Рабочая программа дисциплины "Литература" 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Рабочая программа по литературе для  5 класса составлена  на базе обязательного минимума содержания основного общего образования, с учетом Федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования, (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года), на основании рабочей  программы по литературе для 5- 9 классах к  УМК Коровиной В.Я. Москва «ВАКО» 2014 год, на основе Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я.

  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализуется авторским учебником- хрестоматией  в 2 – х ч.( Авт.- сост.  В.Я.Коровина.- М.: Просвещение , 2016 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_literatura.docx232.84 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Учебный гогд 2021-2022\Планирование на 2021-2022\5 класс\литература\5кл   литер.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе для  5 класса составлена  на базе обязательного минимума содержания основного общего образования, с учетом Федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования, (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года), на основании рабочей  программы по литературе для 5- 9 классах к  УМК Коровиной В.Я. Москва «ВАКО» 2014 год, на основе Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я.

  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализуется авторским учебником- хрестоматией  в 2 – х ч.( Авт.- сост.  В.Я.Коровина.- М.: Просвещение , 2016 г.).

Изучены нормативно- правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • БУП Утверждённый Министерством Образования, Науки инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12  № 1602
  • Образовательная программа Купинской школы- интерната
  • Программа первого поколения
  • Программа второго поколения ФГОС (ознакомительно)

Адресат

Программа по литературе 5 класса  для специального образовательного учреждения   адаптирована, модифицирована и  предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

  

Ведущая проблема в 5 классе - внимание к книге. Изучение литературы как искусство слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять времени чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и  различной справочной литературой.

 С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта   в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  3. устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  4.  свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  5. научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  6.  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  7.  способами свободного владения письменной речью;
  8. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями. 

Таким  образом,  компетентностный подход к  созданию  тематического планирования    обеспечивает     взаимосвязанное     развитие     и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с  особенностями развития учащихся с ОВЗ.

Цели, задачи  обучения

При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната (дети с ограниченными возможностями здоровья.) Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

     Задачи преподавания литературы детям с ограниченными возможностями здоровья максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению литературы:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.

Наряду с общеобразовательными целями и задачами необходимо поставить и коррекционные цели и задачи:

  На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

-коррекция – развитие памяти;

-коррекция – развитие внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,

величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические

связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

развитие умения выделять сходство и различие понятий;

умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование адекватности чувств;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность;

воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

развитие фонематического восприятия;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

коррекция монологической речи;

коррекция диалогической речи;

развитие лексико-грамматических средств языка.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы в 5 классе, относятся:

— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

— владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

— определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

— осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Место предмета

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, итого за год 68 часов.

 

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 1 час

Устное народное творчество- 6 часов

Из древнерусской литературы- 1 час.

Из русской литературы 18 века- 1 час.

Из русской литературы 19 века- 26 часов

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе – 2 часа

Из русской литературы 20 века- 22 часа.

Из зарубежной литературы- 9 часов.

Итоговый урок- 2 часа

Содержание учебного материала

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Погорельский. Сказка «Чёрная курица…

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Мороз Красный нос…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». «Растрёпанный воробей» Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы»,   Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Ю.Ч.Ким

«Рыба – кит»

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • Основные теоретико- литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, литературы;

Учащиеся должны уметь:

  • Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • Отличать стихотворения от прозы;
  • Выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • Различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • Пользоваться литературным каталогом школьной библиотеки;
  • Выразительно читать текст- описание, повествование, монологи, диалоги;
  • Готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • Словесно воспроизводить картины, созданные писателем;
  • Аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки;
  • Сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;
  • Создавать сочинения- миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;

Тема урока

Введение (1 час)

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Теория литературы

Дата

1

Литература как учебный предмет. Роль книги в жизни человека.

Книга- передатчик знаний и духовного опыта поколений.

Знать: особенности художественной и учебной книги.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества

Устное народное творчество (6часов)

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Вариативная природа фольклора.

Фольклор- коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора.

Знать: виды малых жанров фольклора.

Понимать: значение разных видов.

Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи

Игра по малым жанрам фольклора

Жанр, фольклор

3

Понятие о сказке как виде народной прозы

Виды сказок.

 «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок Структурные элементы сказки.

Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок, сюжет и содержание сказки.

Понимать: значение сказок в жизни народа, смысл сказки.

Уметь: выделять структурные элементы сказки, вести беседу по прочитанному

Вопросы и задания рубрики «обогащайте свою речь» стр.8 Вопросы и задания стр 10

проза ,сюжет

4

Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Художественные особенности сказки. Система персонажей.

Закрепление теории, обучение сказыванию сказки.

