Урок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)
методическая разработка по литературе (7 класс)
Используемые приёмы: обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», «мозговой штурм», синквейн, РАФТ, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._urok_literatury_po_teme_my_otvechaem_za_teh_kogo_pri.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
(по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)
Урок составила и провела:
Фирсова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 7 классе
по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Цели: используя приёмы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Обучающие и познавательные цели:
1. Знакомство с новым автором.
2. Отработка навыков анализа художественного произведения.
Развивающие цели:
1.Развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать умение работать в группе.
Воспитательные цели:
1. Решение нравственных проблем поставленных в тексте (душевная черствость и равнодушие людей к миру животных)
2. Поддержать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
3. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.
Оборудование: рисунки с изображением собак; портрет писателя Л.Н. Андреева; рисунок дерева предсказаний; листы бумаги, цветные карандаши.
Используемые приёмы: обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», «мозговой штурм», синквейн, РАФТ, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Вводный этап | Приветствие | Приветствует учащихся. Настраивает на благоприятную атмосферу. | Отвечают на приветствие | 1 мин. |
2. Стадия вызова | Обращение к личному опыту | Формулирует цели урока. Формирует группы. Выдаёт задание каждой группе в конверте, где находятся рисунки собак и вопросы: 1. Посмотрите на стол, что вы видите? 2. А у вас есть собака? 3. Расскажите о ней, за что вы её любите? 4. А смогли бы вы обмануть, предать своего четвероногого друга? Почему? 5. Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногих друзей? Подводит итог работы в группах: собаки во всех произведениях предстают перед нами как верные, добрые и ласковые друзья человека, надёжные его заступники. А сегодня мы с вами будем работать по рассказу Леонида Андреева «Кусака» | Знакомятся с целями урока. Работают в группах. Отвечают на вопросы. | 10мин |
Рассказ | Учитель рассказывает об Андрееве | Слушают учителя, знакомятся с новым автором. | 3 мин | |
3. Стадия осмысления | Мозговой штурм | Даёт задание каждой группе составить план рассказа, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки. Консультации учащихся. Примерный вариант плана: 1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми». 2. Как Кусака получила своё имя. 3. Дружба Кусаки с Лёлей. 4. Отъезд дачников. 5. Кусака снова одна. Предлагает учащимся подготовить пересказ близкий к тексту 1 группе - Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми»; 2 группе – Кусака снова одна. | Работают в группе, составляют план. Записывают план на доске. Готовят пересказ. | 10мин |
«Толстые» и «тонкие» вопросы | Задаёт «тонкие» вопросы: 1. Как Кусака получила своё имя? 2. Как она выражала свою ненависть к людям? 3. Как Кусака выражала свою любовь к людям? 4. Как меняется пейзаж в зависимости от положения собаки? (зачитать эти описания) «Толстые» вопросы: 1. Объясните, почему Кусака не верила людям и боялась их? 2. Почему Кусаку не взяли в город? 3. Хорошо ли Лёля поступила по отношению к другу? А как бы вы поступили? 4. Как вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке? 5. Какой ещё пример жестокости вы можете найти в рассказе? 6. Почему именно ток заканчивается рассказ? 7. Как вы думаете, почему мы в ответе за тех, кого приручили? | Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, высказывают свои мнения. | 11мин | |
Дерево предсказаний | Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы. Вместе с учащимися составляют дерево. | Работают в группах. Приводят веские аргументы и записывают их на листах. | 8 мин | |
4. Стадия рефлексии | Синквейн | Предлагает составить синвкейн: 1группе о Кусаке, 2 группе о Лёле на большом листе бумаги. Примерный вариант синквейна: Кусака Бездомная, одинокая Голодает, страдает, боится Верит людям, но ошибается Бедолага Лёля Жестокая, безответственная Жалеет, приручает, бросает Предательница | Составляют стихотворение. Готовят защиту синквейна. | 6 мин |
РАФТ Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема) | Даёт задание написать письмо Лёле о Кусаке 1 группе– от соседа, 2 группе – от Кусаки. Консультирует, направляет работу. Заслушивает ответы. | Выполняют творческое задание. Высказывают свои чувства от лица героя. Зачитывают тексты писем. | 30мин | |
5. Заключительный этап урока | Кластер | Предлагает составить кластер по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили». Анализирует ответ. Примерный вариант: приложение 1 | Работают в группе. Составляют кластер. Отвечают. | 9 мин |
6. Домашнее задание | Творческая работа | Предлагает учащимся написать мини-сочинения по теме «Мой четвероногий друг» или «Монолог брошенной собаки» | Записывают домашнее задание | 2 мин |
Приложение 1
Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Конспект урока литературы, 7 класс....
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
"Мы в ответе за тех, кого приручили" по рассказу Л.Андреева Кусака
Урок литературы 6 класс...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...