Методическая разработка «Одиночество – благо или горе для героя М.Ю. Лермонтова?»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Седова Светлана Алексеевна

Методическая разработка Седовой С.А. «Одиночество – благо или горе для героя М.Ю. Лермонтова?»  представляет собой первый урок изучения лирики М.Ю. Лермонтова в 6-м классе – анализ стихотворений «Парус» и «Утес». Цель урока -  сформировать начальное представление о ведущем мотиве лирики М.Ю. Лермонтова – мотиве одиночества. Для удобства использования разработка представлена в форме технологической карты. Технология проблемного обучения создает глубокую мотивацию к работе на данном конкретном уроке и к изучению творчества М.Ю.Лермонтова в дальнейшем. В процессе исследовательской деятельности учащиеся проходят путь от осмысления лексического значения слова "одиночество" к понятию и включению его в поэтический и психологический контекст.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, мотивный анализ, проблемное обучение, одиночество, Парус, Утес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odinochestvo.doc541.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Одиночество – благо или горе для героя М.Ю. Лермонтова?»

(первый урок изучения лирики М.Ю. Лермонтова в 6-м классе – анализ стихотворений «Парус» и «Утес»)

Седова Светлана Алексеевна

Тема: «Одиночество – благо или горе для героя М.Ю. Лермонтова?»

Тип: урок открытия нового знания (первый урок изучения лирики М.Ю. Лермонтова – анализ стихотворений «Парус» и «Утес»).

Цель: сформировать начальное представление о ведущем мотиве лирики М.Ю. Лермонтова – мотиве одиночества.

Задачи:

  • формировать умения связной монологической речи; стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, культурный, жизненный опыт;
  • осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, интерпретации, оценки, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формировать навыки рефлексии, интеграции и контроля собственных знаний.

Планируемые результаты

 Предметные:

   –     выразительно читать стихотворение;

  • уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;
  • строить связное высказывание по ти-

  пу «рассуждение»;

  • понимать способы выражения автор  ского замысла: давать характеристику героя;
  • формулировать проблемный вопрос;
  • оценивать результаты своей деятель-

ности;

- формировать умение осмыслять функции тропов в поэтическом тексте;

- формировать умение обнаруживать развитие конфликта в лирическом произведении.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • работать с различной информацией.

Коммуникативные УУД: 

  • проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать навыки ролевого участия в исследовании;

–    участвовать в диалоге сторон, уметь моде-

      лировать монологическое высказывание,

      аргументировать свою позицию и коорди

      нировать ее с позициями партнеров;

  • задавать вопросы, необходимые для орга-

         низации собственной деятельности;

–    оформлять свои мысли в устной и письмен

         ной форме с учетом речевой ситуации.

Личностные:

  • совершенствовать навык аргументированного ответа на вопрос в режиме ограниченного времени;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё к ней отношение и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • формировать умение работать в паре, группе а также умение вести диалог в коллективе в соответствии с нормами воспитания.

Межпредметные связи: русский язык (алгоритм связного ответа-рассуждения, толкование понятий, правописание слов).

Ресурсы урока: УМК под редакцией В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина. М.; «Просвещение»; 2019 г., рабочие тетради учащихся, презентация учителя, интерактивная доска.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний 5 мин.

Организует беседу. Слушает ответы учащихся и поощряет их.

Слайд №1  

Посмотрите на экран. О чем говорит вам графический облик слова?

Как вы думаете, почему существительное «одиночество» не имеет формы множественного числа?

А вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества?  

Давайте запишем эпитеты к этому слову.

Вы, конечно, знаете, что существуют словари эпитетов и даже словари эмоций - Слайд №2.  

Запишите данные, чтобы впоследствии воспользоваться этими ресурсами.

  Слайд №3

Посмотрите на эпитеты и подберите антонимы к этим словам: (пишет на доске).

В итоге получается таблица (приложение 1).

   Одиночество, замкнутость.

Человек, как в  кольце, закрыт от мира.

«О» – круг, завершенность.

«О» – «О» Как символ гармонии и равновесия.

Одиночество – это значит, человек один, никому не нужный, поэтому нет множественного числа.

«Одиночество» не может иметь  форму множественного числа – это определяется смыслом слова.

Это чувство человек испытывает, когда остается один. Чувствовать одиночество вдвоем или втроем невозможно.

Одиночество чувствуешь, когда остаешься один в пустой квартире.

Одиночество переживаешь, если поссорился с другом.

Одиночество – это когда пришел в новый класс.

Одиночество испытываешь, если обиделся на родителей.