Знать: художественные особенности сказки.

Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве.

Уметь: пересказать сказку

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям.

Изобразит.

выразител. средства

5

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета  сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

 

Патриотический характер сказки. Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины

Герои сказки в оценке автора-народа.

Выразительное чтение эпизодов детьми, беседа по содержанию.

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку.

Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 стр.36

героический

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых.

Знать: признаки сказок.

Уметь6 выразительно читать и пересказывать сказку, вести беседу по прочитанному

Выборочный пересказ, чтение по ролям, вопросы и задания 7-8 стр.38

7

 Р/Р Классное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».

Урок развития речи

 Древнерусская литература (1 час)

8

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Рассказ учителя о возникновении древнерусской литературы, знакомство с понятием «летопись», чтение эпизодов из «Повести временных лет».

Возникновение литературы. Жанр летописи

Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования.

Понимать: основную мысль и лексику притчи.

Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования.

Понимать: основную мысль и лексику притчи.

Фотографии старинных киевских храмов, летописных книг;

Вопросы и задания стр.45, выразительное чтение

летопись, притча

Русская литература 18 века (1 час)

9

М.В.Ломоносов реформатор русской литературы Стихотворение «Случились вместе…» как юмористическое нравоучение.

М.В.Ломоносов- учёный, поэт, художник. Юмор произведения «Случились вместе…»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, содержание стихотворения.

Понимать: юмористический характер стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения по ролям, рассказ учителя о реформах М.В.Ломоносова в области лит.родов и жанров, составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Вопросы и задания на стр.53

юмор

Русская литература 19 века (26 часов)

10

В/Ч. Басня как жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

Рассказ учителя об Эзопе и Лафонтене, чтение и анализ басен Эзопа, выявление специфики басни (нравоучительность, аллегория, мораль); эволюция жанра басни в творчестве Лафонтена, Дмитриева, Хемницера.

Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни; сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором

Фронтальный опрос, повторение понятия «басня».

басня

11

И.А.Крылов. Обличение социальной несправедливости в басне «Волк на псарне»

Истоки басенного жанра. Мораль в басне.

Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни; сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором

Выразительное чтение , вопросы и задания стр.58, 60- 61

басня

12

Р/Р Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» аллегорический и нравоучительный смысл басен. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости. Чтение басен.

Знать: содержание басен Крылова; одну басню наизусть. Понимать: смысл басен

Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-2 стр.63; 1-2 стр.65

аллегория

13

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»И.А.Крылова как басня о войне 1812 года.

Рассказ ученика о Бородинском сражении и его последствиях, рассказ ученика об истории создания басни «Волк на псарне», выразительное чтение учителем и обучение выразительному чтению, беседа, работа с илл. К басне.

Уметь: выразительно читать наизусть

Рассказы учащихся

аллегория

14

В.А.Жуковский. Сказка  «Спящая красавица».Сюжет и герои. 

Понятие о литературной сказке. Черты народной сказки в произведении.

Выразительное чтение эпизодов учащимися, беседа, устное словесное рисование.

фронтальный опрос «традиционные сказочные элементы

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского; сюжет и содержание сказки

Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки.

Уметь пересказать сказку, характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 1-5 стр.80, 1-6 стр 80-81

Литературн. сказка

15

Понятие о жанре баллады. В.А.Жуковский «Кубок» .Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады «Кубок». Характеристика героев.

Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады.

Понимать6 лексику баллады.

Характеристика героев, вопросы 1-3,7 стр.87; составление плана баллады

баллада

16

А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Детские годы А.С.Пушкина. Словесное рисование

Знать: сведения о семье и детстве А.С.Пушкина.

Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.

Вопросы и задания 1-2 стр.90, 1-2 стр.91, 1-2 стр.92

Поэма, пролог, сравнение

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Словарная работа по тексту, выразительное чтение учителем «У Лукоморья», беседа, устное словесное рисование.

Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.

Вопросы и задания

Поэма, пролог, сравнение

18

К/Р по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина»

Контрольная работа, Итоговый контроль за 1 четверть.

19

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой…». Истоки рождения сюжета.Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки: противостояние добрых и злых сил

Развитие образов, народная мораль.

Беседа по содержанию сказки, работа над языком (фольклорные элементы в сказке).

Знать: сюжет и содержание сказки.

Уметь: характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 1-12 стр.109-110

сюжет

20

Р/Р Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.

Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Понимать:  разницу между прозаической и стихотворной речью.

Написать сочинение по одной из предложенных тем:

«В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты?»

Вопросы и задания 1-2 стр.113-114

Стих, рифм, ритм

21

В/Ч. Мои любимые сказки Пушкина.

