Рабочая программа по учебному предмету Чтение 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС. Предназначена для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_6_klass.docx | 77.9 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. – 230 с.;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Основой для реализации учебного плана является программа по чтению и развитию речи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида под редакцией И.М.Бгажноковой (Сборник 5-9 классы), г. Москва, «Просвещение», 2013 год.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост.И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020
Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речь». Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, соответствует требованиям к образованию обучающихся данной категории.
Цель рабочей программы - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Рабочая программа по чтению в 6 классе нацелена на решение следующих задач:
- дальнейшее совершенствование техники чтения (правильности и беглости чтения);
- развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения)
- коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу;
- формирование положительных нравственных качеств личности;
- развитие навыка самоконтроля и самооценки.
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. На уроке используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Фронтальная форма работы на уроке применяется, когда все обучающиеся одновременно всем классом выполняют общее для всех задание, обсуждают, сравнивают и обобщают результат. Педагог взаимодействует со всеми обучающимися класса, общается фронтально в ходе своей беседы, рассказа, объяснения, показа, тем самым вовлекая обучающихся в обсуждение предложенных вопросов и высказывание личных мнений.
Групповая форма применяется в процессе закрепления и обобщения, а также на этапе изучения нового материала. Однородная групповая работа подразумевает- выполнение небольшими группами обучающихся, одинакового для всех задания. А дифференцированная - выполнение различных заданий, разными группами.
Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся подразумевает самостоятельное выполнение заданий, а так же индивидуальную помощь педагога обучающемуся для успешного решения дидактических задач разной сложности.
Парная форма работы подразумевает совместную деятельность двух обучающихся.
При проведении уроков чтения предполагается использование следующих методов:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- исследования (наблюдение, анкетирование);
- изучения продуктов творчества (результатов эстетического творчества).
- Общая характеристика учебного предмета
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, позволяет решать задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с требованиями ФГОС.
Для чтения в 6 классе подобраны доступные для обучающихся произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.
В связи с тем, что принцип размещения художественных произведений в учебной книге для 6 класса (авторы И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина) имеет оригинальную структуру по сравнению с другими учебниками этапа объяснительного чтения, учитель может изменить порядок изучения художественных произведений, скомпоновав их по 9 тематическим разделам.
- «Устное народное творчество»
- «Люблю природу русскую»
- «О далёком прошлом России»
- «Животные в нашем доме»
- «Будь человеком, человек!»
- «Они прославили Россию»
- «Смешное и весёлое»
- «Вечный свет подвига»
- «Писатели мира - детям»
В 6 классе продолжается работа по формированию правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и предложениями.
Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.
Особое внимание уделяется выразительному чтению произведений с опорой на авторские ремарки. Ведётся коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Отрабатывается умение правильно интонировать конец предложения, на основе различительных знаков препинания, используя интонацию перечисления при однородных членах предложения.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению художественных произведений, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. Тексты подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки, дела, сезонные изменения в природе и т.п. К разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы, ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
Кроме того, формируется умение самоконтроля и самооценки.
Учащиеся отрабатывают умения:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- анализировать текст по вопросам, формулировать вопросы к отдельным событиям текста и поступкам героев;
- выделять темы и идеи произведения, соотносить их с заглавием текста;
- прогнозировать события с опорой на заглавие и иллюстрации;
- озаглавливать части текста (с помощью учителя) после коллективного выделения;
- определять основные черты характера действующих лиц, уметь подбирать подтверждающие эту оценку факты (с помощью учителя).
- определять мотивы поступков действующих лиц, выражать элементарную оценку их поступков;
- пересказывать произведение полно и выборочно.
Значительное место в программе отводится формированию внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью словаря и учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Называние характерных черт героев произведения (выбордля этой цели из текста авторских слов), установление авторского отношения к своим героям (осуждает или одобряет ихпоступки).
