дидактический материал к урокам русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме
Дидактический материал , который можно использовать при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе.
Материал при изучении и повторении темы "Союзы" 7 класс.
Тесты " Причастие " 7 класс, "Вводные слова" 8 класс.
Урок развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине В.Машкова " Клубника и белый кувшин"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания на закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»
Карточка 1
Расставьте знаки препинания в предложениях, составить схемы:
1. Опытные шахматисты могут играть вслепую не смотря на доску что очень трудно для начинающих. 2. Софья слишком поздно поняла что Молчалин её никогда не любил.
3. Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем.
4. Воздух мы замечаем тогда когда его начинает не хватать. 5. Чтобы сделать это выражение совсем точным надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить».6. Действительно мы не дорожим воздухом и не думаем о нем пока нормально и беспрепятственно дышим. 7. Но все же неправда замечаем. 8. Даже и наслаждаемся когда потянет с юга теплой влагой когда промыт он майским дождем когда облагорожен грозовыми разрядами.
Карточка 2
Расставьте знаки препинания в предложениях и составьте схемы:
1.Улицы где мы провели детство и юность навсегда останутся в памяти.
2.Надо закончить наконец то дело что мы начали на прошлой неделе.
3. Прасковья Федоровна Михель была самая привлекательная умная блестящая девушка того кружка в котором вращался Иван Ильич.
4.Все кто был в походе еще больше сдружились за эти две недели.
Карточка 3
Расставьте знаки препинания в предложениях и составьте схемы:
1. И стебелек травы достоин того великого мира в котором он растет.
2.Ах! То было и моим
Чем так сладко жить
То чего расставшись с ним
Вечно не забыть.
3.Художник видит то чего не видят остальные.4. Кто сам на себя много берет тот и от других вправе ждать многого.
Карточка 4
Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте схемы :
1.Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник?
2.За все что человек берет он платит собой.
3.Пел он старинную русскую песню слушать которую без волнения было :невозможно.
4.Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет.
Карточка 5
Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте схемы:
1.Ясно было кто стрелял.
2.Будешь знать как с ружьем баловать!
3.Друг - это тот кому можно доверять.
4. Бывают сладчайшие драгоценные глотки воздуха которые человек помнит всю жизнь
Предварительный просмотр:
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …
Задание № 4.
Прочитайте текст и укажите сочинительные и противительные союзы. Проведите морфологический разбор союзов.
ОБРАЗЕЦ: Что – служебная часть речи, союз. Это союз простой, так как состоит из одного слова. Союз подчинительный, потому что соединяет придаточное предложение с главным; изъяснительный, так как указывает на то, о чём говорят. Служит для связи простых предложений в составе сложного.
Как часто приходится слышать суждение о том, что жестоко держать собаку в городской квартире, но я никогда не слышал, чтобы то же самое говорили о кошке. В действительности квартира лишь только просторная конура для собаки, так как она обычно сопровождает своего хозяина на прогулках, в то же время для кошек квартира не что иное, как большая клетка.
Задание № 5.
Прочитайте, озаглавьте текст. Затем спишите его. Найдите сочинительные союзы и укажите, что они соединяют: однородные члены или части сложного предложения.
Самое пр..красное слово на земле – мама, и оно звучит (на) всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верн..е и чутк..е сер..це. (В) нём никогда (не) гаснет любовь, и оно ни (к) чему (не) останется равн..душным.
Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и твоя любовь к матери делает радос..ной и светлой твою жизнь.
Задание № 6.
Прочитайте предложения, найдите союзы тоже, зато. Объясните их написание. Укажите местоимение то с частицей же или предлогом за. Спишите, раскрывая скобки, подчеркните союзы.
1. Как муравей ухитряется поднимать ношу, во много раз тяжелее своего веса? – то (же) загадка.
2. То (же) слово, да не так бы молвить.
3. Тут была елань – то (же) самое, что зимой в пруду прорубь.
