Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».
учебно-методический материал (литература, 7 класс) по теме

Иванова Оксана Владимировна

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».

Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны;

                           2) совершенствовать умения анализа литературного произведения;

                           3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.

Оборудование: презентация о творчестве М.Зощенко, фонохрестоматия с рассказом «Беда», высказывание Н.В. гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила.»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и цели урока:

- Тема нашего сегодняшнего урока «Жизнь и творчество М.Зощенко».

Художествееные особенности и юмор в рассказе «Беда»

-Исходя из темы урока,  сформулируйте цели урока.

  1. Объяснение нового материала.

-С писателем  Михаилом  Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня  вы познакомились с ним поближе и  заинтересовались его творчеством.

(Знакомство с биографией писателя: чтение сообщение учеников и показ слайдов с фотографиями М.Зощенко и его книг ранних изданий).

-Чем вас удивила личность писателя?

-Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

-Кем были его основные читатели?

-Какими были его рассказы?

  1. Работа с понятиями юмор и сатира

-«Постараться рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно)

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно?» мы сможем ,  познакомившись с его рассказом «Беда»

-А «докопаться», почему нам так смешно,  нам помогут определения понятий «сатира» и «юмор».

запись на доске:

 САТИРА- обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

ЮМОР- изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

-Прочитайте определения , что такое сатира? и что такое  юмор?

- В чем существенная разница этих понятий?

-Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».

  1. Знакомство с рассказом  «Беда» по фонохрестоматии  .
  2.  Анализ рассказа  М.Зощенко

-Понравился рассказ? Смешной?

- А теперь анализируем рассказ “Беда”. Наша задача определить:

над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

-Итак, рассказ небольшой, около 130 строк..

-Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.  Доступная  бедным.  Может   быть, поэтому у меня много читателей»  Итак, какую особенность  можем выделить?  – краткость

- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.

(  Небогатый  человек  копит деньги на лошадь.  Покупает её и пропивает)

- Это тоже прием Зощенко. Значит следующая особенность  – простота сюжета.

- От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

- «Вот куплю лошадь и клюкну тогда»  – сказовая манера.

-Комментарий учителя:

Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и  в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком –  неповторимым  сказом  народного  писателя Зощенко.)

  1. Анализ рассказа.

-Давайте теперь более подробно рассмотрим героя рассказа «Беда»

На сколько частей или эпизодов примерно можно разделить рассказ?(как копил деньги, как покупал лошадь, счастье от покупки, пропил долгожданную лошадь)

1) Прочитаем  первый эпизод

-Какой он, герой рассказа? Что за человек?

-Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

-Какие говорящие имена есть в этом эпизоде? О чем они говорят?

2) Анализ второго эпизода. Чтение по ролям.

-Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вёл?

-Почему он несколько раз ощупывает   деньги в сапоге?

-Как он расплачивался за лошадь? Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

3) Анализ  третьего эпизода

-Вспомните, как герой шёл со своей покупкой домой?

-Какие чувства переполняли его? Подтвердите строчками из текста.

- Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости  героя?

4) Анализ четвертого эпизода

-Что же с ним произошло и почему?

-А что в тексте указывает на глубину его переживаний?

-Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы?

-Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?

-Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

-Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?

-Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»?

  1. Итоговая беседа. Работа с эпиграфом.

-Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

-Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира? 

_-Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

-Над чем можно плакать в этом рассказе?

квозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.

-Как вы понимаете высказывание Н.В. гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила.»

-На что надеется М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)

-Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

-Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?

-Подведем итоги работы на уроке. (Выставление оценок)

  1. Домашнее задание.

-Подготовить по группам чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького.  Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...

Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».

Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста....

Урок по литературе 6 класс. Художественные особенности рассказов А.П. Чехова

Урок посвящен анализу рассказов А.П.Чехова. Это второй урок по теме: «Футлярная трилогия» А.П.Чехова. Тип урока – открытие нового знания в технологии проектной деятельности. При план...

Урок литературы в 11 классе по теме: В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Варлам Тихонович Шаламов – прозаик, поэт, автор знаменитых «Колымских рассказов», одного из самых поразительных художественных документов ХХ века, ставшим обвинительным актом советск...