В процессе обучения чтению в 6 классе ведётся работа с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:
- ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);
- текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»;
- итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).
Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки чтения обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов.
Особое внимание в программе уделяется внеклассному чтению, которое ставит задачу формирования читательской самостоятельности учащихся, развитию интереса к детским книгам и разнообразным жанрам (сказки, рассказы, стихи).
На уроках внеклассного чтения формируется умение: самостоятельного чтения доступных по содержанию книг для детства и юношества; умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; правильно называть заглавия произведения и его автора; ориентировка в книге по оглавлению.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет «Чтение». На изучение данного предмета в учебном плане в 6 классе отводится 4 часа в неделю.
В учебном году на курс чтения отводится 136 часов.
Итого за год:
вI четверти - во II четверти - в III четверти - в IV четверти –
4.Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты.К концу обучения в 6 классе учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень
-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
-оценивать поступки героев (с помощью учителя);
-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Достаточный уровень:
- читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- делить текст части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
-определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя) ;
- выучить наизусть 8-10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя;
Изучение предмета «Чтение» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
-развивать нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
-понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять;
-развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
-уметь адекватно оценивать правильность выполнения своего действия и уметь вносить по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
-уметь строить сообщение в устной форме;
-уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-уметь формулировать собственное мнение;
-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-уметь оценивать поступки героев художественных произведений;
-уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные учебные действия
-уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
-соблюдать при чтении паузы между предложениями;
-соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические ударения);
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
-выделять главную мысль произведения;
-участвовать в беседе;
-делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
-выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
-заучивать стихотворение наизусть;
-читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 6 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- - оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов (Приложение 1). По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5.Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Чтение» включает следующие разделы:
- «Устное народное творчество»
- «Люблю природу русскую»
- «О далёком прошлом России»
- «Животные в нашем доме»
- «Будь человеком, человек!»
- «Они прославили Россию»
- «Смешное и весёлое»
- «Вечный свет подвига»
- «Писатели мира - детям»
Содержание разделов
Раздел 1. Устное народное творчество
Изучаемые произведения:
Пословицы и поговорки. Загадки. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины).
Содержание работы:
Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества происходит на протяжении всего учебного года, обучающиеся работают с пословицами и поговорками при чтении различных текстов и стихотворений.
Раздел 2. Люблю природу русскую.
Изучаемые произведения:
В. Бианки «Сентябрь», Н. Бунин «Лес, точно терем расписной», И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» (отрывок), В. Бианки «Октябрь», В. Бианки «Ноябрь», В. Бианки «Декабрь», А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», В. Бианки «Январь», И. Никитин «Весело сияет месяц…», И. Суриков «Белый снег пушистый», Ю. Рытхэу «Пурга», С. Смирнов «Первые приметы», В. Бианки «Март», По В. Пескову «Весна идет», М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня», В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты», А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…», В. Бианки «Апрель», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», В. Бианки «Май», В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести «последний поклон»), Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами и стихотворениями о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Знакомство с светскими и православными праздниками в связи с разными временами года.Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение незнакомых слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Развитие умения принимать участие в беседе о природе с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления.Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе.
Раздел 3. О далеком прошлом России
Изучаемые произведения:
По В. Пескову «Отечество», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», Ф. Глинка «Москва» (В сокращении), По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», По С. Алексееву «На берегу Невы», А. Чехов «Ванька», М. Зощенко «Леля и Минька. Елка».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами, стихи, научно-популярными статьями о далеком прошлом, о нашем времени из истории России.Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.
Раздел 4.Животные в нашем доме
Изучаемые произведения:
Ю. Качаев «Грабитель», К. Паустовский «Заячьи лапы», Е. Носов «Хитрюга», По В. Астафьеву «Злодейка», По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами, стихами, сказки, баснями о жизни животных. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих событий, героев слов и предложений. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Участие в беседе о животных с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления.Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о животных. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев по отношению к животным.
Раздел 5. Будь человеком, человек
Изучаемые произведения:
Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», С. Михалков «Будь человеком», Е. Пермяк «Тайна цены», «Здравствуйте!» Перевод Д. Гальпериной, Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», К. Паустовский «Стальное колечко» (сказка), В. Медведев «Звездолет Брунька», По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами и стихами, раскрывающими восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.Формирование внимания к авторскому слову:выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений.Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям. Оценка и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей к себе и к окружающим.
Раздел 6.Они прославили Россию
Изучаемые произведения:
По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге. «Медаль», «Гришенька», Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные», Д. Хармс «Пушкин».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами, стихами, научно-популярными статьями, содержащими сведения о жизнивеликих людей прошлого и настоящего России. Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.
Раздел 7. Смешное и веселое
Изучаемые произведения:
Б. Заходер «Петя мечтает», По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка). Кузнечик Денди (сказка), По Н. Носову «Как Незнайка стихи сочинял», В. Драгунский «Кот в сапогах», Д. Хармс «Заяц и еж».
Содержание работы:
Знакомство с юмористическими произведениями разных жанров.Формирование внимания к авторскому слову:выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений.Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Называние характерных черт героев произведения (выбориз текста авторских слов)
Раздел 8. Вечный свет подвига
Изучаемые произведения:
М. Дудин. Наши песни спеты на войне. (В сокращении). Вн. чтение «Подвиг детей во время Великой отечественной войны»
Содержание работы:
Знакомство схудожественными произведениями о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем. Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.
Раздел 9. Писатели мира – детям
Изучаемые произведения:
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари. «Пуговкин домик», По Х.К. Андерсену «Снежная королева», По Р. Киплингу «Рикки-Тиккки-Тави», По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Содержание работы:
Знакомство с художественными произведениями зарубежных авторов различных жанров. Формирование умения определять жанр произведения и приводить примеры (в соответствии с классификацией). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Оценка и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей.
6. Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Программный материал | Кол. час. | Кален.сроки | Наглядность | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
6 «а» класс | |||||
1. | В. Песков «Отечество». | 1 | Иллюстрации | Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Знакомство с понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Объяснение таких понятий, как «Отчизна» , «Отечество», «Родина», «Россия», «корни» | |
2. | М. Ножкин «Россия». | 1 | Иллюстрации | Бесседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть. | |
3. | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | Иллюстрации «Родина» | Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Пересказ от первого лица по плану. | |
4. | В. Бианки «Сентябрь». | 1 | Иллюстр. на тему «Осень» | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ. | |
5. | И. Бунин «Лес, точно терем расписной…». | 1 | Иллюстр. на тему «Осень» | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение описания осени у В.Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения, доказательства. Заучивание стихотворения наизусть. | |
6. | Ю. Качаев «Грабитель». | 1 | Предметныекартинки. | Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение. Рассказ отрывков текста, полный пересказ. | |
7-9 | Б. Житков «Белый домик». | 3 | Иллюстрацииучебника | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом. | |
10. | Внеклассное чтение «Тема Родины и природы в поэзии Р. Затульной» («Сибирь», «Росинка»). | 1 | Бесседа о России с опорой на иллюстративный материал.Работа над пониманием текста, выразительным чтением. | ||
11-14 | А. Белорусец «Звонкие ключи». | 4 | Иллюстрации учебника. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Жидкова «Белый домик» и А. Белорусец «Звонкие ключи». | |
15-17. | К. Паустовский «Заячьи лапы». | 3 | Иллюстрации книги. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. | |
18. | И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». | 1 | Иллюстрации на тему «Осень». | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием. | |
19-20. | Е. Носов «Хитрюга». | 2 | Предметные картинки. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего дня в тексте. Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе. | |
21. | В.Бианки «Октябрь». | 1 | Иллюстрации на тему «Поздняя осень». | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану. | |
22. | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | Предметные картинки. | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали. | |
23. | Внеклассное чтение «Охранять природу – значит охранять Родину» (по произведениям Белозёрова «Лесной доктор»). | 1 | Сюжетные картинки. | Чтение и обсуждение рассказов русской природе. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом. | |
24. | Б. Заходер «Петя мечтает». | 1 | Цветная иллюстрация. | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения наизусть | |
25. | Д. Биссет «Слон и муравей». | 1 | Иллюстрации учебника. | Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. | |
26. | Д. Биссет «Кузнечик Денди». | 1 | Иллюстрация учебника. | Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Сравнительный анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над рассказыванием сказок. | |
27. | Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой». | 1 |
| Иллюстрация учебника. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. |
28-29. | Дж. Родари «Пуговкин домик». | 2 | Иллюстрация учебника. | Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. | |
30. | Т. Белозёров «Пали белые туманы». | 1 | Иллюстрации «Поздняя осень» | Работа над выразительным чтением | |
31. | «Илья Муромец и Соловей – разбойник». | 1 | Иллюстрация «Былинные богатыри» | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок. Работа с иллюстративным материалом. Организация работы в парах, командах. | |
32. | Ф.Глинка «Москва». | 1 | Альбом «Москва». | Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами. | |
33. | В. Бианки «Ноябрь». | 1 | Иллюстрации. | Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на иллюстрации. Составление рассказа- описания по опорным словам. Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени. Чтение наизусть стихотворений об осени. | |
34. | С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря». | 1 | Портрет Петра I | Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. | |
35. | С.Алексеев «На берегу Невы». | 1 | Иллюстрации «Виды С –П». | Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. | |
36-37. | С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге». | 2 | ПортретыА.Суворова, М.Кутузова. | Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами. Сравнение действий двух полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. | |
39-41. | Е.Холмогорова «Великодушный русский воин». | 4 | Портреты героев Бородинской битвы | Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями | |
42-43. | Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». | 2 | Иллюстрации книги | . Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей | |
44-45. | Е. Пермяк «Тайна цены». | 2 | Иллюстрацииучебника | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний. Составление плана к произведению. Пересказ произведения по плану. | |
46. | Д. Гальперина «Здравствуйте!» | 1 | Плакаты «Культура поведения» | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов драматизации. Пересказ произведения по плану. | |
47. | В. Бианки «Декабрь». | 1 |
| Иллюстрации на тему «Зима | Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельно составление зимних загадок. |
48. | Внеклассное чтение «Пришла волшебница – зима» (Т.Белозёров«Снег», А. Артемьева «В шапки белые зима»). | 1 | Иллюстрации на тему «Зима» | Чтение и обсуждение стихов о зиме. Выборочное чтение. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом. | |
49. | И.Никитин «Встреча зимы». | 1 | Иллюстрации на тему «Зима» | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами. | |
50. | А. Дорохов «Тёплый снег». | 1 | Иллюстрации на тему «Зима» | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами. | |
51 | А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 | Иллюстрации на тему «Зима» | Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть. | |
52-53. | Д. Хармс «Пушкин». | 2 | Альбом «Пушкин» | Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа об известных школьникам произведениях А.С. Пушкина. | |
54. | В.Бианки «Январь». | 1 | Иллюстрации на тему «Зима | Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану. | |
45-59. | Х.-К.Андерсен «Ель». | 5 | Иллюстрацииучебника. | Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение. | |
60-61. | А. Чехов «Ванька». | 2 | Иллюстрация учебника. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношения автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа. | |
62. | И.Никитин «Весело сияет месяц над селом…» | 1 | Иллюстрации. | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть. | |
63. | И.Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится» | 1 | Иллюстрации на тему «Зима» | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над средствами выразительности. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И. Никитина «Весело сияет месяц над селом….» со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый….» | |
64-65. | М.Зощенко «Лёля и Минька» | 2 | Иллюстрации. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста по вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку. | |
