица…
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Мороз Красный нос…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». «Растрёпанный воробей» Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы», Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Ю.Ч.Ким
«Рыба – кит»
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Авторов и содержание изученных художественных произведений;
- Основные теоретико- литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, литературы;
Учащиеся должны уметь:
- Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- Отличать стихотворения от прозы;
- Выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- Различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- Пользоваться литературным каталогом школьной библиотеки;
- Выразительно читать текст- описание, повествование, монологи, диалоги;
- Готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- Словесно воспроизводить картины, созданные писателем;
- Аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки;
- Сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;
- Создавать сочинения- миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;
№ | Тема урока Введение (1 час) | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Теория литературы | Дата |
1 | Литература как учебный предмет. Роль книги в жизни человека. | Книга- передатчик знаний и духовного опыта поколений. | Знать: особенности художественной и учебной книги. Понимать: роль книги в жизни человека и общества | |||
Устное народное творчество (6часов) | ||||||
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Вариативная природа фольклора. | Фольклор- коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора. | Знать: виды малых жанров фольклора. Понимать: значение разных видов. Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи | Игра по малым жанрам фольклора | Жанр, фольклор | |
3 | Понятие о сказке как виде народной прозы Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок Структурные элементы сказки. | Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок, сюжет и содержание сказки. Понимать: значение сказок в жизни народа, смысл сказки. Уметь: выделять структурные элементы сказки, вести беседу по прочитанному | Вопросы и задания рубрики «обогащайте свою речь» стр.8 Вопросы и задания стр 10 | проза ,сюжет | |
4 | Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Художественные особенности сказки. Система персонажей. Закрепление теории, обучение сказыванию сказки. | Знать: художественные особенности сказки. Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь: пересказать сказку | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям. | Изобразит. выразител. средства | |
5 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
| Патриотический характер сказки. Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины Герои сказки в оценке автора-народа. Выразительное чтение эпизодов детьми, беседа по содержанию. | Знать: признаки волшебной и героической сказок. Понимать: отношение народа к героям сказки. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку. | Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 стр.36 | героический | |
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Отличительные признаки сказок о животных и бытовых. | Знать: признаки сказок. Уметь6 выразительно читать и пересказывать сказку, вести беседу по прочитанному | Выборочный пересказ, чтение по ролям, вопросы и задания 7-8 стр.38 | ||
7 | Р/Р Классное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках». | Урок развития речи | ||||
Древнерусская литература (1 час) | ||||||
8 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | Рассказ учителя о возникновении древнерусской литературы, знакомство с понятием «летопись», чтение эпизодов из «Повести временных лет». Возникновение литературы. Жанр летописи | Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования. Понимать: основную мысль и лексику притчи. Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования. Понимать: основную мысль и лексику притчи. | Фотографии старинных киевских храмов, летописных книг; Вопросы и задания стр.45, выразительное чтение | летопись, притча | |
Русская литература 18 века (1 час) | ||||||
9 | М.В.Ломоносов реформатор русской литературы Стихотворение «Случились вместе…» как юмористическое нравоучение. | М.В.Ломоносов- учёный, поэт, художник. Юмор произведения «Случились вместе…» | Знать: сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, содержание стихотворения. Понимать: юмористический характер стихотворения. Выразительное чтение стихотворения по ролям, рассказ учителя о реформах М.В.Ломоносова в области лит.родов и жанров, составление таблицы «Роды и жанры литературы». | Вопросы и задания на стр.53 | юмор | |
Русская литература 19 века (26 часов) | ||||||
10 | В/Ч. Басня как жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). | Рассказ учителя об Эзопе и Лафонтене, чтение и анализ басен Эзопа, выявление специфики басни (нравоучительность, аллегория, мораль); эволюция жанра басни в творчестве Лафонтена, Дмитриева, Хемницера. | Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни; сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова. Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором | Фронтальный опрос, повторение понятия «басня». | басня | |
11 | И.А.Крылов. Обличение социальной несправедливости в басне «Волк на псарне» | Истоки басенного жанра. Мораль в басне. | Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни; сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова. Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором | Выразительное чтение , вопросы и задания стр.58, 60- 61 | басня | |
12 | Р/Р Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» аллегорический и нравоучительный смысл басен. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости. Чтение басен. | Знать: содержание басен Крылова; одну басню наизусть. Понимать: смысл басен | Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-2 стр.63; 1-2 стр.65 | аллегория | |
13 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»И.А.Крылова как басня о войне 1812 года. | Рассказ ученика о Бородинском сражении и его последствиях, рассказ ученика об истории создания басни «Волк на псарне», выразительное чтение учителем и обучение выразительному чтению, беседа, работа с илл. К басне. | Уметь: выразительно читать наизусть | Рассказы учащихся | аллегория | |
14 | В.А.Жуковский. Сказка «Спящая красавица».Сюжет и герои. | Понятие о литературной сказке. Черты народной сказки в произведении. Выразительное чтение эпизодов учащимися, беседа, устное словесное рисование. фронтальный опрос «традиционные сказочные элементы | Знать: сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского; сюжет и содержание сказки Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки. Уметь пересказать сказку, характеризовать героев и их поступки. | Вопросы и задания 1-5 стр.80, 1-6 стр 80-81 | Литературн. сказка | |
15 | Понятие о жанре баллады. В.А.Жуковский «Кубок» .Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады «Кубок». Характеристика героев. | Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады. Понимать6 лексику баллады. | Характеристика героев, вопросы 1-3,7 стр.87; составление плана баллады | баллада | |
16 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | Детские годы А.С.Пушкина. Словесное рисование | Знать: сведения о семье и детстве А.С.Пушкина. Понимать: нравственную проблематику литературных произведений. | Вопросы и задания 1-2 стр.90, 1-2 стр.91, 1-2 стр.92 | Поэма, пролог, сравнение | |
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | Словарная работа по тексту, выразительное чтение учителем «У Лукоморья», беседа, устное словесное рисование. | Понимать: нравственную проблематику литературных произведений. | Вопросы и задания | Поэма, пролог, сравнение | |
18 | К/Р по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина» | Контрольная работа, Итоговый контроль за 1 четверть. | ||||
19 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой…». Истоки рождения сюжета.Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки: противостояние добрых и злых сил | Развитие образов, народная мораль. Беседа по содержанию сказки, работа над языком (фольклорные элементы в сказке). | Знать: сюжет и содержание сказки. Уметь: характеризовать героев и их поступки. | Вопросы и задания 1-12 стр.109-110 | сюжет | |
20 | Р/Р Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению. | Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Написать сочинение по одной из предложенных тем: «В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты?» | Вопросы и задания 1-2 стр.113-114 | Стих, рифм, ритм | |
21 | В/Ч. Мои любимые сказки Пушкина. | Выразительное чтение наизусть эпизодов из сказки, повторение и отработка понятий «ритм», «рифма», «строфа»; викторина по сказкам А.С.Пушкина, просмотр эпизодов м/ф. | ||||
Русская литературная сказка | ||||||
22 | Русская литературная сказка. А.Погорельский. Сказка «Чёрная курица…» (самостоятельно дома) В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | Биографическая справка об А.Погорельском. Сказочно- условное , фантастическое и достоверно- реальное в сказке | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Погорельском; сюжет и содержание сказки. Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки. Уметь: характеризовать героев и их поступки; выразительно читать и пересказывать сказку. | Вопросы и задания стр.1-7 стр.151-152 | ||
23 | М.Ю.Лермонтов .Стихотворение «Бородино» | Слово о Лермонтове. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция. | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Понимать: патриотический пафос стихотворения. | Чтение наизусть | композиция | |
24 | Выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческое событие, переданное устами его рядового участника. | Особенности жанра (баллада).Словесное рисование. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. | Понимать: нравственную проблематику произведения | Описание репродукций | Диалог, монолог | |
25 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | Слово о Н.В.Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе стр.173-174. История создания повести. Сюжет и герои произведения. | Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях. Понимать: лексику повести. Уметь: давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | Вопросы 1 стр.174, 1-2 стр.184 | ||