Выразительное чтение наизусть эпизодов из сказки, повторение и отработка понятий «ритм», «рифма», «строфа»; викторина по сказкам А.С.Пушкина, просмотр эпизодов м/ф.

Русская литературная сказка

22

Русская литературная сказка. А.Погорельский. Сказка «Чёрная курица…» (самостоятельно дома)

В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Биографическая справка об А.Погорельском. Сказочно- условное , фантастическое и достоверно- реальное в сказке

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Погорельском; сюжет и содержание сказки.

Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; выразительно читать и пересказывать сказку.

Вопросы и задания стр.1-7 стр.151-152

23

М.Ю.Лермонтов .Стихотворение «Бородино»

Слово о Лермонтове. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция.

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Понимать: патриотический пафос стихотворения.

Чтение наизусть

композиция

24

Выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческое событие, переданное устами его рядового участника.

Особенности жанра (баллада).Словесное рисование. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем.

Понимать: нравственную проблематику произведения

Описание репродукций

Диалог, монолог

25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Слово о Н.В.Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе стр.173-174. История создания повести. Сюжет и герои произведения.

Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях.

Понимать: лексику повести.

Уметь: давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.

Вопросы 1 стр.174, 1-2 стр.184

26

Своеобразие повести Н.В.Гоголя. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести

Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести.

Знать: сюжет и содержание повести.

Понимать: роль фантастики и юмора в повести.

Уметь: пересказывать повесть, характеризовать героев повести

Выборочный пересказ

27

Н.А.Некрасов. Стихотворение  «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа.

Словоо Некрасове. История создания стихотворения.

Знать: сведения о детских и юношеских годах писателя, историю создания стихотворения.

Понимать: нравственную проблематику стихотворения.

Уметь: прослеживать изменение настроения в стихотворении.

28

в/ч Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз красный нос»

Поэтический образ русской женщины. Иллюстрации к поэме.

Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев.

Знать: содержание отрывка.

Понимать: отношение автора к героине.

Вопросы и задания стр.195-196

поэма

29

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Основной сюжет и герои. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Слово об И.С.Тургеневе. История создания рассказа. Портрет главного героя: богатырский облик.

Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева, история создания рассказа, сюжет и содержание.

Понимать: способы создания образа героя.

сообщения

30

И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.Герасим и его окружение.

Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня.

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Понимать: отношение автора к героям.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, характеризовать героев и их поступки.

31

К/Р по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование).

Обсуждение вопросов. Составление плана и подбор материалов.

Уметь: составлять план сочинения, подбирать материалы (герои, события, эпизоды)

Написание сочинения на черновике

Портрет, пейзаж, литературн. герой.

32

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.А.А.Фет «Чудные картины»

Слово о А.А.Фете. Основные мотивы лирики поэта.

Знать: сведения о жизни А.А.Фета; содержание стихотворений Фета, одно стихотворение наизусть.

Выразительн. чтение

33

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Слово о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа.

Знать: сведения о творчестве и жизни писателя, историю создания , сюжет и содержание рассказа.

Уметь: пересказывать текст, строить развёрнутые высказывания, характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 1-2 стр.275, 1-2 стр.276

быль

34

РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношение героев к горцам. Отношение рассказчика к героям.

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Понимать: смысл названия рассказа.

Уметь давать сравнительную характеристику героев.

Чтение эпизодов рассказа по ролям

35

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия».Законы юмористического рассказа.. Осмеяние глупости и невежества героев.

Слово об А.П.Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе стр.277- 279. Юмор ситуации.

Знать: сведения о семье, детстве; историю создания рассказа.

Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ.

Вопросы и задания стр.279

Юмор, сатира

Русские поэты  19 века о Родине, родной природе и о себе. (2 часа)

Образы природы в русской поэзии.

Знать: содержание стихотворений поэтов 19 века о родине, родной природе и о себе.

Выразительн. чтение наизусть

36

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Урок-концерт. Практикум.

37

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова

Урок-концерт. Практикум.

Литература 20 века (22 часа) 2 часть

38

И.А.Бунин. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

Слово о писателе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания рассказа. Особенности лиризма в рассказе

Знать: сведения о детстве И.А.Бунина, сюжет и содержание рассказа.

Понимать: роль автора- рассказчика.

Уметь: сопоставлять произведения литературы и живописи.

Вопросы и задания 1-2 стр.9

лиризм

39

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Уникальность  личности Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести.

Составление плана сообщения «Вася и его отец»

Уметь: ориентироваться в тексте, анализировать текст

Индивид.задания

повесть

40

Жизнь среди «серых камней». Жизнь детей  в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.