66-67. | Ю. Рытхэу «Пурга». | 2 | Иллюстрации на тему «Север». | Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием пурги. Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над пересказом текста. | |
68. | Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». | 1 | Иллюстрации учебника. | . Работа над техникой чтения. Выборочное чтение отрывков | |
69-74. | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 6 | Цветные иллюстрации | Прослушивание текста, читаемого учителем. Знакомство с новым жанром – пьеса – сказка. Нахождение непонятных слов, выражений и объяснение их (с помощью учителя). Выразительное чтение текста по ролям. Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя с подтверждением отрывков из текста. Анализ нравственных качеств персонажей. Создание характеристик персонажей пьесы, их поступков с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Высказывание личного отношения к персонажам пьесы, участие в коллективном обсуждении. Раскрытие понятий «себялюбие», «зависть». Работа с иллюстративным материалом, соотнесение иллюстраций с текстом пьесы. Просмотр отрывков из мультфильма по данной пьесе. | |
75. | Внеклассное чтение «По страницам сказок С.Я.Маршака». | 1 | Участие в беседе по вопросам учителя о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение отрывков. Чтение наизусть произведений. | ||
5176. | В.Бианки «Февраль». | 1 | Иллюстрации на тему «Зима» | Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстраци, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану | |
77-86. | Х.-К. Андерсен «Снежная королева». | 10 | Цветные иллюстрации. | Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста учителем по цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над техникой чтения (правильность, выразительность, осознанность). Озаглавливание частей сказки. Составление плана, пересказ сказки по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Составление характеристики героев сказки. Высказывание личного отношения к героям сказки, участие в коллективном обсуждении. ь | |
87. | С. Смирнов «Первые приметы». | 1 | Иллюстрации на тему «Зима | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, объяснение (с помощью учителя). Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, на личный опыт обучающихся. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Выразительное чтение. Разучивание стихотворения наизусть. | |
88. | Внеклассное чтение «Непобедимая и легендарная». | 1 | Портреты героев гражданской. | Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения. | |
89. | А.Толстой «Детство Никиты». | 1 | Предметные картинки. | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношения автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа. | |
90. | В.Бианки «Март». | 1 | Иллюстрации по теме «Весна». | Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и образных выражений, объяснение их (с помощью учителя). Чтение учащимися по цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Отгадывание загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне. | |
91. | В.Песков «Весна идёт». | 1 | Иллюстрации о весне. | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа об особенностях прихода весны в разных странах и континентах. Рассказы обучающихся о перелётных птицах с опорой на знания и личный опыт. Нахождение и объяснение непонятных слов и выражений (с помощью учителя). Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное рисование с опорой на картину. | |
92. | М. Пришвин «Жаркий час». | 1 | Иллюстрации на тему «Весна». | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Чтение текста учащимися с комментарием и беседой. Работа над выразительным чтением. Работа над формированием беглого чтения. Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки. Работа над средствами художественной выразительности. | |
93-94 | Г.Скребицкий «Весенняя песня». | 2 | Иллюстрации на тему «Весна». | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа о признаках весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Нахождение в тексте образных слов и выражений, служащих для описания. Словесное рисование с опорой на иллюстрацию. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. | |
95. | В. Жуковский «Жаворонок». | 1 | Грамзапись «Голоса леса». | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Прослушивание романса А. Глинки «Жаворонок». Словесное описание природы. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Самостоятельное чтение. Работа над техникой чтения. Чтение стихотворения цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Нахождение эпитетов, расстановка логических ударений. Разучивание стихотворения наизусть. | |
96. | А.Твардовский «Как после мартовских метелей…» | 1 | Картины весенней природы. | Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Беседа о сезонных изменениях весной с опорой на произведения искусства, музыку, знания и личный опыт учащихся. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть. | |