Предлагают и записывают эпитеты: унылое, грустное, печальное…

    Желанное, добровольное, целительное,  гордое…              

Постановка и формулирование проблемы. Целеполагание  2 мин.

Обобщите значение слов в каждой колонке.

Сформулируем тему урока.

 В поисках ответа предлагаю вам обратиться к стихотворениям М.Ю. Лермонтова, ведь поэзия – портрет души лирического героя.  Запишем тему урока и подумаем, какие цели мы поставим перед собой, как будем отвечать на поставленный вопрос?

Обобщают: горе и благо.

Формулируют тему урока: «Одиночество: благо или горе для героя стихотворений М.Ю. Лермонтова?»

Записывают тему.

Предлагают цели:

1) Прочитать и проанализировать стихотворения.

2) Прояснить характер героя, причины его одиночества.

Организация познавательной деятельности 17 мин.

Слайд №4

Лермонтову было 18 лет, когда он оказался один в Петербурге. Послушайте стихотворение «Парус», которое он написал тогда, и скажите, что вас удивляет в нем?

Читает стихотворение «Парус».

Попробуем разгадать загадку паруса. Посоветуйтесь друг с другом. Подчеркните слова, создающие образ героя.

Слайд №5

 Какие художественные детали отметим в 1-й строфе?

Во 2-й?

В 3-й?

Какой части речи принадлежат слова, характеризующие героя?

Запишите  характеристику паруса.

Запишите 2-3 слова, выражая ваши чувства к герою.

Прочтите стихотворение, выражая характер паруса и ваше отношение к герою.

Учитель комментирует чтение, выявляя разницу читательских интерпретаций.

Отлично, ребята, спасибо.

Теперь обратимся к стихотворению «Утес».

Прослушайте стихотворение и подумайте: эпитет «одинокий» в этом стихотворении имеет тот же смысл, что и в стихотворении «Парус»?

Читает стихотворение «Утес».

Давайте сравним героев: Слайд № 6. 

Эти фразы помогу нам. Необходимо только заполнить пропуски.

И парус,  и утес ... 

Утес, так же, как и парус, …человека.

Одиночество для паруса – …

Художественные детали:…, …, – открывают характер паруса. Это герой…, …, … Он – символ …Парус одинок, потому что…

В отличие от «Паруса», одиночество для утеса –

На это указывают художественные детали:…, …, …

Утес …человека…, ..., … Утес обречен на одиночество, потому что…

Я …утесу и …парусом.

Отвечают на вопрос.

Удивительно, что парус «не ищет счастия», к которому все стремятся.

Удивительны слова: «просит бури, как будто в бурях есть покой». В бурях нет покоя. Чего же ищет парус?

Удивительно, что о парусе говорится, как будто он – человек.

Работают в парах.

1 строфа: «в тумане», «одинокий», «белеет», «ищет», «бежит».

2 строфа: «мачта гнется и скрыпит», «счастия не ищет », «не от счастия бежит»

3 строфа: «мятежный», «просит бури».

Это в основном глаголы. Парус деятельный, энергичный, целеустремленный герой.

Пишут: таинственный, загадочный, целеустремленный; сопротивляется бури  –  борец, сильный, упорный, волевой; гордый, «мятежный», отрицает счастье и гармонию, непримиримый, в конфликте с миром – «просит бури»; счастье для героя – в борьбе.

Пишут: уважение, удивление, восхищение, любуюсь парусом, горжусь.

Читают (2 – 3 варианта исполнения).

Эпитет «одинокий» в этом стихотворении имеет другое значение.

  «Одинокий» значит ранимый, нежный, глубоко чувствующий, несчастный. 

Предлагают варианты пропущенных слов.

Записывают ответы.

И парус,  и утес одиноки.

Утес, так же, как и парус, (олицетворяет, символизирует) человека.

Одиночество для паруса – благо.

Художественные детали: «мятежный», «мачта гнется и скрыпит», «счастия не ищет», «не от счастия бежит» – открывают характер паруса.

Это герой сильный, упорный, гордый. Он – символ мятежной души, борца, скитальца. Парус одинок, потому что он «не ищет счастья», сопричастности с миром, единения, гармонии. 

В отличие от «Паруса», одиночество для утеса – горе.

На это указывают художественные детали: «морщина», «задумался глубоко», «тихонько плачет».

Утес символизирует человека ранимого, нежного, глубоко чувствующего.  

Утес обречен на одиночество, потому что близкие нежные отношения в жизни скоротечны. 

Я сочувствую утесу и восхищаюсь парусом.

Рефлексия 20 мин.

     

Давайте обобщим наши устные размышления в письменном высказывании. Определите цель финальной части урока.

Слайд № 7: Сочинение – миниатюра.

