Урок-презентация Военная лирика в творчестве Д.Н.Кугультинова
методическая разработка

Цель: познакомить уч-ся с военно-патриотической лирикой Д.Н. Кугультинова; активизировать эмоционально-мыслительную деятельность уч-ся; прививать  навыки анализа лирического произведения, самостоятельного подхода к чтению лирических произведений; выразительное чтение стихотворений. Воспитывать чувство любви к родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prezentatsiya_po_tvorchestvu_kugultinova.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить уч-ся с военно-патриотической лирикой Д.Н. Кугультинова; активизировать эмоционально-мыслительную деятельность уч-ся; прививать  навыки анализа лирического произведения, самостоятельного подхода к чтению лирических произведений; выразительное чтение стихотворений. Воспитывать чувство любви к родине.

Любой из мертвых - жив и невредим,

Пока мы в памяти его храним.

Д. Кугультинов

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  1. Вступительное слово

В истории калмыцкой поэзии  ни один поэт не показал так ярко своей духовной сущности и вместе с тем сущности вечного человека, как Давид Кугультинов. Раздвинув границы духовного мира нации, он заслужил право быть в ряду тех, чье поэтическое наследие принадлежит не только калмыцкому народу, но и всему человечеству. Величием его личности возвеличиваются нация и человечество.

III. Уникальна жизнь поэта. (сообщение учащегося о биографии поэта).

IV.Сообщение учащегося о военном периоде жизни поэта.

22 июня 1941 года полк, в котором проходил военную службу Давид Кугультинов, находился на боевых учениях. Рано утром связной, примчавшийся на взмыленном, храпящем коне, вручил командиру полка какой-то пакет. Сыграли боевую тревогу, а звуки отбоя, которые пронеслись над страной, ему пришлось услышать вдали от фронтовых друзей, в Алтайском крае.

О своем пребывании на фронте Давид Кугультинов вспоминает и пишет скупо. И это не ложная скромность, а отношение к жизни, когда выполненный долг воспринимается не как подвиг, за который требуют признания и славы, а как естественное поведение настоящего человека.

Его воспоминания о войне Польше походят на запись анкетных данных. «был офицером – плитработником, работал в дивизионной газете 252-й стрелковой Краснознаменной Харьковской дивизии. На фронте пришлось испытать все, что доводится испытывать солдату. Штат дивизионной газеты был  небольшой. Редактор, его заместитель да я, самый младший по должности. Заместителем редактора был поэт Сергей Тельканов. С ним мы, в буквальном смысле, укрывались одной шинелью, другую подстилали под себя, ели из одного котелка, делили все невзгоды. У калмыков есть пословица: «Последнему верблюду – поклажа потяжелее». Мне чаще приходилось бывать на передовой, а иногда неделями не уходить оттуда».

Теперь он понял характер и истинный смысл войны. И этот разрыв между юношеским романтически – наивным представлением о грядущих битвах и тем, что можно было видеть через прицел винтовки, положенной на бруствер окопа, высекал мужественный и трагический стих.

Лязг танковых гусениц, грохот орудийных разрывов, стон детей, жен и матерей рождали новые темы, образы, ритмы. «война оказалась совсем не такой, какой представлялась мне. Здесь я по-настоящему понял, что такое страдания, и ощутил радость победы, которая, может быть не сравнима ни с чем на свете. Обо всем этом я написал множество стихов в перерывах между боями».

V. Анализ стихотворений.

1. Анализ стихотворения «Джангр, Хонгр, где вы?»

Стихотворение написано летом 1942 года. В это время поэт находился в действующей армии на монголо-японской границе. Мысли, чувства солдата, воюющего вдали от Родины, составляют главное содержание этого стихотворения.  

( чтение стихотворения наизусть одного из уч-ся)

-Под влиянием какого настроения души явилось это стихотворение?

- Какие чувства и желания выражены в данном стихотворении?

- Какое место в жизни героя занимает степь? Прочитайте эти строки.

- Чем объяснить обращение лирического героя к фольклорным героям, коню Аранзалу?

(Ведущим поэтическим образом в данном  стихотворении является образ степи. Степь для калмыка – это олицетворение родины, самое дорогое и близкое понятие. Поэтому в самые трудные минуты жизни кугультиновский герой обращается к ней за советом, за помощью. Кроме степи, в стихотворении выведены образы богатырей из калмыцкого эпоса «Джангр», которые отличались храбростью, мужеством, богатырской силой, горячо любили родину и были готовы ради свободы родины и своего народа на любые испытания и жертвы. Обращение Кугультинова к именам бумбайских богатырей – это не простое упоминание имен неродного эпоса, а символическое обозначение храбрости, мужества и верности своей Отчизне.)

--Как достигается движение эмоционально-окрашенной мысли?

-Какие эпитеты использует автор, изображая внутреннее состояние своего героя?

- В какой строфе заключено изменение в настроении лирического героя?

- Какие языковые средства использует автор?

- Почему Кугультинов назвал стихотворение «Джангр, Хонгр, где вы?»

(обращение поэта к былинным героям есть призыв воскресить славные боевые традиции калмыцкого народа, заострить сердце мужеством и броситься в сражение ради свободы, «чтобы были родимые земли и воды от вражеских полчищ освобождены»).

2.Анализ стихотворения «Ночью в окопе».

Это стихотворение написано Кугультиновым весной 1944 года и является одним из лучших стихотворений в «Фронтовой тетради».

Выразительное чтение стихотворения.

(Вопросы-задания распределить по трем группам)

1.группа 

- Какое время года описано в стихотворении? Подтвердите текстом.

Прочитайте строфы, раскрывающие солдатские будни.

- В чем выражается героизм солдат?

- Какие чувства помогают переносить солдату все тяготы войны?

- Какие мысли согревают солдат? Прочитайте диалог старого и молодого солдата.

2 группа

- Какое внутреннее состояние солдат раскрывают строки: «И на мгновенье нет войны…»?

- Какую интонацию вносит в стихотворение разговор двух солдат?

- Как весна влияет на настроение солдат?

- Какие строки носят спокойный эпический характер и передают веру в победу?

3 группа

- Какие новые стороны солдатской жизни раскрыл в этом стихотворении Кугультинов?

- Какие качества характера солдат проявляются в их буднях?

- Перечитайте стихотворение внимательно и определите: какие отношения сложились между солдатами?

- Письменно ответьте на вопрос: исследователь творчества Кугультинова Б.А. Леонов пишет о стихотворении «Ночью в окопе» «…так спокойно, изнутри стихотворения, звучит вера в победу», как это можно доказать?

VI. Самостоятельная работа по вариантам.

Определите лирическую идею стихотворения, его стиль ( найдите детали, характеризующие внешние предметы и внутренний мир героев, определите особенности композиции, стилистики), выясните отношение автора к лирическому герою и свое собственное отношение.

I вариант.

 Стихотворение «Ребята, не пришедшие с войны…»

II вариант.

Стихотворение «Друзьям».

VII. Подведение итогов урока.

- Что же сказал Кугультинов читателю своими стихами военной поэзии?

- Чем он поделился с читателями?

- Какие чувства и размышления  разбудил в вас своими военными стихами?

- Какая идея объединяет военную поэзию Кугультинова? 

VIII. домашнее задание: выучить наизусть стихотворение из «Фронтовой тетради».

МКОУ « Артезианская средняя общеобразовательная школа № 1»

Подготовила: Немкеева А.С.,

социальный педагог

п.Буровой, 2022г.


  8 класс

«Тема войны в творчестве Д.Н.Кугультинова»    

Цель обучения:

познакомить уч-ся с военно-патриотическим творчеством Д.Н. Кугультинова; активизировать эмоционально-мыслительную деятельность уч-ся; прививать  навыки анализа лирического произведения, самостоятельного подхода к чтению лирических произведений; выразительное чтение стихотворений.  

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами

2.Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам

3.Воспитывать чувство любви к родине.

4. Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:учащиеся знают сколько падежей в русском языке;знают вопросы  падежей;

Учащиеся должны уметь :различать вопросы падежей,употреблять существительные в нужном падеже, учащиеся взаимодействуют со сверстниками и учителем, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексию деятельности

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Оценивание

Ресурсы

  І.   Орг.момент

 

Здравствуйте, ребята!

1. Создание   благоприятного психологического климата

Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу! 

 

Ученики говорят друг -другу хорошие пожелания.

 

 

 

 

Словесная оценка

Учебник, тетради, интерактивная доска

 

1.Делит учеников на группы: из коробочки вытягивают карточки с существительными собственными и нарицательными.

 - Перед тем как начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе 

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ «Золотые правила»

1.Распределять поручения в группе.

2.Слушать друг друга.

3.Уметь уступать.

4.Уметь договариваться.

5.Проявлять активность в работе группы.

Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку Раздает листы  оценок.

 

Распределение поручений: спикер,таймпикер,капитанкоманды,дизайнер.

 

Показывают пальцами, какое у них настроение     ( поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону - нормальное) Вытягивают карточки с надписями, группируются.

Проговаривают правила работы в группе

 

Каждый ученик  на каждом этапе урока  заполняет лист оценок.

 

 

Словесная оценка и  поощрение

 

 

 

 

 

ІІ.  Постановка

целей и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знании

 

 

 

 

Мотивация учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала. Постановка темы  и цели урока.

Знакомит с эпиграфом урока «Не стыдно не знать ,а стыдно неучиться».Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

Плохо ,когда человек не имеет знании,но еще хуже,когда он не стремиться их получить,когда не прилагает никаких усилии,чтобы постичь знания. Так давайте сегодня наш урок проведем под этим девизом.

Начнем урок с разминки.

1.Игра «Да-нетка»

                                 Если вы согласны с моим утверждением ставите цифру 1,если нет-0.

1.Окончание неизменяемая часть слова.

2.Приставка - часть слова,которая стоит после корня.

3.Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

4.Неодушевленные  имена существительные  отвечают на вопросы что?

5.Дедушка- существительное женского рода.

6.Имена существительные мужского рода имеют окончания –о, -е.

Ключ  0 01100

- Вы любите мультфильмы?Из какого мультфильма эти персонажи.- Узнали героев мультфильма? Кто они? 

Это герой из мультфильма «Трое из Простоквашино» кот Матроскин.

К нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать.

(слайд5)У него возникла такая проблема, он написал письмо родителям Дяди Федора, но почему то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь.

- Поможем, ребята?

У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте.

(слайд 5)Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди деревни полюбили дядя Федор. Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приноситьДядя Федор всем помогает. 

- Почему Коту Матроскину  непонятен текст? ( неправильно написаны слова)

А к какой части речи относятся эти слова? (к именам сущ.)

- Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? (изменить форму  имен существительных)

-А как мы её будем менять?  (по вопросам)

-А как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение.  

Какое сущ. одушевл. или неодуш.?

Какой вопрос зададим?

Возьмите карандаш.  

Прочитайте, измените. (помощь)

Читаем 2 предложение и т.д.

-(слайд 6)Прочитай … еще раз то, что у нас получилось.

- Помогли  Матроскину исправить письмо?

Ребята скажите, о чем  не знал Матроскин? (…) (открыть ниже)

 Что мы изменяли  в словах? (окончания)

- Как мы его изменяли? (по вопросам)

- А в  какой части речи изменяли? (сущ)

- А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам?  (предполагаемые ответы детей)

 Изменение существительных  по падежам называется склонением.

 - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Падежи имен существительных.Изменение имен существительных по падежам) (слайд 7) В чем заключается наша задача?

- Значит на уроке мы должны научиться изменять имя существительное  по падежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведется диалог между учителем и учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют  цели и задачи урока

 

 

Словесная оценка и поощрение

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Да-нетка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод   «Мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговое обучение

 

Что мы знаем по теме урока?

- В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами)

- Но почему падежи получили такие названия?  Хотите узнать?   Послушайте  сказку, которую рассказал мне Матроскин.  (слайд

Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным.

     Ждали рождения (кого? чего?)   его.  Родился – стал Родительным.

      Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?)  ему. И он стал Дательным.

      Но он был и большим озорником,  за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

     Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным.

     Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным.

 - Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей?

Вы их запомнили? Хорошо!

У Айданы было опережающее задание:рассказать о падежах в других языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с одаренным учеником.

Опережающее задание

 

 

Лингвистическая сказка

 

ІІІ. Работа над учебным материалом.

 

 

Возьмите карточку-помощницу, Матроскин решил вам тоже помочь и начал заполнять её, но убежал  по делам. Давайте посмотрим,  какие падежи  и вопросы он не написал.  Попробуйте с соседом в этом разобраться.

Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово помощник.

- Готовы? Давайте проверим. У меня есть волшебная лупа, которая покажет, что вы должны были  написать. Кто ошибся,  исправьте.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Заполяют карточку-помощницу.

 

Опорный конспект

 

 

І. Закрепление материала

 

1.Предлагает каждой группе выполнить практическую  работу

Словарная работа

 

Карточки «Легенда о чае»

1-группа-По легенде, 5 000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть  воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- Найдите имена существительные в Д.п., Р.п.. выделите окончания.

2 группа- Задания «Полезные свойства чая»

Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной  работы головного мозга, улучшению памят…

Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите падеж.

1 группа-Работа с деформированным текстом.           

– Составьте предложения, запишите их в тетрадь.

Чай, женщины, собирают, только.

Женских рук, аромат, не портит, чая, запах.

2-группа-Составьте предложения, запишите их в тетрадь.

Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать.

Травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю.   

 

 

 

 Уч-ся знакомятся с переводом слов

 бодрый-сергек

очищает-тазартады

сонливость-ұйқышылдық

улущает память-еске сақтау қабілетін жақсартады



 

Взаимооценивание по критериям: полное и доступное изложение материала, правильная речь, участие всех членов группы. Каждая группа   проводит взаимооценивание

Смайликами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, тетради, доска, смайлики,

 

 

1.Сколько падежей в русском языке

а)8 б) 6  2.В каком падеже существительное о

отвечает на вопросы кто ?что?

а)Р.П  б )Им.п.

3.При склонении усуществительных изменяется а)кореньб) окончание-

Таблица «Как запомнить падежи»

Выполняют тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

Домашнее задание   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Рефлексия

Рецепт заваривание чая

Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху.                                                               

– Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными число и падеж.

Вспомним тему урока.

--Какую цель ставили?

--Как достигали поставленную цель?

--Что помогало в достижении цели?

Корректирует оценки.Комментирование оценок

Рефлексия «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают оценки с листа оценок.

 

 

Прикрепляют стикеры на нужной ступени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плакат «Лесница успеха», стикеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по калмыцкой литературе 11 класс "Бунт разума. По творчеству Д.Н.Кугультинова". Кичәлин төр «Өрүни шовуһар җиргхүв».(Көглтин Даван шүлгүд болн поэм «Ухана буцлт»)

Үкхәсн төрүц әәхшив.Үнинь келхлә, би ,Оршагдснаннь хөөн дәкнәс ,Орчлң үзхәр , һазрасӨндәҗ моднд хүврхүв.Өрүни шовуһар җиргхүвКичәлин күцл. Шүлгчин  җирһлин болн билгин хаалһ давтлһн, «Ухана буцлт...

"Нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты..." Военная лирика В. С. Высоцкого.

учебно - методический материал для проведения мероприятия к Дню победы....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Военная лирика Константина Симонова

Расширять знания о Великой Отечественной войне, способствовать формированию ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны, показать особенности военной лирики К. Симон...