97. | А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» | 1 | Иллюстрации по теме «Весна» | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов, их объяснение (с помощью учителя). Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания и личный опыт учащихся. Работа над выразительным чтением. Чтение по цепочке, расстановка логических ударений, пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Работа над выразительными средствами языка (сравнение, эпитеты). Словесное рисование. Выразительное чтение стихотворения. | |
98. | Внеклассное чтение «Весна идёт, и всё ей радо…»(по произвед.Т,Белозёрова «Апрель», А.Артемьевой «Черёмуха»). | 1 | Иллюстрации по теме «Весна». | Участие в беседе по вопросам учителя о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Работа над техникой чтения. Чтение наизусть произведений. | |
99. | В.Бианки «Апрель». | 1 | Иллюстрации по теме «Весна». | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на романс М. Глинки «Жаворонок», картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рисунки, знания и личный опыт обучающихся. Рассказ по картине с опорой на текст произведения. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. | |
100-102. | К.Паустовский «Стальное колечко». | 3 | Иллюстрации к сказке. | Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом частей сказки. | |
103-104. | В. Астафьев «Злодейка». | 2 | Иллюстрации учебника. | Прослушивание произведения, читаемого учителем. Чтение текста цепочкой по абзацам. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Работа над описанием собаки | |
105-107. | Е.Баронина «Рассказы про зверей». | 3 | Предметные картинки. | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения (правильность, выразительность, осознанность). Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Отгадывание загадок о животных. Рассказы школьников о посещении зоопарка, о своих домашних питомцах. Участие в коллективном обсуждении. | |
108-109. | В. Драгунский «Кот в сапогах». | 2 | Иллюстрации. | Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление характеристики персонажей. Беседа о качествах настоящего друга с опорой на знания и личный опыт учащихся. Работа над пересказом текста. | |
110 | Д. Хармс «Заяц и ёж». | 1 | Предметные картинки. | Прослушивание сказки, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Работа над техникой чтения. | |
111 | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | 1 | ПортретИ.Крылова. | Прослушивание аудиозаписи. Определение понятия «басня» как литературного жанра. Самостоятельное и выразительное чтение басни. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выборочное чтение по заданию учителя. Работа с иллюстративным материалом. Участие в драматизации басни. Выяснение и обсуждение морали басни. | |
112 | Внеклассное чтение «Поэтический Калачинск» (по произведениям П.Анфинагентова «Признание в любви». | 1 | Фотографии альбома Калачинск. | Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение. Работа в парах и группах. | |
113-119 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки–Тави» | 7 | Иллюстрации учебника | Прослушивание произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение по заданию учителя. Самостоятельное чтение. Озаглавливание частей сказки, составление плана, пересказ сказки. Составление описания внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Участие в беседе по выделению и осознанию идеи сказки с помощью вопросов учителя. Просмотр отрывков анимационного фильма. Участие в коллективном обсуждении, заслушивание высказываний учащихся. | |
120. | В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…» | 1 | Предметные картинки. | Прослушивание текста, читаемого учителем. Самостоятельное чтение стихотворения. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Словесное рисование картины природы после дождя. Заучивание стихотворения наизусть. | |
121. | В.Бианки «Май». | 1 | Иллюстрации на тему «Весна» | Прослушивание теста, читаемого учителем. Участие в беседе о весне с опорой на знания школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения, музыку. Работа по совершенствованию техники чтения. Чтение текста по цепочке. Нахождение и объяснение непонятных слов, выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное рисование картин весны в мае. Сопоставление народных примет, поговорок, пословиц с текстом произведения. | |
122. | М.Дудин «Наши песни спеты на войне». | 1 | Альбом «Защитники Родины». | Аудио прослушивание произведения. Чтение стихотворения, работа над выразительным чтением. Участие в беседе о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Нахождение непонятных слов, выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Просмотр отрывков из документальной хроники. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали. Выразительное чтение стихотворения. | |
123. | Внеклассное чтение «Этот День Победы» (по произведениям Т.Белозёрова «Вечный огонь», П. Анфинагентова «Солдат России»). | 1 | Репродукции картин о Великой Отечественной войне | Беседа об историческом периоде, описанных в стихах.(опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. | |