26 | Своеобразие повести Н.В.Гоголя. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести | Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. | Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль фантастики и юмора в повести. Уметь: пересказывать повесть, характеризовать героев повести | Выборочный пересказ | ||
27 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. | Словоо Некрасове. История создания стихотворения. | Знать: сведения о детских и юношеских годах писателя, историю создания стихотворения. Понимать: нравственную проблематику стихотворения. Уметь: прослеживать изменение настроения в стихотворении. | |||
28 | в/ч Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз красный нос» | Поэтический образ русской женщины. Иллюстрации к поэме. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. | Знать: содержание отрывка. Понимать: отношение автора к героине. | Вопросы и задания стр.195-196 | поэма | |
29 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Основной сюжет и герои. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | Слово об И.С.Тургеневе. История создания рассказа. Портрет главного героя: богатырский облик. | Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева, история создания рассказа, сюжет и содержание. Понимать: способы создания образа героя. | сообщения | ||
30 | И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.Герасим и его окружение. | Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: отношение автора к героям. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, характеризовать героев и их поступки. | |||
31 | К/Р по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование). | Обсуждение вопросов. Составление плана и подбор материалов. | Уметь: составлять план сочинения, подбирать материалы (герои, события, эпизоды) | Написание сочинения на черновике | Портрет, пейзаж, литературн. герой. | |
32 | Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.А.А.Фет «Чудные картины» | Слово о А.А.Фете. Основные мотивы лирики поэта. | Знать: сведения о жизни А.А.Фета; содержание стихотворений Фета, одно стихотворение наизусть. | Выразительн. чтение | ||
33 | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | Слово о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа. | Знать: сведения о творчестве и жизни писателя, историю создания , сюжет и содержание рассказа. Уметь: пересказывать текст, строить развёрнутые высказывания, характеризовать героев и их поступки. | Вопросы и задания 1-2 стр.275, 1-2 стр.276 | быль | |
34 | РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению | Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношение героев к горцам. Отношение рассказчика к героям. | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия рассказа. Уметь давать сравнительную характеристику героев. | Чтение эпизодов рассказа по ролям | ||
35 | А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия».Законы юмористического рассказа.. Осмеяние глупости и невежества героев. | Слово об А.П.Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе стр.277- 279. Юмор ситуации. | Знать: сведения о семье, детстве; историю создания рассказа. Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ. | Вопросы и задания стр.279 | Юмор, сатира | |
Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. (2 часа) | Образы природы в русской поэзии. | Знать: содержание стихотворений поэтов 19 века о родине, родной природе и о себе. | Выразительн. чтение наизусть | |||
36 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | Урок-концерт. Практикум. | ||||
37 | Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова | Урок-концерт. Практикум. | ||||
Литература 20 века (22 часа) 2 часть | ||||||
38 | И.А.Бунин. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | Слово о писателе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания рассказа. Особенности лиризма в рассказе | Знать: сведения о детстве И.А.Бунина, сюжет и содержание рассказа. Понимать: роль автора- рассказчика. Уметь: сопоставлять произведения литературы и живописи. | Вопросы и задания 1-2 стр.9 | лиризм | |
39 | В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | Уникальность личности Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести. Составление плана сообщения «Вася и его отец» | Уметь: ориентироваться в тексте, анализировать текст | Индивид.задания | повесть | |
40 | Жизнь среди «серых камней». Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. | Понимать: роль автора- рассказчика в повести | Вопросы и задания 10,13стр.13 | ||
41 | р/р Подготовка к Сочинению по повести В.Г.Короленко. Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко | Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов. | Знать: этапы и приёмы работы над сочинением. | Составление плана сочинения Домашнее сочинение «Путь Васи к правде и добру». | ||
42 | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» -поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. | Слово о Есенине. Чтение вступительной статьи о писателе. Своеобразие языка есенинской лирики. | Понимать: лирический пафос стихотворений поэта. | Выразит.чтение. вопросы стр. 49-50 | пафос | |
43 | П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. | Чтение вступительной статьи о писателе. Реальность и фантастика в сказе. | Знать: сведения о жизни и творчестве П.П.Бажове, сюжет и содержание повести | Элементы анализа текста | сказ | |
