Урок-исследование "Стилевые особенности ранних рассказов Чехова"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок построен на материале сразу нескольких рассказов Чехова, что позволяет выявить их сходные стилевые особенности. Учащиеся самостоятельно исследуют различные аспекты художественных произведений. На уроке представлена групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie.zip | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование. Стилевые особенности ранних рассказов А.П.Чехова. (2часа)
Цель:
- определение стилевых особенностей ранних рассказов А.П.Чехова
Задачи:
- формулировка темы урока, отражающей художественное мастерство писателя:
«А.П.Чехов – (……) (мастер лаконизма)»;
- формирование коммуникативной компетенции (способности к полноценному речевому общению);
- развитие навыков анализа художественного произведения;
- формирование кооперативной компетенции (готовности к работе в группах);
- воспитание чуткого отношения к художественному слову
На доске эпиграф
Словам … тесно, мыслям – просторно.
М.Горький
Оборудование: сборники рассказов А.П.Чехова, компьютер, видеопроектор.
На уроке представлены элементы следующих образовательных методик: групповой, проблемной, компьютерной, развивающего, перспективно-опережающего обучения.
Всему классу было дано задание прочитать следующие рассказы:
«Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Размазня», «Пересолил», «Жалобная книга»
Класс был поделен на 5 групп.
Каждая группа предварительно получила домашнее задание:
1 группа должна была исследовать заглавия рассказов и своеобразие чеховской фразы,
2 группа - элементы композиции,
3 группа – речь героев,
4 группа – фамилии героев,
5 группа – художественные детали.
Каждый ученик работал с каким-то одним или двумя рассказами.
Вопросы, которые прозвучат на уроке, также были даны учащимся заранее.
Ход урока
- Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
- Работа в группах.
Каждый ученик представляет результаты своего исследования ответственному в группе, который выставляет оценку, если ответ достаточно полный.
- Коллективное обсуждение результатов исследования.
Сначала отвечают на вопросы те ученики, которые подготовили интересный материал, затем подводит итоги ответственный в группе.
На протяжении всего урока ученики самостоятельно заполняют в своих тетрадях карточку «Стилевые особенности ранних рассказов А.П.Чехова».
Вопросы 1-й группе:
- Что вы можете сказать о заглавии чеховских рассказов?
- Какие наблюдения вы сделали?
- Что отражают заглавия?
Заглавие – это смысловой стержень рассказа. По мнению Чехова, оно должно быть простым, предельно кратким, ясным и скромным.
Можно вспомнить, как Чехов работал над названием рассказа «Размазня»: «Название рассказа «Жестокий урок…» - неудачно. В нем нет простоты. В этих кавычках и трех точках в конце чувствуется изысканная претенциозность. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: «Гувернантка», нет, точнее – «Размазня»». («Претенциозность» - претендующий на оригинальность, вычурность).
«Толстый и тонкий» - и в заглавии, и в композиции рассказа основной прием – антитеза.
Вместо имени - внешняя характеристика, говорящая о многом: о положении в обществе, о достатке, о манере вести себя с другими людьми.
«Хамелеон» - метафоричность заглавия, которое в точности передает суть характера главного героя – полицейского надзирателя Очумелова.
«Лошадиная фамилия» - в заглавии отражен один из приемов создания комического – несоответствие.
«Хирургия», «Злоумышленник» - здесь тоже несоответствие, только к комическому эффекту добавляется сатирическое звучание.
«Размазня», «Пересолил» - в заглавиях дана авторская оценка поведения героев.
Проблемный вопрос:
- Чем отличаются названия «Смерть чиновника» (рассказ А.П.Чехова) и «Смерть Ивана Ильича» (повесть Л.Н.Толстого)?
В первом случае только мундир, чин, отсутствие человеческих качеств, лица, а во втором - человек с именем, а значит, с душой.
Вопросы 2-й группе:
- Каковы основные элементы композиции?
- Что можно сказать о завязке чеховских рассказов?
- Как вводит нас Чехов в мир своих рассказов?
- Найдите завязку в предложенных вам рассказах.
Начало рассказа «Смерть чиновника» можно прослушать в исполнении И.Ильинского (отрывок из художественного фильма « Смерть чиновника»)
Завязка в рассказах быстрая, стремительная, состоящая из одной-двух фраз.
- Что составляет основу рассказов Чехова?
- Почему их легко инсценировать?
Диалог. Соответственно, мы можем определить жанр рассказов как рассказ-сценка. Кульминации рассказ достигает тоже во время диалога.
