Исследовательская работа на тему ""Говорящие" фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности"
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Исследовательская работа на тему ""Говорящие" фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govoryashchie_familii_v_rasskazah_chehova.ppt | 876 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «фамилия», происходит от латинского – семья. Фамилия – наследуемое семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека
Фамилии в русской именной формуле появились поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков),прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен
Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. Чехов – мастер художественных приёмов. Одним из удачнейших, писатель считал использование «говорящих» фамилий. Поэтому он очень широко использовал своё «чутьё на фамилии», мог умело и уместно обыграть значение той или иной фамилии.
Анализируя фамилии в рассказах А.П.Чехова, можно с уверенностью сказать, что писатель использовал «говорящие» фамилии с целью дать характеристику герою, его поступкам, совершённым действиям, зачастую отрицательным, негативным. Он включает фамилии, в которых скрыт общий колорит рассказа, образуя их от названия мелких и неприятных явлений (Перхоткин, Прорехин, Грязноруков, Гнилодушкин, Глоталов). Как правило, автор не комментирует значение фамилии, а предоставляет возможность сделать это самому читателю, иногда персонажу рассказа. В рассказах образ героя соответствует значению фамилии, «говорящая» фамилия олицетворяет своего персонажа.
Один из самых печальных рассказов писателя короткий рассказ «Ванька». Его герой 9-летний мальчик Ванька, отданный в учение сапожнику, непрерывно понукаемый и обижаемый всеми, пишет горестное письмо «на деревню дедушке». О судьбе Ваньки говорится со скрытым сочувствием и, как это ни парадоксально, - с улыбкой – доброй и человечной. Эта улыбка ощущается и в описании Ванькиного деда, не по годам озорного старика, служащего у господ ночным сторожем. Это маленький, тощенький, но необыкновенно подвижный старикашка лет 65, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. 1. Рассказ «Ванька»
Другой рассказ - «Хамелеон». Хамелеон – это ящерица, которая приспосабливается к окружающей среде, меняя свой цвет, маскируясь в опасных ситуациях. Идея хамелеонства выражена образом полицейского Очумелова. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. В рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы "очуметь", "чуметь", а далее — существительное "чума" — страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны. Какой же заразной болезнью страдает полицейский надзиратель? 2. Рассказ «Хамелеон»
Выразителен рассказ «Толстый и тонкий». У героев есть имена. Тонкий – Порфирий. Толстый – Миша. Но называет их писатель по внешнему виду: худой – тонкий, полный – толстый. В детстве у Толстого была кличка Герострат, за то, что прожег папироской казённую книжку, а у тонкого - Эфиальт, за то, что ябедничать любил. Эти клички свидетельствуют о том, что порочные наклонности появляются в раннем детстве . 3. Рассказ «Толстый и тонкий»
Рассказ назван «Лошадиная фамилия». В этом как раз и кроется юмористическое зерно рассказа. После того как страдающий от зубной боли Булдеев попробовал множество разных средств, его приказчик Иван Евсеич посоветовал обратиться к настоящему «волшебнику». Этот чародей, оказывается, мог избавить любого человека от зубной боли. И тут выяснилось, что приказчик не помнит фамилии того самого «чародея», помня, что фамилия была очень простая, «словно как бы лошадиная». 4. Рассказ «Лошадиная фамилия»
В рассказе «Смерть чиновника» необычна фамилия генерала Бризжалова. Она ассоциируется по звучанию с глаголом «брюзжать» и с глаголом – «брызгать», прилагательным «брезгливый». Эти слова связаны и с характером генерала: ворчать, испытывать отвращение и к событиям, происшедшим с ним: быть обрызганным. Червяков – постоянно просит прощения у генерала Бризжалова, которому он, чихнув, обрызгал лысину в театре. Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, который постоянно брызжет слюной. 5. Рассказ «Смерть чиновника»
Итак, мы видим, что фамилии играют существенную роль при создании литературно-художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а так же характеров героев и сутью создаваемых образов. Чехов как любой писатель тщательно продумывая, какие фамилии, и имена включить в текст своего сочинения, выражает своё отношение к создаваемому персонажу, изображенным характерам, типам личности. В творчестве писателя отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам, живы и сегодня как воспоминанья о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном. И анализ «говорящих» фамилий, по-моему, должен быть обязательной частью анализа созданных писателем художественных образов и самого содержания произведения в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»
Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...
Урок на тему "Средства художественной выразительности".
Данный урок позволит повторить с учащимися средства художественной выразительности и обобщить их знания поданной теме....
Тест по теме" Средства художественной выразительности".
Данный тест по теме "Средства художественной выразительности" можно использовать как в качестве подготовки к ЕГЭ по русскому языку,так и для индивидуальных домашних заданий по литературе....
Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.
Проза Гоголя — настоящий кладезь не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художественными ...
Проверочная работа по теме "Средства художественной выразительности"
Работа адресована учащимся 9 класса. Ее можно использовать для подготовки девятиклассников к ОГЭ, так как задание 3 направлено на распознавание таких средств художественной выразительности, как: сравн...
Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» 11 класс.
Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» 11 класс. Учебник А.И. Власенкова. Первый вариант более сложный, его можно предложить сильным ученикам. Перед контрольной работой н...
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...