124-127. | В.Медведев «Звездолёт «Брунька». | 4 | Иллюстрации книги «К звёздам» | Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, объяснение (с помощью учителя). Чтение произведения по абзацам. Выборочное чтение по заданию учителя. Чтение по ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героев произведения. Оценка поступков Ани. Выяснение личного отношения к событиям, описанным в рассказе, к главному герою. Деление и озаглавливание частей сказки. Составление плана сказки и пересказ по плану. | |
128-130. | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 3 | Портрет Э.Грига | Прослушивание текста, читаемого учителем. Беседа о композиторе Э. Григе о с опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Прослушивание музыкального произведения Э. Грига. Чтение произведения по абзацам. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление описания осеннего леса. Участие в беседе по выделению главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Составление краткого пересказа текста. | |
131-133. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 3 | Иллюстрации учебника. | Прослушивание текста, читаемого учителем. Работа по совершенствованию техники чтения. Чтение по ролям. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения главной мысли произведения. Составление характеристики главного героя. Словесное рисование. Работа над пересказом текста. | |
134 | В.Астафьев «Зорькина песня» | 1 | Иллюстрации. | Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста по абзацам. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения главной мысли произведения. Составление описания земляники. | |
135 | Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…». | 1 | Картины родной природы (лето). | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт учащихся. Развитие техники чтения. Выборочное чтение отрывков произведений о весне. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. | |
136 | Внеклассное чтение «Поэтический Калачинск» (по произведениям Г.Скареднова «Калачинский калач») | 1 | Участие в беседе по вопросам учителя о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение отрывков. Чтение наизусть произведений. |
7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение
Учебная литература
- Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
Научно – методическая литература
- «Словарь русского языка», С.И.Ожегов
- Презентации к произведениям
- Интернет ресурсы «Фабрика кроссвордов»
- Байбакова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению. – М.: Вако, 2005.
- Конспекты уроков по внеклассному чтению. Пособие для учителя. / Авторы-составители: В.И. Горовая, Н.И. Дробот, Л.И. Кулагина, Т.К. Лаврентьева. – М.: Владос, 2005.
- Волина В. Фразеологический словарь. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, Зенит, 2010.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://skillopedia.ru/
- http://www.videouroki.net/
- http://www.youtube.com/
- сайт Института Коррекционной Педагогики РАО
Литература для учащихся
- Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.
- Детская художественная литература
- Детские газеты и журналы
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные таблицы и печатные пособия
- Магнитная доска
- Толковый словарь Ожегова
- Репродукции картин русской живописи для развития речи
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- Портреты русских писателей
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых произведений)
- Презентации, соответствующие содержанию обучения
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
- Мультимедийный проектор
- Моноблок intel Pentium
- Ноутбук
Приложение 1
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по чтению уч-ся 6 класса за2021-2022 уч.год
ФИ | Предметные результаты | ||||||||||
Правильно читает вслух и про себя доступный текст целыми словами и по слогам; | Делит текст на смысловые части, пересказывает различными способами; | Определяет мотивы поступков героев, выражает своё отношение к ним; | Находит, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; | Отвечает на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); | Читает стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося) | Самостоятельно составляет и задаёт одноклассникам, учителю вопросы к тексту; | Принимает участие в уроках внеклассного чтения; | Понимает жанровые особенности произведений | Баллы | уровень | |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Про...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочая программа по предмету чтение 3 класс школы IIIV вида
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пере...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Чтение»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс
На уроках чтения и развития речи в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...
рабочие программы по предмету "чтение и развитие речи" 6 класс для детей с ОВЗ
пояснительная записка к рабочай программе, содержание учебного плна, календарно тематическое планирование,КИМ...