Исследовательская работа "Мотив чуда в детской литературе"
материал по литературе (6 класс)
Объектом исследования являются рассказы писателей XIX века и рассказы современных писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_chuda_v_detskoy_literature.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Объектом исследования являются произведения писателей XIX века и рассказы современных писателей.
Гипотеза исследования: мотив чуда в произведениях играет важную роль.
В словаре С.И.Ожегова: ЧУДО это «Нечто небывалое, сверхъестественное, а также ‘Нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью’.
Чтобы выяснить, верят ли школьники в чудо, что для них чудо, знакомы ли они с произведениями, где ведущим является мотив чуда, мы провели опрос учеников 5-х, 6-х, 8-х и 9-х классов нашей школы. 96% опрошенных считают, что чудо есть в нашей жизни, вера в него необходима современному человеку; произведения, где в основе сюжета «мотив чуда», способны изменить внутренний мир человека. Но назвать такие произведения, кроме сказок, опрошенные не смогли.
Я вспомнила произведения, которые прочитала, и пришла к выводу, что мотив чуда появляется в таком жанре литературы, как рождественский рассказ.
В нём присутствует атмосфера рождества, свершение какого - либо чуда на благо героев, с которым сначала случается несчастье, а потом происходит чудо. Финал счастливый, утверждающий торжество добра и справедливости.
У А. И. Куприна есть замечательный рассказ «Чудесный доктор», в котором доктор Пирогов спасает семью, стоящую на грани смерти, как раз в преддверии Нового года. А в его рассказе "Тапёр" на карте стоит не жизнь, а будущая карьера, но это та карьера, без которой и жизнь не нужна.
Для рождественского рассказа характерен счастливый, радостный конец. Но часто жизнь вносит свои печальные коррективы. Примером может послужить рассказ "Мальчик у Христа на елке" Ф. М. Достоевского, где нищий, неожиданно осиротевший мальчик попадает на ёлку к Христу. Ёлкой оказываются его предсмертные грёзы. Утром находят его маленький трупик.
Также мы пришли к выводу, что в некоторых произведених настоящим чудом является то, что в трудный момент жизни с юным существом оказались люди, рассказавшие ему о добре, красоте, справедливости и внушившие ему веру в победу.
Это дядя Максим в "Слепом музыканте", который развить способности мальчика. Через несколько лет слепой Петр наконец становится профессиональным музыкантом.
Это и пан Тыбурций в "Детях подземелья" Владимира Короленко, благородный, мудрый человек с чистой душой, и учительница Лидия Михайловна в "Уроках французского" Валентина Распутина. Повлияв на взгляды мальчика из бедной семьи, она привила ему любовь, милосердие, веру в людей, показала, что человек может быть добр к другому, несмотря ни на что.
В этом году я открыла для себя творчество писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой. Особенно запомнились рассказы в сборнике «Лето сорок девять». В них дети - главные герои - будучи бессильными перед ужасным военным временем, находят выход - маленький островок мира и счастья.
Первый рассказ сборника называется «Капустное чудо». События происходят в первый послевоенный год, в сумрачный и хмурый ноябрьский день. Главными героями рассказа являются старуха Ипатьева по прозвищу Слониха и две девочки: Дуся - 6 лет и Оля – помладше. Девочек привезли к ней как к ближайшей родственнице после того, как они осиротели.
Девочек она приняла без особой радости и сочувствия и неделю думала , оставлять их при себе или сдать в детский дом.
Однажды девочки целый день простояли в очереди за капустой и в последний момент обнаружили, что потеряли деньги.
И тут случается чудо: на повороте дороги нёсшийся им навстречу грузовик с капустой «вильнул», «сбросив к их ногам два огромных кочана». Девочки спасены, и спасло их «капустное чудо».
Но настоящее чудо происходит в душе Ипатьевой, которая постепенно заполняется теплом, и это побеждает в ней холод и равнодушие.
Рассказ «Дед – Шептун», на мой взгляд, - это произведение о чуде прозрения – прозрения в прямом и переносном смысле.
Сюжет рассказа построен на истории с часами брата Дины, которые девочка взяла без спроса, чтобы похвастаться во дворе, и разбила. У Дины было ужасно тяжело на душе. Ей казалось, что в этом несчастье ничто и никто не способен ей помочь. Но, проснувшись, Дина увидела прадеда, сидящего за столом с инструментами и круглым увеличительным стеклом, которое дети называли «глазком». Он ремонтировал часы. Дина воспринимает починку часов как чудо. Особенно её удивляет то, что старый слепой дед прозрел. Для Дины история с часами стала нравственным уроком. И мы тоже понимаем, что чудо прозрения объясняется очень просто: не мог же герой оставить свою правнучку в беде!
Завершается цикл рассказом «Бумажная победа».
Главный герой мальчик Геня Пираплетчиков - не такой, как все: часто болел, хромал, у него не была отца. Из-за всего этого дворовые ребята презирали его и не упускали возможности обидеть.
Конфликт Гени с ровесниками получает неожиданное развитие после того, как его участником становится мама мальчика – она решает пригласить всех ребят на день рожденья к сыну.
И опять мотив чуда развивается в нескольких планах: для мальчишек чудом становится мастерство Гени в умении делать оригами, для него - изменение отношения к нему, превращение озлобленных, жестоких «врагов» в «нормальных» открытых мальчишек и девчонок, для нас – то тепло, которое рождают в душе простенькие рассказы Людмилы Улицкой.
Вывод Ещё многие произведения мне предстоит прочитать, но уже можно сказать, что наша гипотеза нашла своё подтверждение: мотив чуда в произведениях играет важную роль. Чудо напоминает о том, что рядом с нами всегда есть добро, любовь, что счастьем может стать просто общение с умными, понимающими людьми, с которыми сталкивает тебя жизнь. Эти люди оставляют добрый след в твоей душе. Это, может быть, и есть одно из главных чудес в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская работа по изготовления детского комплекта и его реализация
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2866597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Составление бизнес- плана по созданию небольшой фирмы по шитью ...
Исследовательская проектная деятельность в детском экологическом объединении
Для внедрения новых форм и подачи материала, способных повысить мотивацию учащихся к обучению и творчеству в педагогической работе можно применить методы проектов. Привлечение ребят к поисково-исследо...
«Опытническая и исследовательско – экспериментальная работа в детском объединении эколого - биологического направления.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отнош...
Исследовательская работа "Чудо-растение иван-чай"
Цель работы: знакомство с историей происхождения названия растения, его значением в природе и для человека...
Эссе "Если есть чудо в русской литературе,,," (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивительным кажется то, каким разнообразием впечатлений он успел её наполнить! Как многое смог разглядеть, осмыслить в тогдашней российской дейст...
О детских фантазиях, страхах и детской литературе
В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...
Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»
В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....