Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа составлена по программе М.М.Разумовской 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl_2021.docx | 78.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________ Моисеенко В.Н. «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Рабочая программа
по литературе для 5 класса
Составила:
Евдокимова Евгения Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Программа: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. Литература. М., «Просвещение», 2019.
Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. Учебник для 5 класса. М., «Просвещение», 2019.
Хорошки, 2020 - 2021
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «Литература».
Личностные результаты
Обучающийся научится:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии ми;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
•готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения)
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать;
• владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
•работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- основам коммуникативной рефлексии;
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Обучающийся научится:
•целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• планировать пути достижения целей;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
Обучающийся научится:
•проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить классификацию по указанному основанию;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Формирование ИКТ-компетентности
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
• создавать текст на русском языке;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, проект;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
•ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему и назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую информацию в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие частичного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• частично преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.
Работа с текстом: оценка информации
• откликаться на содержание текста:
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты учебного курса «Литература»
Обучающийся научится:
•осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
•понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;
•навыкам квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
•понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
•владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного литературного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне эмоционального восприятия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры; культурную самоидентификацию.
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты учебного курса «ОДНКНР»
Обучающийся научится:
• проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
• характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
• сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
• различать культовые сооружения разных религий;
• формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
• рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
• кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
• оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
·• работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.· Работать с историческими источниками и документами.
Содержание учебного предмета «Литература»
Рабочая программа составлена учетом авторской программы В.Я. Коровиной по литературе. Программа рассчитана на учащихся 5 класса с изучением предмета 3 часа в неделю (105 часов в год).
Введение (1ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42ч)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка ХIХ века
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Русская литературная сказка ХХ века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине и родной природе
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (18ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Содержание учебного предмета «ОДНКНР»
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 10 | 1 | ||
3 | Из древнерусской литературы | 2 | |||
4 | Из литературы 18 века | 2 | 1 | ||
5 | Из литературы 19 века | 42 | 6 | 5 | 2 |
6 | Из литературы 20 века | 30 | 2 | 3 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 18 | 3 | 1 | |
ИТОГО | 105 | 12 | 10 | 3 |
Годовой график распределения форм текущей и промежуточной аттестации в 5 классе
Предмет | Текущая (кол-во) | Промежуточная |
литература | КР – 3 | ИКР |
Развитие речи - 12 | ||
Внеклассное чтение - 10 |
КР - контрольная работа
ИКР – итоговая контрольная работа
В течение года предусмотрено выполнение проектов. Всего за год - 3 проекта
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту | |
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Книга в жизни человека. ОДНКНР. Величие многонациональной российской культуры. | 1 | ||||
Устное народное творчество (10ч) | ||||||
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 1 | ||||
3 | Малые жанры фольклора. Проект | 1 | ||||
4 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка | 1 | ||||
5 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич | 1 | ||||
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки | 1 | ||||
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | ||||
8 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. ОДНКНР. Береги землю родимую, как мать любимую. | 1 | ||||
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | ||||
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | ||||
11 | Рр Русские народные сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос:
| 1 | ||||
Из древнерусской литературы (2ч) | ||||||
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | ||||
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воевода Претича» ОДНКНР. Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | ||||
Из литературы 18 века (2ч) | ||||||
14 | ВЧ М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин | 1 | ||||
15 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астрономв в пиру…» | 1 | ||||
Из литературы 19 века (42ч) | ||||||
16 | ВЧ Жанр басни в мировой литературе | 1 | ||||
17 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» | 1 | ||||
18 | И.А. Крылов. «Волк на псарне» | 1 | ||||
19 | Рр И.А. Крылов. Басни | 1 | ||||
20 | В.А. Жуковский. «Спящая цвревна» | 1 | ||||
21 | В.А. Жуковский. «Кубок» | 1 | ||||
22 | А.С. Пушкин. «Няне» | 1 | ||||
23 | «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 | ||||
24 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои | 1 | ||||
25 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев | 1 | ||||
26 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки | 1 | ||||
27 | Рр «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос: 1.В чем превосходство царевны над царицей? 2.Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3.В чем общность и различия сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина? | 1 | ||||
28 | Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина | 1 | ||||
29 | Анализ и коррекция контрольной работы | 1 | ||||
30 | ВЧ А.С. Пушкин. Сказки | 1 | ||||
31 | Русская литературная сказка 19 века. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | ||||
32 | «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение ОДНКНР. «Плод добрых трудов славен». | 1 | ||||
33 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | 1 | ||||
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика | 1 | ||||
35 | ВЧ «Ашик-Кериб» как литературная сказка | 1 | ||||
36 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 1 | ||||
37 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести | 1 | ||||
38 | ВЧ «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» | 1 | ||||
39 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | ||||
40 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей | 1 | ||||
41 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения | 1 | ||||
42 | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве | 1 | ||||
43 | «Муму» как протест против рабства | 1 | ||||
44 | «Муму»: система образов | 1 | ||||
45 | Рр И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа | 1 | ||||
46 | А.А. Фет. Лирика | 1 | ||||
47 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев | 1 | ||||
48 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин | 1 | ||||
49 | Рр «Кавказский пленник». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос: 1.Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? | 1 | ||||
50 | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | ||||
51 | Анализ и коррекция контрольной работы | 1 | ||||
52 | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ | 1 | ||||
53 | Рр «Хирургия». Проект «Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Хирургия» | 1 | ||||
54 | ВЧ Рассказы Чехова | 1 | ||||
55 | Русские поэты 19 века о родине и родной природе (обзор). Ф.И. Тютчев. Пейзажная лирика | 1 | ||||
56 | А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Утро»; И.З. Суриков «Зима»; А.Н. Плещеев «Весна». Проект «Урок – концерт» | 1 | ||||
57 | Рр Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. Письменный анализ стихотворения | 1 | ||||
Из литературы 20 века (30ч) | ||||||
58 | И.А. Бунин. «Косцы» | 1 | ||||
59 | ВЧ И.А. Бунин. «Подснежник» | 1 | ||||
60 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. ОДНКНР. Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | ||||
61 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 1 | ||||
62 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | 1 | ||||
63 | Рр «В дурном обществе» | 1 | ||||
64 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | ||||
65 | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы | 1 | ||||
66 | «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы | 1 | ||||
67 | К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки | 1 | ||||
68 | «Теплый хлеб»: язык сказки | 1 | ||||
69 | ВЧ «Заячьи лапы» и другие рассказы | 1 | ||||
70 | ВЧ С.Я. Маршак. Сказки для детей | 1 | ||||
71 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои | 1 | ||||
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа | 1 | ||||
73 | Рр «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос: 1.Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2.Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло? 3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки? | 1 | ||||
74 | А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа | 1 | ||||
75 | «Никита»: быль и фантастика | 1 | ||||
76 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации | 1 | ||||
77 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя | 1 | ||||
78-79 | Контрольная работа №3. Классное сочинение на один из проблемных вопросов: 1.Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева (по одному произведению)? 2.Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1-2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)? | 2 | ||||
80 | Анализ и коррекция контрольной работы. | 1 | ||||
81 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | ||||
82 | К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» | 1 | ||||
83 | Русские поэты 20 века о родине и родной природе. Стихи И.А. Бунина, Дон-Аминадо ОДНКНР. Хранить память предков. | 1 | ||||
84 | Д. Кедрин «Аленушка»; А. Прокофьев «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе | 1 | ||||
85 | Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник» | 1 | ||||
86 | Саша Черный. «Игорь-Робинзон» | 1 | ||||
87 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение | 1 | ||||
Из зарубежной литературы (18ч) | ||||||
88 | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков | 1 | ||||
89 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героев | 1 | ||||
90 | «Робинзон Крузо»: характер героя | 1 | ||||
91 | «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа | 1 | ||||
92 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика | 1 | ||||
93 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви | 1 | ||||
94 | «Снежная королева»: что есть красота? | 1 | ||||
95 | ВЧ Х.-К. Андерсен. Сказки | 1 | ||||
96-97 | Рр Х.-К. Андерсен. Сказки. Письменный ответ на проблемный вопрос:
| 2 | ||||
98 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства | 1 | ||||
99 | «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 | ||||
100 | Рр «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. ОДНКНР. Культура ислама. | 1 | ||||
101 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? ОДНКНР. Культурные традиции буддизма. | 1 | ||||
102 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя ОДНКНР. Иудаизм и культура. | 1 | ||||
103 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
104-105 | Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по стране Литературии 5 класса» ОДНКНР. Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...