4. Положим, он знает лесные дорожки, не боится воды, (за) то беспощадно едят его мошки, (за) то ему рано знакомы труды.
Задание № 7.
Найдите союзы и произведите их морфологический разбор: укажите, простой союз или составной, сочинительный или подчинительный, что он связывает.
Ручьи, журча и извиваясь и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат, и разыгравшиеся воды под беломраморные своды с весёлым грохотом летят. А там по нивам на просторе река раскинулась, как море, стального зеркала светлей. И речки к ней на середину за льдиной выпускает льдину, как будто стаю лебедей.
(А. Фет)
Задание № 8.
Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. При списывании укажите границы предложений в составе сложного.
1. Огонь в лампе дрыгнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.
2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.
3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.
4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.
5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей
возр..стала.
Задание № 9.
Составьте предложения, в которых были бы слова:
За то зато по тому потому
За тем затем по чему почему
И так итак что бы чтобы
От чего отчего так же также
Задание № 10.
Переведите с древнерусского: какие современные союзы должны стоять на месте устаревшего «яко»?
1. Рече же им Ольга, яко мстила уже обиду.
2. Бысть гром велик, яко слышали в избе сидящи.
3. Сдумаша, яко изгонити князя своего.
4. Больного посетите, яко все смертвенны есмь.
5. Не восхотел противиться брату своему, яко велики волны держа в руку свою.
Задание № 11.
Классифицируйте и исправьте ошибки.
1.В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека.
2. Учитель не только сам должен двигаться вперёд, но вести за собой своих учеников.
3. Но ведь не только эта профессия трудно, она и интересна.
4. В школе кружевниц учащиеся получают не только практические навыки, но и приобретают обширные знания по искусству.
5. Экзамен не только разговор двух умных, но и одинаково заинтересованных.
6. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
7. Хочется купить обои, которые не только можно мыть, но и чтобы они были многоцветными.
2.Таблицы, используемые при изучении темы «Союз».
Таблица № 1.
РАЗЛИЧАЙТЕ.
СОЮЗЫ ПИШУТСЯ В ОДНО СЛОВО. | СОЧЕТАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ИЛИ НАРЕЧИЙ С ПРЕДЛОГАМИ И ЧАСТИЦАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО. |
1. Тоже = также =и Вы тоже были вчера на спектакле? (= и вы были на спектакле?) | Сегодня получилось то же самое, что было вчера. |
2. Также = тоже = и Работайте также добросовестно. | Ребёнок делал всё так же, как взрослые. |
3. Чтобы В наше время, чтобы дружить, надо или жить вместе, или вместе работать. | Что бы ни случилось, он всё равно придёт. |
4. Зато = но Она не очень красива, зато добра и умна. | Берись за то, к чему ты годен. |
5. Итак (в значении вводного слова) Итак, вы ничего не хотите признавать? | Он не подготовил уроки, и так он поступает уже не первый раз. |
6. Причём, притом = в добавлении к этому, к тому же Она очень умна и притом привлекательна. | При чём тут я? При том магазине работают разные киоски. |
Таблица № 2.
Данную таблицу учащиеся составляют сами по аналогии с таблицей № 1.
ЗАПОМНИ.
СОЮЗЫ. | СОЧЕТАНИЯ СЛОВ С ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ. |
Он не врал, зато часто фантазировал. | Не за то волка бьют, что овцу съел (предлог + местоимение в винительном падеже) |
Итак, товарищи, начнём. | И так было каждый день (наречие). |
Мы обрадовались, оттого что пришли. | От того дома ничего не осталось.(предлог + местоимение в родительном падеже). |
Я закрыл глаза, потому что свет ярко вспыхнул. | По тому, что ты делаешь, можно понять и цель твою. (предлог + местоимение в дательном падеже) |
Он не ужинал без Авдотьи, она также не ужинала без него. | Он, так же как и раньше посещает занятия (наречие + частица) |
Чемоданчик был грубый, притом фанерный. | Это было ещё при том директоре (предлог + местоимение в предложном падеже) |
Я хочу жить, чтобы мыслить и страдать. | Что бы вы не решили, я всё равно уеду (местоимение в винительном падеже + частица) |
Он сел в машину, чтобы уехать. | Что бы придумать, чтобы не было скучно (местоимение в винительном падеже + частица) |
Таблица № 3.