44 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка» Понятие о сказе. | Беседа по содержанию сказа: образ Хозяйки, Степана. Рассказчик-сказитель, его характер и взгляды на жизнь. Работа над понятием «сказ». | Элементы анализа текста | сказ | ||
45 | К.Г.Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб». | Слово о писателе. Беседа по произведениям, прочитанным ранее. История создания сказки. | Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки, соотносить реальное и фантастическое в повествовании. | Пересказ, вопросы и задания стр.75 | сказка | |
46 | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | Выразительное чтение и анализ пейзажных зарисовок, беседа. | Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки, соотносить реальное и фантастическое в повествовании. | |||
47 | в/ч К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Человек и природа. | Природа и человек в рассказе. Бережное отношение ко всему живому. Речевая характеристика героев. | Понимать: роль природы в жизни человека. | Выборочный пересказ | рассказ | |
48 | С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла.С.Я.Маршак. | Слово о С.Я.Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей Драма как род литературы. | Уметь: объяснять жанровые особенности произведения, видеть связь пьесы- сказки с фольклором | Вопросы и задания | Драма, пьеса | |
49 | РР. Художественные особенности пьесы-сказки Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Фантастическое и реальное в пьесе С.Я.Маршака. | Фантастическое и реальное в пьесе- сказке. Положительные и отрицательные герои. | Знать: сюжет и содержание пьесы- сказки. | Выразительн.чтение по ролям | пьеса | |
50 | А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | Комментированное чтение рассказа. Единство главного героя с природой. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд- условие счастья. | Понимать: как преображался мир в сознании ребёнка, соотношение реального и фантастического. | Составление плана рассказа | рассказ | |
51 | К/Р по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского» Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд- условие счастья. | Контрольная работа- игра «Шаг за шагом». | ||||
52 | В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | Слово о писателе. Автобиографичность рассказа, история его создания. | Знать: сюжет и содержание рассказа. | Автобиографичность | ||
53 | Человек и природа в рассказе А.П.Астафьева. | Понимание героем природы, его любовь к ней. Становление характера юного героя через испытания. | Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя, определять роль природы в произведении | Вопросы и задания | ||
54 | РР Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев» (По одному произведению.) «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По пр-ям Паустовского, Платонова, Астафьева) | Урок развития речи. | ||||
55-56 | Поэты о Великой Отечественной войне | Чтение и обсуждение темы. | ||||
Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | Знать: содержание стихотворений поэтов, одно стихотворение наизусть. | |||||
57 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе. | Урок – концерт. | ||||
58 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный. Слово о писателе. Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. | Слово о С.Чёрном, образы и сюжеты литературной классики как темы для детей. | Понимать: роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах, юмористический пафос. | Вопросы и задания. | Классика | |
59 | в/ч Ю.Ч. Ким | Слово о Ю.Ч. Киме, образы и сюжеты литературной классики как темы для детей. | ||||
Зарубежная литература ( 9 часов) | ||||||
60 | Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд» | Сочетание трагического и оптимистического в балладе | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, жанровые признаки баллады. | Выразит.чтен. | баллада | |
61 | Д.Дефо «Робинзон Крузо». | Особенности повествования в романе. Характер героя. | Понимать: нравственную проблематику романа, отношение автора к героям, роль природы в произведении. | Выборочное чтение | роман | |
62 | Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Особенности сюжета и композиции сказки. | Понимать: отличие литературной сказки от народной | Выборочный пересказ, характерист. героев. | ||
63 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | Особенности сюжета и композиции сказки. | Понимать: отличие литературной сказки от народной | |||
64 | РР Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», « Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?» | Урок развития речи. | Закончить сочинение | |||
65- 66 | в/чЖорж Санд «О чём говорят цветы» М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи. | Особенности сюжета и композиции рассказа | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание рассказа | Вопросы и задания | ||
67 | Дж.Лондон «Сказание о Кише». | Чтение вступительной статьи о писателе. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише» | Понимать: позицию автора и его отношения к герою. | Характеристика героя | рассказ | |
Итоговый урок (1 час) | ||||||
68 | Обобщающий урок. Рекомендации для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...