- Какой прием Чехов часто использует в композиции своих рассказов?
Антитеза.
- Приведите примеры.
Толстый и тонкий, Червяков и генерал Бризжалов, следователь и Денис Григорьев. И опять же, противопоставление этих героев очевидно, прежде всего, во время диалога.
(В рассказе «Злоумышленник» герои говорят на разных языках).
Вопросы 3-й группе:
- Если основу рассказов составляет диалог, то каково основное средство раскрытия образов?
- Приведите примеры речевой характеристики.
«Лошадиная фамилия».
Генерал Булдеев капризен, самоуверен, с презрением относится к слугам. В речи его Чехов подчеркивает повелительные, недовольные интонации, резкие выражения.
Приказчик Иван Евсеич – ограниченность, невежественность переданы через грамматически неправильную речь. К общеизвестным поговоркам и фразеологизмам прибавляет новые слова: «пошепчет, поплюет – и как рукой», « заговорил зубы – первый сорт».
«Толстый и тонкий».
1-й диалог. У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства.
- Искренни ли эти чувства?
- Как Чехов дает нам это понять?
- Для чего Чехов вводит в рассказ паузу? Что она передает?
С сожалением говорит о своей бедности, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная.
2-й диалог. Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, тотчас же в его речи появляется раболепно-почтительное – с.
То же самое в речи Червякова из рассказа «Смерть чиновника».
«Хамелеон».
Чрезвычайно колоритна речевая характеристика Очумелова, изъясняющегося грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут?», «Почему тут?», «Это ты зачем палец?» и т.д.
Тон, лексика, стиль речи Очумелова создают устрашающий эффект: его фразы короткие, отрывистые, с повелительной интонацией и грубой лексикой. С одной стороны, в его речи мы слышим слова официально-делового стиля (протокол, постановление); с другой – резкую, грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!»
Прием сочетания в речи персонажа разностилевой лексики не только создает комический эффект, но и помогает Чехову открыть истинное лицо героя. («Хирургия», «Пересолил»)
«Злоумышленник».
Казенная речь судебного следователя лишена какого бы то ни было субъективного начала.
Знаменитое «чаво» Дениса Григорьева и обилие просторечных слов в его устах: «знамо», «отродясь», «ежели», «нешто» и др.- подчеркивает огромную пропасть между миропониманием следователя и ответчика.
Вопросы 4 группе:
- Говорят ли что-нибудь о героях их фамилии? Приведите примеры.
Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый.
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый.
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий.
Курятин – «как курица лапой», «куриная слепота», «мокрая курица». Понятно, что обладатель такой фамилии не может быть мастером своего дела.
Червяков – ползает и пресмыкается.
Вонмигласов - владелец этой фамилии имеет отношение к церкви, так как «вонмем!» - это призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке «внимайте». Наверно, когда дьячок приходит на прием к Курятину, он тоже хочет, чтобы вняли его беде.
Генерал Жигалов – в словаре В.И.Даля читаем: «Жечь, жигать что-либо. – палить, предавать огню; производить чувство, подобное ожогу». Именно такое воздействие оказала эта фамилия на Очумелова.
Самолучшев – считает, что все вокруг плохие, а он самый лучший.
- Как называются такие фамилии?
- Почему они играют большую роль именно в небольших по объему произведениях?
Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать развернутую характеристику персонажа, имя и фамилия приобретают особый вес. Говорящие фамилии используются как средство характеристики персонажа и с целью создания комического эффекта.
Проблемный вопрос:
- Почему у генерала из рассказа «Смерть чиновника» и у судебного следователя из рассказа «Злоумышленник» нет имени и фамилии?
Генерала мы видим глазами Червякова, а тот видит только мундир важной персоны. Судебный следователь – механизм судопроизводства.
Вопросы 5 группе:
- Рисует ли Чехов портреты своих персонажей? Прочтите.
- Не показались ли вам эти портретные зарисовки странными?
- Чем автор часто заменяет подробное описание?
- Отметьте самые значимые, на ваш взгляд, художественные детали в рассказах.
«Толстый и тонкий».
«губы его (толстого), подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
«Тонкий же … был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
От портрета остались размеры и губы толстого. Зато говорится, откуда они вышли и чем от них пахло.
Херес – марка дорогого вина.
Флердоранж – настой цветов, применяемый в качестве одеколона.
- Какую роль играют эти детали?
Показывают, на какой ступеньке социальной лестницы стоят.
- Что означает деталь «навьючен» чемоданами, узлами и картонками?
Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи. Значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, узлами, картонками, он жалок.
Работа с иллюстрацией Н.В.Поморцевой
На каких деталях художник акцентировал свое внимание?
«Хамелеон»
- Какова смысловая нагрузка художественной детали «шинель»?
- Действие происходит летом, жара, ведь только что поспел крыжовник, а Очумелов в шинели, да еще в новой. Почему?
- Когда и почему шинель превращается в пальто?
- Почему в начале рассказа шинель распахнута, а в финале Очумелов запахивается?
Шинель новая, потому что его, видимо, недавно повысили в должности - произвели в полицейские надзиратели, поэтому она ему так дорога. Это символ власти.
В пальто шинель превращается, когда Очумелов узнает, что «собака, кажись, генеральская». Шинель Очумелова меркнет перед шинелью генерала, она низвергнута.
Если распахнутая шинель в начале рассказа придавала больше значимости Очумелову, то запахнутая шинель уменьшила его величие.
Работа с иллюстрациями: А.Дудина «На базарной площади»
С.В.Герасимова «На базарной площади»
А.Дудина «Очумелов шествует по городу»
- Какие еще художественные детали из рассказа вы увидели на иллюстрациях?
«С узелком в руке», «решето с конфискованным крыжовником», «рыжий городовой», «как голодные пасти», «окровавленный палец», «толпа», «сборище», «делает полуоборот налево», «врезываясь в толпу», «говорит строго», «шевеля бровями».
«Хирургия»
« … фельдшер Курятин, …, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. Между указательным и средним пальцем левой руки – сигара, распространяющая зловоние. Снова прием несоответствия - не может такой человек иметь отношение к медицине.
Посмотрите фрагмент из художественного фильма и ответьте на вопрос:
- Что вынимает дьячок из платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?
- Как помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь?
Просвирка – белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто ее съест, на того сходит божья благодать. Дьячок надеялся, что просвира поможет фельдшеру благополучно вырвать зуб.
«Смерть чиновника»
- Случайно ли Чехов делает Червякова, главного героя рассказа, экзекутором?
В дореволюционной России экзекутор – «чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения». Второе значение этого слова – «тот, кто производил экзекуцию (то есть осуществлял наказание) или руководил ею».
Проблемный вопрос:
- В каком значении использовал Чехов это слово применительно к Червякову?
Помимо 1-го значения, справедливо и 2-е значение. Герой Чехова действительно становится экзекутором, тираном и деспотом для несчастного генерала Бризжалова.
К сожалению, рамки урока не позволяют рассмотреть все многообразие художественных деталей в рассказах Чехова. С их помощью автор добивается точности в изображении человека. От отдельной детали автор часто восходит к обобщению.
Вопросы 1-й группе:
- В чем своеобразие чеховской фразы?
- Сравните ее с художественной манерой Гоголя. Много ли описания, эпитетов? Какие предложения? Какая любимая часть речи?
- Как Чехов сумел, например, передать изменение в поведении тонкого?
- Почему Чехов избегает красивых сравнений, ярких эпитетов?
Очень уж неприглядно то, о чем он пишет.
Итак, одним словом, репликой, деталью Чехов умел сказать многое.
- Как мы назовем меткую, короткую речь?
Лаконичной. «Лаконизм – предельная краткость, сжатость» (речи, изложения и т.д.)
Задание всему классу.
- Сформулируйте тему урока. Каков смысл эпиграфа?
- Какие стилевые особенности ранних рассказов Чехова вы отметили в своих карточках? Сверьте ответы с информацией на слайде.
Стилевые особенности рассказов Чехова
- Предельно краткое, простое заглавие.
- Стремительная, предельно краткая завязка.
- Диалоговое построение рассказа.
- Речевая характеристика как основное средство раскрытия образа.
- Говорящие фамилии.
- Художественная деталь заменяет подробное описание.
- Простота и лаконизм фразы.
Домашнее задание:
- С учетом услышанного на уроке выполнить групповую проектную работу
в виде презентации.
Литература
- Крючков В.П. Рассказы и пьесы А.П.Чехова: ситуации и персонажи. – Саратов,
Издательство «Лицей», 2002.
- Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова: А.П.Чехов. «Литература в школе», 1998, №4
- Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
- Зильберман Т.В. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». «Литература в школе», 1997, №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.
Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Ранние рассказы А.П.Чехова"
Технология смыслового чтения....
Статья: Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
В статье рассматривается использование античных имен в раннем творчестве Антона Павловича Чехова...