Понимать: роль автора- рассказчика в повести

Вопросы и задания 10,13стр.13

41

р/р Подготовка к Сочинению по повести В.Г.Короленко. Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко

Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов.

Знать: этапы и приёмы работы над сочинением.

Составление плана сочинения

Домашнее сочинение «Путь Васи к правде и добру».

42

С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» -поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Слово о Есенине. Чтение вступительной статьи о писателе. Своеобразие языка есенинской лирики.

Понимать: лирический пафос стихотворений поэта.

Выразит.чтение. вопросы стр. 49-50

пафос

43

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства.

Чтение вступительной статьи о писателе. Реальность и фантастика в сказе.

Знать: сведения о жизни и творчестве П.П.Бажове, сюжет и содержание повести

Элементы анализа текста

сказ

44

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка» Понятие о сказе.

Беседа по содержанию сказа: образ Хозяйки, Степана. Рассказчик-сказитель, его характер и взгляды на жизнь. Работа над понятием «сказ».

Элементы анализа текста

сказ

45

К.Г.Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».

Слово о писателе. Беседа по произведениям, прочитанным ранее. История создания сказки.

Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки, соотносить реальное и фантастическое в повествовании.

Пересказ, вопросы и задания стр.75

сказка

46

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

Выразительное чтение и анализ пейзажных зарисовок, беседа.

Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки, соотносить реальное и фантастическое в повествовании.

47

в/ч К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Человек и природа.

Природа и человек в рассказе. Бережное отношение ко всему живому. Речевая характеристика героев.

Понимать: роль природы в жизни человека.

Выборочный пересказ

рассказ

48

С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла.С.Я.Маршак.

Слово о С.Я.Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей Драма как род литературы.

Уметь: объяснять жанровые особенности произведения, видеть связь пьесы- сказки с фольклором

Вопросы и задания

Драма, пьеса

49

РР. Художественные особенности пьесы-сказки Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Фантастическое и реальное в пьесе С.Я.Маршака.

Фантастическое и реальное в пьесе- сказке. Положительные и отрицательные герои.

Знать: сюжет и содержание пьесы- сказки.

Выразительн.чтение по ролям

пьеса

50

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Комментированное чтение рассказа. Единство главного героя с природой.

Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд- условие счастья.

Понимать: как преображался мир в сознании ребёнка, соотношение реального и фантастического.

Составление плана рассказа

рассказ

51

К/Р по теме:  «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова,  К.Г.Паустовского» Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд- условие счастья.

Контрольная работа- игра «Шаг за шагом».

52

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Слово о писателе. Автобиографичность рассказа, история его создания.

Знать: сюжет и содержание рассказа.

Автобиографичность

53

Человек и природа в рассказе А.П.Астафьева.

Понимание героем природы, его любовь к ней. Становление характера юного героя через испытания.

Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя, определять роль природы в произведении

Вопросы и задания

54

РР Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев» (По одному произведению.)

«Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По пр-ям Паустовского, Платонова, Астафьева)

Урок развития речи.

55-56

Поэты о Великой Отечественной войне

Чтение и обсуждение темы.

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

Знать: содержание стихотворений поэтов, одно стихотворение наизусть.

57

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе.

Урок – концерт.

58

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. Слово о писателе.

Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного.

Слово о С.Чёрном, образы и сюжеты литературной классики как темы для детей.

Понимать: роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах, юмористический пафос.

Вопросы и задания.

Классика

59

в/ч  Ю.Ч. Ким

Слово о Ю.Ч. Киме, образы и сюжеты литературной классики как темы для детей.

Зарубежная литература ( 9 часов)

60

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»

Сочетание трагического и оптимистического в балладе

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, жанровые признаки баллады.

Выразит.чтен.

баллада

61

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Особенности повествования в романе. Характер героя.

Понимать: нравственную проблематику романа, отношение автора к героям, роль природы в произведении.

Выборочное

чтение

роман

62

Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Особенности сюжета и композиции сказки.

Понимать: отличие литературной сказки от народной

Выборочный пересказ, характерист.

героев.

63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Особенности сюжета и композиции сказки.

Понимать: отличие литературной сказки от народной

64

РР Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена:

«Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», « Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Урок развития речи.

Закончить сочинение  

65-

66

 в/чЖорж Санд «О чём говорят цветы»

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи.

Особенности сюжета и композиции рассказа

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание рассказа

Вопросы и задания

67

Дж.Лондон «Сказание о Кише».

Чтение вступительной статьи о писателе. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише»

Понимать: позицию автора и его отношения к герою.

Характеристика героя

рассказ

Итоговый урок (1 час)

68

Обобщающий урок. Рекомендации для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...