 Г.Ибсен, норвежский писатель, младший современник М.Ю.Лермонтова, может быть, вы слышали оперу «Пер Гюнт», написанную по его пьесе. Как вы считаете, согласился бы с ним М.Ю.Лермонтов?

1. Напишите рассуждение по высказыванию Ибсена, опираясь на одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова.

2. Одиночество: благо или горе для героя М.Ю. Лермонтова?  

    Благодарю вас за интересный урок. Предлагаю вам выучить наизусть одно из стихотворений и исполнить его на следующем уроке.

 Слайд №8 На этом сайте вы сможете прослушать стихи в актерском исполнении. Может быть, оно станет для вас образцом или поразит неожиданной интерпретацией.

     

Написать сочинение.

Сочинение №1.

    Наверное, М.Ю. Лермонтов согласился бы с высказыванием норвежского драматурга, потому что сильных людей мало кто понимает. Поэт и сам был бойцом, человеком решительным и отважным. Он воевал на Кавказе. Таков и парус в его стихотворении. Одиночество для паруса – благо. Художественные детали: «мятежный», «мачта гнется и скрыпит», «счастия не ищет», «не от счастия бежит» – открывают сильный, упорный характер паруса. Счастье для паруса – в борьбе. Он символизирует одинокого скитальца, вызывающего восхищение своей волей, целеустремленностью, гордым противостоянием стихии.

    Я считаю, что одинокий человек – стойкий и сильный. Он как парус рвется преодолеть, победить, сразиться. Он одинокий, потому что храбрый и никто не может быть таким же отважным, как он.

Виктор М.

Сочинение № 2.

     Я думаю, что одиночество для героя стихотворения Лермонтова «Утес» – горе. Утес и тучка олицетворяют людей, дедушку и внука. Утес ранимый, нежный, для него расставание с «тучкой золотой»  – горе. И в его «морщине» влажный след слезы. Он как сирота теперь. Утес обречен на одиночество, потому что он не может «умчаться» за тучкой. Разорванное между первой и второй строфой предложение показывает, как больно утесу. Мне его очень жалко, хочется прийти домой и обнять своего дедушку.

Егор Р.

Диагностика достижения планируемых результатов: устные ответы учащихся на вопросы, письменные ответы; выразительное чтение стихотворения «Парус» на уроке.

Домашнее задание:  Выразительное чтение наизусть стихотворения «Утес» или «Парус» – по выбору обучающихся.

Приложение 1

Рабочий лист ученика

Словари

                                 1. Горбачевич К. Словарь эпитетов русского литературного языка — СПб.: Норинт, 2000.

                   2. Зеленецкий А. Эпитеты литературной русской речи — Москва: Грамотей, 2005.

                                 3. Колбенева М. Г., Александров Ю. И. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка.

                                   Лингво-психологический словарь – Москва: Языки славянских культур, 2010.

                                    http://epithets.academic.ru

                                    https://www.ozon.ru/context/detail/id/28262344/

Эпитеты

Антонимы

Ненавистное

Вынужденное

Болезненное

Жалкое

Мятежное

Желанное

Добровольное

Целительное

Царственное, гордое

Безмятежное, умиротворяющее

Тема урока:

                     

Приложение 2

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет  он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832г.          

Лазурь – цвет неба в ясный солнечный день

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

                                        1841г.

 

Пустыня – безлюдная местность, где нет ни души.

                 Характер героя

                         Мои чувства, отношение к герою


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме «Героям Отечества забвения нет»

Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...

Методическая разработка "Книги-юбиляры 2014 года, посвященные героям Великой Отечественной войны"

Книги-юбиляры 2014 года,  посвященные  героям Великой Отечественной войны. Список сниг с аннотациями....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме: «ГОРОДА-ГЕРОИ. СТАЛИНГРАД-ВОЛГОГРАД.»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ 03.  Иностранный язык (английский язык), которая является частью учебного плана раздела «Страноведение» специальности 43.02.10 Туризм с...

Методическая разработка. Зрительная гимнастика "Федорино горе"

На основе приложения PowerPoint создана зрительная гимнастика для детей по лексической теме "Посуда" на материале произведения К.И. Чуковского "Федорино горе".(методика  зрите...

Методическая разработка классного часа по теме: "День героев Отечества".

Сценарий и презентация мероприятия, посвященного Дню героев Отечества....

Методическая разработка урока французского языка по теме "Герои Франции"

Данный урок составлен с использование инновационных Сингапурских методик, который позволяют работать ученику практически самостоятельно, осуществляя поиск новых знаний, выбор и анализ информации, учит...

Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»

Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»...