материал к уроку о военной лирике (литература 5 класс)
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Материал к уроку литературы (программа Коровиной). Анализ стихотворений А.Т. Твордовского "Рассказ танкиста". Анализ стихотворения "Привезёз майор мальчишку на лафете".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материалы к уроку литературы в 5 классе | 17.91 КБ |
презентация к уроку о военной лирике | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
- Немного истории. Мы недавно отмечали важный для нашей страны праздник – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике?
- Рассмотреть лексику, записанную на доске:
Воспевать-хвалить, ратный-воинский, оплакивать-печалиться, воин-солдат
Это слова-синонимы Мы помним, что синонимы – это слова, которые оказываются близки по значению. Перед нами пары со схожим значением, но различаются сферой употребления: некоторые в нейтральном стиле, а некоторые в возвышенном, поэтическом стиле.
Какие из этих слов являются нейтральными?
Какие из слов – книжными?
Почему воспевать? Что значит ратный? Почему звучит оплакивать? Какова этимология слова «воин»?
Воспевать – о подвигать пели былины, героические песни. Это были не просто сказки или легенды. Такие произведения исполнялись не в моменты отдыха или для развлечения. Это были особые тексты, которые поднимали боевой дух воинов, которые объединяли их для защиты родной земли.
Ратный - от слова «рать». Созвучно европейским словам, которые можно перевести как «ссора», «борьба». Таким образом, ратный – это воинский, борющийся.
Оплакивать – это связано с обрядом петь особые песни тому, кто умер и покидает мир земной. Такие песни в стародавние времена были на похоронных обрядах и носили ритуальный характер. Это часть ритуала проводов человека в мир иной.
Воин – от слова война. Слово славянское по своему происхождению. Впервые встречается в текстах 11 века. Дословно его можно перевести «человек войны» или «человек борьбы».
Солда́т. Это слово появилось у в русском языке лишь в XVII в., а до этого использовалось слово вой (однокоренное с современным воин), например. Слово же солдат родилось в Италии и восходит к названию монеты — сольдо (по-итальянски soldo) и образованному от него глаголу soldare — «нанимать», буквальное же значение слова soldat — «получающий жалованье».
- Читать стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», выяснить трудную лексику.
Бедовый – смелый, дерзкий, ничего не боящийся
Гвоздит – стрелять, не прекращая огня, как попало
Примостился – пристроиться, расположиться
Чернозём – земля черная по текстуре от плодородия
Хлопец – мальчишка
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ:
- почему не может себе простить танкист, что не узнал имя мальчика?
- какие строчки подтверждают, что бой был трудный?
- зачем создает портрет мальчика во второй строфе, а не останавливается на описании боя и поступке мальчика?
- как можно охарактеризовать поступок мальчика? Недавно мы говорили о синонимах «смелый» и «героический» и находили отличия в значениях этих слов. Каким можно было бы назвать поступок мальчика «героическим» или «смелым»? Герои совершают подвиги.
- Почему лирический герой еще раз повторяет рефреном эту строчку «но как его зовут, забыл спросить». Подвиг этого мальчика остался безымянным, потому. Почему автору, а вслед за ним и лирическому герою важно напомнить читателю, что подвиг остался безымянным?
4. Читаем стихотворение Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…». Выясняем трудную лексику.
Лафет – станок, к которому крепится пушка
Горсть – ладонь сложенная таким образом, чтобы в ней держать что-то
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ:
- от чьего лица идет повествование в тексте?
- описывается судьба мальчика? Что мы о нем узнаем из рассказа лирического героя?
- какие слова подтверждают, что мальчик пережил настоящую трагедию? Почему именно эти слова доказывают высказанную точку зрения? (необходимо дать толкование приведенным строчкам)
- во второй части стихотворения лирический герой беседует с однополчанином, который еще не был в бою. Постарайтесь разобраться, о чем идет разговор? Что становится известно об этом однополчанине? (что у него есть сын за Уралом, что этот сын спит, что лирический герой надеется увидеть этого сына после окончания войны)
- в чем пытается убедить лирический герой своего однополчанина? (что их дом теперь вся Россия, что вид этого спящего на лафете мальчика должен заставить защищать Родину насмерть, что победа будет обязательно)
- о чем просит лирический герой своего однополчанина в последней строфе? (чтобы однополчанин рассказал своему сыне о лирическом героя, если недоведется после войны им встретиться).
Домашнее задание: прочитать одно из стихотворений выразительно и повторить история возникновения Георгиевской ленточки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИНОНИМИЧНЫЕ РЯДЫ
воспевать-хвалить
ратный-воинский
оплакивать-печалиться
воин-солдат
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» Бедовый – смелый, дерзкий, ничего не боящийся Гвоздить – стрелять, не прекращая огня, как попало Примоститься – пристроиться, расположиться Чернозём – земля черная по текстуре от плодородия Хлопец – мальчишка
Основная тема и идея стихотворения Тема произведения – поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Идея - поступок мальчика можно назвать героическим; во время войны даже мальчишки, дети встали на защиту своей родины, готовые пожертвовать собой.
Анализ стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»
Лафет – станок, к которому крепится пушка Горсть – ладонь сложенная таким образом, чтобы в ней держать что-то
ИСТОРИЯ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТЫ В первый раз ее применила еще Екатерина Вторая. Она выдавала цветную ленту своим верным солдатам в качестве награды за мужественность. Изделие крепилось к ордену под названием Святой Георгий Победоносец. Через некоторые время полоски желтого цвета заменили на оранжевые. Георгиевскую ленту того времени солдаты должны были надевать на грудь. Ближе к правой стороне тела. Во время Великой Отечественной Войны Сталин создал орден Славы. Он выглядел, как звезда с пятью концами. Орден украшала лента двух цветов. Оранжевого и черного. По внешнему виду ленточка напоминала орден Святого Георгия, который выдавали солдатам во время правления Екатерины Второй. Георгиевская лента символизирует силу и мужественность солдат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным....
Материал к урокам русского языка и литературы
Конспекты, методические рекомендации и т. д....
дидактический материал к урокам русского языка и литературы
Дидактический материал , который можно использовать при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе.Материал при изучении и повторении темы "Союзы" 7 класс.Тесты " Причастие " 7 клас...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»
Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...
Урок-презентация Военная лирика в творчестве Д.Н.Кугультинова
Цель: познакомить уч-ся с военно-патриотической лирикой Д.Н. Кугультинова; активизировать эмоционально-мыслительную деятельность уч-ся; прививать навыки анализа лирического произведения, самосто...
Занимательный дидактический материал к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов
Занимательный дидактический материал к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов....