Стилистические особенности «Слова», 9 класс
материал по литературе (9 класс)

Томан Ксения Дмитриевна

"Слово о полку Игореве" одно из самых известных произдведений древнерусской литературы, поэтому данный конспект урока построен таким образом для того, чтобы облегчить урок по данному произведению и заинтересовать школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_o_polku.docx60.2 КБ
Файл slovo_o_polku.pptx308.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе по теме

Стилистические особенности «Слова»

 (программа   Г.С. Меркина)

Цели урока

I.        Обучающие:

                    1)        Знания: раскрыть живую связь “Слова” с литературой и другими видами искусства, повторить , ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями;

                   2)        Умения:  развивать умение анализировать художественное произведение, находить средства художественной выразительности, помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность «Слова…», его лиричность;

                  3)        Навыки: совершенствовать навыки выразительного чтения лирического произведения;

                 4)        Развитие речи: развивать навыки устной речи, диалог (беседа), слушание ( глобальное).

II.        Развивающие: развивать умение учеников вести диалог, способствовать развитию наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

     1)Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, развивать умение обобщать информацию, делать выводы, и рефлексировать;

    2)Познавательные УУД: умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;

    3)Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе, разрешать конфликты.

 III. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма в учениках, воспитывать в учениках умение различать ложный и истинный патриотизм.

Тип урока: комбинированный

Методы: слово учителя, беседа, конспектирование материала, презентация, рефераты учеников.

Оборудование (наглядность): презентация учителя, презентация учеников.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент

Проверка домашнего задания 

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

Прежде чем начать наш урок, давайте проверим ваше домашнее задание.

Вам было задано выучить любой из отрывков, и подготовить мини-реферат.

 

Регулятивные УУД

(способность предположить результат и его характеристики)

  1. Подготовка к восприятию

работа с основными элементами композиции художественного

произведения

Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему нашего урока, вы видите её на слайде

Слайд 1

Стилистические особенности «Слова»

Назовите мне, пожалуйста, основные элементы композиции художественного произведения?

Совершенно верно. Посмотрите на слайд проверим, насколько верно вы смогли определить границы этих частей.

Слайд 2

Молодцы, совершенно верно.

 

Коммуникативные УУД

(Способность полно и точно выражать свои мысли)

  1. Восприятие

а) работа с жанровым своеобразием поэмы

б) работа с текстом, составление таблицы по своеобразию жанра «Слова».

 

Ребята, по своему сюжету, какой жанр напоминает «Слово»?

На самом деле не прекращаются споры о жанре. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово о полку Игореве» всё-таки схоже с поучительной песней, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах.. Таким образом, неизвестный автор сам подчеркнул, к чему отнести его творение, — к средневековому жанру «слово». Так назывались поучения, а иногда и послания, как светского, так и религиозного назначения. Это было аналогом нынешнему рассказу, как сказания – повести и т.д.

В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.

Иногда «Слово…» относят к повестям, так как частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем.

Запишите себе, что в  переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.

Сегодня на уроке мы с вами в чем своеобразие жанра «Слова», я предлагаю вам сделать небольшую таблицу. Через композицию мы посмотрим сколько жанров присутствует в «Слове».  

Составление таблицы.

  1. Вступление, здесь у нас экспозиция. Все помнят, что такое экспозиция?

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

 О  чём? О ком?

II. Основная часть 

      Завязка  действия

   

     

      Развитие действия

       Кульминация

Все помнят, что такое кульминация?

   

В нашем произведении кульминацией является «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны.

Очень важно отметить, что слово Святослава имеет свой жанр.

 

Какой жанр видите в «золотом

слове»?

Запишите, что золотое слово Святослава –  это жанр

«поучения». Назидательный совет, наставление.

Также к кульминации относится плач Ярославны. Здесь мы тоже можем отметить отдельный жанр, такой как плач.

Слышали о таком?

  1. Заключение 

Развязка

В

.

Познавательные

УУД

(Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств)

                   в) обобщение по уроку

А какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста? (фигура речи)

Автор "Слова: « использует повторы в качестве своеобразных

скрепов, которые "держат" композицию всего произведения (будем называть их

рефренами).

Все знают, что такое рефрен?

Давайте посмотрим, где мы встречаем рефрены в тексте.

В чем своеобразие жанра «Слова»?

Познавательные

УУД

(Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств)

Регулятивные УУД

(определение цели и учебной задачи)

  1. Синтез

Что сегодня нового вы узнали на нашем уроке?

Что для вас было полезным в нашем уроке?

  1. Домашнее задание

На следующем уроке мы проверим ваше домашнее задание «Слово о полку Игореве в разных видах искусства».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стилистические особенности «Слова»

Слайд 3

В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме , так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях .

Слайд 4

Композиционные части Основные выводы Вступление Экспозиция Диалог с читателем, обращение ко временам Бояна (древнерусский певец и сказитель). II. Основная часть Завязка действия Развитие действия Кульминация Сборы Игоря в поход, солнечное затмение. Первый и второй поход Игоря Поражение Игоря 4. Золотое слово «Святослава» 5. Плач Ярославны

Слайд 5

Композиционные части Основные выводы III. Заключение Развязка Побег из плена и возвращения Князя Игоря на Русь.

Слайд 6

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...

Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»

Методичeская разработкаоткрытого интегрированного занятия инструментального (шумового) ансамбля и младшего хора «Веселые голоса»хоровой студии «Камертон» ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского ...

Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение  и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическ...

Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"

В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мот...

Внеурочная деятельность «Стилистически окрашенные слова» 8 класс

Программа направлена на совершенствование умений определять стилистически окрашенные слова в тексте и предназначена для обучающихся 8 классов....

Методическая разработка "Стилистические особенности исполнения произведений эпохи Барокко. Обзор раздела "Полифонические произведения" в Хрестоматии педагогического репертуара "Альбом ученика-пианиста. 5 класс." (Составители Г. Цыганова, И. Королькова)."

Разработка посвящена вопросам творческого изучения наследия авторов различных композиторских школ с помощью привлечения дополнительного теоретического ознакомительного материала, различным вариантам и...