Стилистические особенности «Слова», 9 класс
материал по литературе (9 класс)
"Слово о полку Игореве" одно из самых известных произдведений древнерусской литературы, поэтому данный конспект урока построен таким образом для того, чтобы облегчить урок по данному произведению и заинтересовать школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_polku.docx | 60.2 КБ |
slovo_o_polku.pptx | 308.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе по теме
Стилистические особенности «Слова»
(программа Г.С. Меркина)
Цели урока
I. Обучающие:
1) Знания: раскрыть живую связь “Слова” с литературой и другими видами искусства, повторить , ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями;
2) Умения: развивать умение анализировать художественное произведение, находить средства художественной выразительности, помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность «Слова…», его лиричность;
3) Навыки: совершенствовать навыки выразительного чтения лирического произведения;
4) Развитие речи: развивать навыки устной речи, диалог (беседа), слушание ( глобальное).
II. Развивающие: развивать умение учеников вести диалог, способствовать развитию наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.
1)Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, развивать умение обобщать информацию, делать выводы, и рефлексировать;
2)Познавательные УУД: умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;
3)Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе, разрешать конфликты.
III. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма в учениках, воспитывать в учениках умение различать ложный и истинный патриотизм.
Тип урока: комбинированный
Методы: слово учителя, беседа, конспектирование материала, презентация, рефераты учеников.
Оборудование (наглядность): презентация учителя, презентация учеников.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Проверка домашнего задания | Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Прежде чем начать наш урок, давайте проверим ваше домашнее задание. Вам было задано выучить любой из отрывков, и подготовить мини-реферат.
| Регулятивные УУД (способность предположить результат и его характеристики) | |
работа с основными элементами композиции художественного произведения | Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему нашего урока, вы видите её на слайде Слайд 1 Стилистические особенности «Слова» Назовите мне, пожалуйста, основные элементы композиции художественного произведения? Совершенно верно. Посмотрите на слайд проверим, насколько верно вы смогли определить границы этих частей. Слайд 2 Молодцы, совершенно верно. |
| Коммуникативные УУД (Способность полно и точно выражать свои мысли) |
а) работа с жанровым своеобразием поэмы б) работа с текстом, составление таблицы по своеобразию жанра «Слова».
| Ребята, по своему сюжету, какой жанр напоминает «Слово»? На самом деле не прекращаются споры о жанре. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово о полку Игореве» всё-таки схоже с поучительной песней, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах.. Таким образом, неизвестный автор сам подчеркнул, к чему отнести его творение, — к средневековому жанру «слово». Так назывались поучения, а иногда и послания, как светского, так и религиозного назначения. Это было аналогом нынешнему рассказу, как сказания – повести и т.д. В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях. Иногда «Слово…» относят к повестям, так как частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем. Запишите себе, что в переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях. Сегодня на уроке мы с вами в чем своеобразие жанра «Слова», я предлагаю вам сделать небольшую таблицу. Через композицию мы посмотрим сколько жанров присутствует в «Слове». Составление таблицы.
Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения. О чём? О ком? II. Основная часть Завязка действия
Развитие действия Кульминация Все помнят, что такое кульминация?
В нашем произведении кульминацией является «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны. Очень важно отметить, что слово Святослава имеет свой жанр.
Какой жанр видите в «золотом слове»? Запишите, что золотое слово Святослава – это жанр «поучения». Назидательный совет, наставление. Также к кульминации относится плач Ярославны. Здесь мы тоже можем отметить отдельный жанр, такой как плач. Слышали о таком?
Развязка | В . | Познавательные УУД (Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств) |
в) обобщение по уроку | А какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста? (фигура речи) Автор "Слова: « использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые "держат" композицию всего произведения (будем называть их рефренами). Все знают, что такое рефрен? Давайте посмотрим, где мы встречаем рефрены в тексте. В чем своеобразие жанра «Слова»? | Познавательные УУД (Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств) Регулятивные УУД (определение цели и учебной задачи) | |
| Что сегодня нового вы узнали на нашем уроке? Что для вас было полезным в нашем уроке? | ||
| На следующем уроке мы проверим ваше домашнее задание «Слово о полку Игореве в разных видах искусства». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме , так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях .
Композиционные части Основные выводы Вступление Экспозиция Диалог с читателем, обращение ко временам Бояна (древнерусский певец и сказитель). II. Основная часть Завязка действия Развитие действия Кульминация Сборы Игоря в поход, солнечное затмение. Первый и второй поход Игоря Поражение Игоря 4. Золотое слово «Святослава» 5. Плач Ярославны
Композиционные части Основные выводы III. Заключение Развязка Побег из плена и возвращения Князя Игоря на Русь.
Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)
Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...
Стилистические особенности слов соотносимых языков
Урок -лекция....
Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»
Методичeская разработкаоткрытого интегрированного занятия инструментального (шумового) ансамбля и младшего хора «Веселые голоса»хоровой студии «Камертон» ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского ...
Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическ...
Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"
В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мот...
Внеурочная деятельность «Стилистически окрашенные слова» 8 класс
Программа направлена на совершенствование умений определять стилистически окрашенные слова в тексте и предназначена для обучающихся 8 классов....
Методическая разработка "Стилистические особенности исполнения произведений эпохи Барокко. Обзор раздела "Полифонические произведения" в Хрестоматии педагогического репертуара "Альбом ученика-пианиста. 5 класс." (Составители Г. Цыганова, И. Королькова)."
Разработка посвящена вопросам творческого изучения наследия авторов различных композиторских школ с помощью привлечения дополнительного теоретического ознакомительного материала, различным вариантам и...