С О Ю З Ы | |
Простые И, но, если | Составные Как будто, так как, потому что |
Сочинительные 1. Соединительные и . [ ],и [ ] Как , так и . 2. Противительные , а Но зато [ ], а [ ] однако да = но 3. Разделительные или [ ], или[ ] Или , или | Подчинительные [ ] , (потому что …) [ ] , (когда …) [ ], (чтобы …) |
Таблица № 4.
Усвоение определения союза может облегчить данная таблица, на которой учащиеся, прежде всего, увидят различные группы тех слов, которые называются союзами, и осмысливают их значение и роль в предложении на примерах, данных в таблице.
СОЮЗЫ
Сочинительные | Подчинительные | ||
Обозначают соединение: И Ни – ни Также, тоже | Обозначают противопоставление: А Но Зато | Обозначают причину: Потому что Оттого что Так как | Обозначают время: Лишь только С тех пор как По мере того как |
Обозначает пояснение: То есть | Обозначает цель: Чтобы |
3.Занимательный материал.
Данный занимательный материал помогает учащимся усвоить материал по теме «Союз».
Задание № 1.
Беседа о союзах.
Среди всех союзов и союзных слов мы выделяем три: И, ДА = И, ИЛИ, при встрече с которыми надо быть очень внимательными. Особенно опасны они тогда, когда появляются в одиночку.
К встрече с опасными союзами при письме необходимо относиться как к сигналу: «Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении!» Все остальные союзы (и даже опаснейшие, если они повторяются) можно представить себе в виде человечков, несущих плакаты с надписью: «Требуем запятую!» И только И со своими приятелями держатся в стороне. У них в руках совсем другие плакаты «Мы опасные союзы!»
Даже мудрая грамматика «надвое сказала», нужна перед этими союзами запятая или нет. В одних случаях – нужна, в других – нет.
В одном предложении может оказаться, несколько «опасных» союзов, и у каждого из них – своя работа, свои задачи. Быть или не быть перед каждым из них запятой зависит от характера выполняемой ими работы.
Более подробно о правилах «хорошего пунктуационного поведения» союзов вы узнаете в старших классах.
Задание № 2.
Исторический комментарий. « Из истории союзов».
Исторически сочинительная связь древнее подчинительной. Первоначально сочинительные были многозначными и выполняли функции средства не только сочинительной. Но и подчинительной связи. Так союз А выполнял функции союзов ЕСЛИ, КОГДА, и наоборот, были случаи синонимического употребления нескольких союзов, например, АЩЕ, АЖЬ, ДАЖЕ – в значении условных союзов; ЗАНЕ, ЗАНЕЖЕ, ПОНЕЖЕ, ПОЕЛИКУ – в значении причинных союзов. Яркий пример этому сцена из повести А. П. Чехова «Мужики». Забитая нуждой, суеверная крестьянка Ольга «каждый день читала евангелие, читала вслух, по – дьячковски, и многого не понимала, но святые слова трогали её до слёз, и такие слова, как «аще», «дондеже» она произносила со сладким замиранием текста».
Трагикомизм этих слов в том, что малограмотная Ольга не знала, что такие слова не что иное, как древние союзы (в значении «если», «хотя», «разве»).
Большое значение представляет образование союзов от знаменательных слов, потерявших своё основное значение и получивших служебную роль. Например, союз ЕСЛИ образовался от глагола ЕСТЬ и частицы ЛИ (первоначально: естьли). Хотя – по происхождению краткое действительное причастие настоящего времени от глагола хотьти – «хотеть». Уже в памятниках 13 века оно употребляется как союз. Союз ХОТЬ – преобразованная форма 2 – го лица ед. ч. Повелительного наклонения того же глагола - хоти. От глагольных форм образованы и союзы пускай (пусть), несмотря на то что, благодаря тому что. Многие союзы представляют собой омонимы местоимений, наречий и частиц (например, ТО, ЧТО, ТОЧНО, КОГДА, ЕДВА, ЧУТЬ и другие).
Предварительный просмотр:
Тест для 8 класса . Вводные слова
1.Какое из приведенных ниже слов не бывает вводным?
а) безусловно
б) например
в) примерно
г) пожалуйста
2. Укажите, какое слово должно быть на месте пропуска в предложении.
Мы , …, будем заниматься французским языком.
а) самостоятельно
б) наверно
в) даже
г) раз в неделю.
3 . В каком предложении есть вводное слово или сочетание?
а) Уходя, гасите свет!
б) Ах, лето красное, любил бы я тебя…
в) Судя по всему, наши далекие предки поклонялись воде.
г) Я слышал, что воду считали вещей силой.
4. Укажите, где нужен дефис.
а) Как, по(?) вашему, можно решить эту задачу?
б) Как (?) бы не опоздать на поезд!
в) По(?) нашему предположению, в этих слоях должна быть нефть.
г) Первые классы были небольшие, а во (?) вторых сидело по 45-47 учеников.
5. В каком предложении слово «однако» является вводным и выделяется с двух сторон запятыми? (Знаки препинания не расставлены.)
а) Работа над проектом идет однако до конца еще далеко.
б) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это так.
в) Письмо написано корявым почерком с помарками однако без ошибок.
г) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошел
Ключ. 1 в
2 б
3 в
4 а
Предварительный просмотр:
7 класс. Причастие.
В – I.
А1.В каком ряду все слова являются причастиями?
1)любящий, любимый, любивший
2)белеющий, белевший, белый
3)мороженый, морозивший, морозно
4)зеленевший, зеленее, зеленеющий
А2.Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
1)Мы знали, что Петька принес всего двух худых карасей, но молчали.
2)С этим Петькой у нас были счеты, и он нас обходил всегда стороной.
3)За это Петьку, по рыбным законам, полагалось вздуть, но мы простили.
4)Когда мы выбрались в давно некошеные луга, бабы стихли.
А3.В каком ряду во всех словосочетаниях – действительные причастия?
1)упакованная сумка, сообщивший новость
2)рисующий ребенок, обиженный друг
3)моющая жидкость, пишущая машинка
4)оправленная посылка, необдуманный поступок
А4. В каком ряду во всех словосочетаниях – страдательные причастия?
1)измеряемый, измеренный
2)рассказывающий, рассказанный
3)рекомендованный, рекомендовавший
4)ликвидирующий, ликвидировавший
А5.В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Е?
1)обсужда..мый, вид..мый
2)независ..мый, уважа..мый
3)описыва..мый, отбрасыва..мый
4)гон..мый, дел..мый
А6. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется И?
1) зате..вший, прикле..вший
2) позвол..вший, покрас..вший
3)вылет..вший, повес..вший
4) выпуст..вший, обид..вший
А7.На месте какой(-их) цифры (цифр) в словах пишется НН?
Вале(1)ая рыба, коше(2) луг, кипяче(3)ое для бабушки молоко, закопче(4)ый котелок
1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)2,4 4)3,4
А8. На месте какой(-их) цифры (цифр) в словах пишется Н?
Погаше(1)ый свет, краше(2)ая решетка, замороже(3)ый лед, задание выполне(4)
1)2,4 2)2,3,4 3)1,2,3,4 4)1,3,4
А9. В каком ряду причастие пишется с НЕ слитно?
1)(не)запертая входная дверь
2)вовсе (не)запертая дверь
3)(не)запертая на замок дверь
4)еще (не)запертая дверь
А10. В каком ряду причастие пишется с НЕ раздельно?
1)(не)разрушенный старый шалаш
2)(не)разрушенный шалаш
3)(не)разрушенный, а сохранившийся шалаш
4) (не)разрушенный шалаш из ветвей и соломы
Прочитайте текст и выполните задания В1-В5.
…(1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.
(По К.Г. Паустовскому)
В1. Из предложений 1-2 выпишите страдательное причастие.
В2. Из 3 предложения выпишите причастия.
В3. Среди предложений 1-5 выпишите номера предложений, в которых есть причастный оборот.
В4.Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение. Укажите его номер.
В5. Из предложений 1-2 выпишите действительное причастие.
7 класс. Причастие.
В – II.
А1.В каком ряду все слова являются причастиями?
1)невидимый, невидящий, невидиевший
2)краснеющий, красневший, красный
3)мороженый, морозивший, морозно
4)думающий, думавший, думать
А2.Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
1)Мама разложила на столе ароматно дымящуюся картошку
2)На еловой ветке сидят снегири, белки с красивым пышным хвостом
3)Ещё в детстве я полюбил высокие липы, которые окружали наш сад.
4) Мы знали, что Петька принес всего двух худых карасей, но молчали.
А3.В каком ряду во всех словосочетаниях – действительные причастия?
1)измеряемый, измеренный
2)рассказывающий, рассказанный
3)рекомендованный, рекомендовавший
4)ликвидирующий, ликвидировавший
А4. В каком ряду во всех словосочетаниях – страдательные причастия?
1)читаемый, прочитанный
2)любящий, влюбленный
3)окружавший, окруженный
4)представляющий, представленный
А5.В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Е?
1)рису..мый, вид..мый
2)намеча..мый, управля..мый
3)слыш..мый, уважа..мый
4)передава..мый, гон..мый
А6. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется И?
1)завис..вший, слыш..вший
2)засе..вший, вид..вший
3)крас..вший, обнаж..вшийся
4) разве..вший, раста..вший
А7.На месте какой(-их) цифры (цифр) в словах пишется НН?
Письмо написа(1), поглаже(2)ое белье, варе(3)ое в котле мясо, груже(4)ая баржа
1)1,2,3,4 2)2,3 3)2,3,4 4)1,3,4
А8. На месте какой(-их) цифры (цифр) в словах пишется Н?
Краше(1)ая лавка, связа(2)ый свитер, задание выполне(3)о, варе(4)ый в мундире картофель
1)2,3,4 2)1,3 3)1,4 4)2,4
А9. В каком ряду причастие пишется с НЕ раздельно?
1)(не)накрытый стол
2) (не)накрытый письменный стол
3) (не)накрытый мамой стол
4) (не)накрытый стол к обеду
А10. В каком ряду причастие пишется с НЕ слитно?
1) работа (не)сделана
2) (не)сделанная работа
3)(не)сделанная вовремя работа
4) (не)сделанная, а забытая работа
Прочитайте текст и выполните задания В1-В5.
(1) Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. (2)В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпаны лесные дорожки.(3)Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. (4)В воздухе, напоенном ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина. (5) Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист – все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.
(По В.Солдатову)
В1. Из предложения 2 выпишите действительное причастие.
В2. Из 4 предложения выпишите причастия.
В3. Среди предложений 1-4 выпишите номера предложений, в которых есть причастный оборот.
В4.Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение. Укажите его номер.
В5. Из предложения 4 выпишите страдательное причастие.
Ключ к проверочной работе.
В-I . | В-II. |
А1. 1 | А1. 1 |
А2. 4 | А2. 1 |
А3. 3 | А3. 4 |
А4. 1 | А4. 1 |
А5. 3 | А5. 2 |
А6. 2 | А6. 3 |
А7. 4 | А7. 2 |
А8. 1 | А8. 2 |
А9. 1 | А9. 3 |
А10. 3 | А10. 2 |
В1.окруженный | В1. опавшей |
В2. рокочущие, неослабевающие, прошумевший | В2. напоённом, увядающей |
В3. 2,3,4 | В3. 2,4 |
В4. 3 | В4. 2 |
В5.приближающуюся | В5. напоенном |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова
«Клубника и белый кувшин».
Цели:
1. развивать устную и письменную речь учащихся;
2. Познакомить с творчеством художника Машкова; продолжить работу по формированию эстетического восприятия произведений живописи.
Оборудование: репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин
Запись на доске. 1. Натюрморт (фр. Nature morte - «мёртвая природа») -картина или рисунок, на которых изображены неживые предметы (цветы, фрукты, посуда, дичь).
Эпиграф: «Натюрморты И.И. Машкова не только правдивы до своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки».
А.В. Луначарский.
Ход урока.
- Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по вопросам.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым с репродукцией картины Машкова «Клубника и белый кувшин». Мы должны учиться не просто видеть картину, а рассматривать со вниманием, учиться описывать.
- Беседа по картине
Какое первое впечатление от увиденного? ( Картина яркая, красивая, все предметы как живые).
Перечислите предметы, которые изобразил художник на полотне.(Кувшин, стол, банка, клубника, тарелка, ветка смородины).
А ведь на картине изображены обычные предметы, но как изобразил их художник? ( мы любуемся ими).
Чем необычна эта картина? ( В ней нет движения, людей)
Машков рисовал в жанре натюрморта. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни. На его картинах изображены различные предметы окружающего нас мира: фрукты, ягоды, посуда, стол, скатерть, ваза.
3.Знакомство с термином натюрморт, запись в тетрадях
Натюрморт (фр. Nature morte - «мёртвая природа») - картина или рисунок, на которых изображены неживые предметы (цветы, фрукты, посуда, дичь).
Рассказ учителя. Однажды в летнее жаркое утро Машков вышел в свой сад. Его поразило прекрасное чистое небо, лёгкий ветерок, колышущий листву на деревьях, а вокруг необыкновенные спелые ягоды клубники, разноцветные цветы. Художник набрал целую корзину ягод, фруктов, цветов. На крепкий стол он постелил тёмно-зелёную холщовую скатерть и аккуратно разложил на ней дары природы.
Мы будем писать сочинение по картине, поверяя свою наблюдательность, умение видеть. Нас интересует только описание. Предметы как бы застыли на полотне, поэтому мы будем использовать описание, задавая вопрос КАКОЙ?
4.Составление плана и работа над языком сочинения
Что изображено на переднем плане? в центре? на заднем плане? Рассыпаны клубника, малина, смородина, в центре тарелка со смородиной, на заднем плане блюдо с клубникой и белый глиняный кувшин. В стеклянной банке необычный букет из черной и белой смородины.
Как художник изобразил клубнику? Алая, крупная, сочная, спелая, только что сорванная.
Какая банка? Каков букет? Прозрачная, видны изогнутые ветки смородины, агатовые бусинки черной смородины, янтарные ягодки белой смородины.
А тарелка?. Какая она? Большая и белая , оттеняет ягоды смородины..
Какими красками написана картина? Яркие, сочные, солнечные. Вся картина пронизана светом. Художник собрал все краски лета.
Фон картины? Все искрится , переливается; палитра разных цветов: розовых, фиолетовых, серых.
Какое настроение остаётся от картины? Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами.
5. Словарная работа.
Глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, сочные ягоды, душистые растения.
6. Домашнее задание . Написать сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"
Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...
дидактический материал к урокам русского языка
Дидактический материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Мат...
Дидактический материал к уроку русского языка в 6 классе "Вопросы для викторины (имя числительное)"
Дидактический материал к уроку русского языка в 6 классе....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Занимательный дидактический материал к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов
Занимательный дидактический материал к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов....