Материал к урокам русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Конспекты, методические рекомендации и т. д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Модуль «Предложения с обособленными членами предложения».
Автор: Бородулина Надежда Валерьевна, ГОУ СОШ 456 Колпинского района Санкт-Петербурга
Предложения с обособленными членами предложения.
Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Модуль 1. Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Модуль 2. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
Модуль 3. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.
Модуль 4. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены. Их смысловые и интонационные особенности.
Модуль 5. Обращение. Обращение однословное и неоднословное, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями.
Модуль 6. Вводные конструкции. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.
Модуль 3 (3 часа)
Предложения с обособленными обстоятельствами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности.
Цель - организация работы по усвоению учащимися понятий, фактов, предусмотренных учебной темой.
Задачи:
образовательные: повторить и углубить представление о деепричастии и деепричастном обороте, об обособлении; понимать сущность и условия обособления, смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами; научить чтению и анализу, схем; активизировать познавательную активность.
воспитательные: воспитание чувства любви к слову, языку; гордости за язык; формирование языковой культуры.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, словарями, картами, таблицами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Зависят от одного и того же слова Отвечают на один и тот же вопрос Находятся в сочинительных отношениях Являются одинаковыми членами предложения
«Много лет тому назад в нижегородской области на реке Санахта жили Семен Ложкарь, его жена Катерина, их дочь Авдотья. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые, приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья», - так красиво звучит одна из легенд о возникновении города Семенова.
ЖИЛИ Семен Ложкарь ПОШЛА ЛОЖКИ ТЮРЮ Катерина Авдотья кленовые березовые приглядные ловкие хлебали прихваливали по лесам горам весям Все члены предложения могут быть однородными
Приглашение Составьте текст приглашения , используя однородные члены предложения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит , задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Задание к текстам Определите стиль текста . Вопрос Какую роль играют второстепенные члены предложения в данном тексте? 1 2 3
Из докладной записки А.Бенкендорфа, начальника тайной полиции Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству , что стихотворение гусарского офицера Лермонтова дерзко и вольнодумно. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека . Вывод: второстепенные члены делают текст официально-делового стиля более точным, ясным и однозначным.
Из статьи Д.С.Мережковского «М.Ю.Лермонтов – поэт сверхчеловечества» Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нём говорить? Мы с детства заучиваем его стихи, как молитвы. Вывод: второстепенные члены придают тексту публицистического стиля эмоциональность, выразительность, убедительность.
Из вступительной статьи учебника литературы . Фрагменты из статьи Белинского о стихотворениях Лермонтова помогут понять сложный художественный мир поэзии Лермонтова . А в статье Рыбниковой выявлены излюбленные тропы поэта . Вывод: второстепенные члены делают текст научного стиля более глубоким, полным и конкретным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы собирали цветы не в лесу, а в поле. , а Наступила осень теплая, но пасмурная. , но
Собаки во дворе лаяли и рычали. и
Правило – закон Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на и тот же вопрос; относятся к -ому и тому же члену предложения; произносятся с интонацией перечисления; отделяются друг от друга запятой ; связываются чаще всего союзами И, А, НО .
Ребята собрали богатый урожай чего? апельсинов, абрикосов, мандаринов. , , где? Мы собирали цветы не в лесу, а в поле. , а
какая? Наступила осень теплая, но пасмурная. , но что делали? Собаки во дворе лаяли и рычали. и
Уже улетели на юг ласточки, скворцы, грачи, журавли. , , , Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. , но и
От сада веяло свежестью и тишиной. и Хозяйка принялась жарить, варить, тушить и печь. , , и
В свободное время я читаю газеты и журналы. и Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. , а и
Маленькие и б… льшие звёзды заж … гались (на) небе. Ветер наг… нял (на) них тучки, но н…чего (не) мог сделать. Звёзд было так много, что ни ветер, ни тучи, ни тёмная ноч … (не) могли (с) ними справит… ся .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о. Повторения составьте словосочетания со словами дол_жить предл_жение сл_гаемое прил_гать отл_жить изл_гать
Море Неразгаданных тайн Разобрать по составу слова: растения подросли разрастается росток
Рифы спишите, вставляя пропущенные буквы Листья р..стения молодая пор..сль р..сток розы отр..сль промышленности морские водор..сли выр..щивание молодняка зар..сли камыша знакомый р..стовщик зар..стет сорняками
дремучий лес о. Выбирай-ка 1 ) пол..жить, зар..сти, соприк..сается 2) р..сточек, к..снусь, прир..щение 3) прил..гательное, к..сательная, отр..сль 4) Р..стислав, ул..жить, выр..стить А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпиши эти слова.
дремучий лес о. Выбирай-ка А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными? Выпиши эти слова. 1) распол..жение, к..сой, пор..сль 2) упр..стить, прик..саться, сл..гаемое 3) водор..сли, к..сьба, вл..жение 4) предпол..жение, отр..сль, выр..щенный
берег реки Игровой Из слова выходить взять приставку. Из слова заросли – корень. Из слова сидел – последний суффикс. Из слова кустарника – окончание.
Ура!!!!!! Клад!!!!!!!! Ты думаешь, что это клад??? НЕТ!!! ТЫ ОШИБАЕШЬСЯ!! Смотри следующий слайд.
Клад, сокровища – это твои знания, умения, сила воли, проявление характера. Это твое главное богатство .
Спасибо за работу !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пишем Ы после С- играть сыграть ИЗ- искать изыскать БЕЗ- идейный безыдейный РАЗ- искать разыскать ВЗ- искать взыскать ПОД- играть подыграть ПРЕД- июньский предыюньский
Запишите слова с данными приставками ОТ- -- играть, искать; С- играть; ПРО- -играть; РАЗ- - играть, искать; ПОД- - итожить; БЕЗ- - известный, интересный, искусный; ВЫ- -играть.
без ыс ходный, не без ыз вестный с ыз давна с ыз мальства, с ыз нова
Запомните , что слова: з десь , з доровье, з дание , з ги пишутся с корневой буквой з .
Запомнить: вз и рать из ы мать отн и мать под ы мать подн и мать от ы мать сн и мать
дез информация, контр игра, пост импрессионизм, суб инспектор, супер интендант, транс иорданский, пан исламизм.
Обратите внимание : т.к. учитывается происхождение приставки, то в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, пост и нфарктный, но пред ы нфарктный, контр и гра, но роз ы грыш. Чем это обусловлено? Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки , и после них гласная « и » корня сохраняется. Во втором же случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них пишется « ы », согласно произношению.
Например, госинспекция , пединститут, с портинвентарь И пишется в сложносокращённых словах:
И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-: д вухимпульсный .
играть - под ы грать, разыграть , с ы грать; искать - от ы скать, под ы скать, раз ы скать ; интегральный - под ы нтегральный; июльский - пред ы юльский После приставок, оканчивающихся на согласную , вместо И пишется Ы в соответствии с произношением:
меж и нститутские соревнования, Сверх и зысканный сверх и нтересное мероприятие , сверх И скусный меж И гровой И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:
И пишется после приставок, оканчивающихся на гласную: По искать Вы играть За искриться До исторический
Предварительный просмотр:
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
Ра…ведывать | Бе…порядок | |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
В…пахать | Ра…ведывать | Бе…порядок |
Бе…делье | Ра…полагаться | И…лить |
Вос…тание | В…дыбиться | И…пугаться |
Предварительный просмотр:
Задание 1
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!
Задание 2
Я разделяю точку зрения Леонида Леонова, что ________________________
__________________________________________________________________
Я согласен(-а) с тем, что ____________________________________________
__________________________________________________________________
Мне кажется убедительной мысль автора о том, что _____________________
__________________________________________________________________
Задание 3
Ребята!
От нас зависит, какой будет Земля в XXI веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу не ________________________ костер. Мох, листья, ветки могут ____________________ . Пламя уничтожит ___________________растения.
Не будем оставляйть _________________ в лесу!
Не будем____________________________________. Не допустим, чтобы _________________ наш лес!
Слова для справок: воспламениться, исчезать, беспорядок, разжигать, безразличный, расцветающий.
Предварительный просмотр:
Ребенок без забот – ______________________________________________________________________
Небо без звезд - _________________________________________________________________________
Вход без платы – _______________________________________________________________________
Местность без воды – ___________________________________________________________________
Дорога без конца – _____________________________________________________________________
Ребенок без помощи – __________________________________________________________________
Жидкость без цвета – ___________________________________________________________________
Движение без шума – ___________________________________________________________________
Шоколад без вкуса - ____________________________________________________________________
Ребенок без забот – ______________________________________________________________________
Небо без звезд - _________________________________________________________________________
Вход без платы – _______________________________________________________________________
Местность без воды – ___________________________________________________________________
Дорога без конца – _____________________________________________________________________
Ребенок без помощи – __________________________________________________________________
Жидкость без цвета – ___________________________________________________________________
Движение без шума – ___________________________________________________________________
Шоколад без вкуса - ____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Вставьте пропущенные буквы: Предл…гать ничью Прил…жение к журналу популярное изл…жение густо р…сти маленький р…сток перспективная отр…сль разл…жить р…стения молодая пор…сль р…стительная пища дубы разр…слись ул…житься в секунды пол…гаться на коллектив | Вставьте пропущенные буквы: Петров Р…стислав возл…жить ответственность распол…гать данными семена прор…сли изл…гать программу зар…сли тростника отл…жить визит прил…гать усилия произр…стать на севере пол…жение дел подр…стающее поколение Жители Р…стова -на Дону |
Игра «Третий лишний» Р…стущий Тест 1. В каком слове пишется чередующаяся гласная А? 1) р…стет 2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква? 1) р…сло, выр…щиваем, водор…сли | Вставьте пропущенные буквы: 1) изл_гать, 2) пол_гать, 3) сл_гаемое, 4) предл_гать, 5) возл_гать, 6) изл_жение, 7) возл_жить, 8) пол_г, 9) перел_жить, 10) распол_гать, 11) сл_гать, 12) предпол_гать |
Вставьте пропущенные буквы: прил_гательное, р_стение, прор_сти, отр_сль, р_стовщик, р_сток, подр_сли, прор_сти, выр_щенный, дор_сти, р_стительность, возр_ст, прир_сти. | Вставьте пропущенные буквы: Р_сти, р_сти, яблонька, подр_стай. Цв_ти, цв_ти, яблонька, расцв_тай! З_л_тое солнышко, жарче грей! Выр_стайте, яблоки, поск_рей! Определите «третий лишний».
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безударные гласные в корне слова Проверяемые ударением Непроверяемые ударением (словарные слова) Чередующиеся гласные
Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова Разв..нтить, б…лкон, закр…пить, гр…зовой, в…здушный, к…бинет, м…ршрут, изл..жение, предл..гать
Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова Разв и нтить, б а лкон, закр е пить, гр о зовой, в о здушный, к а бинет, м а ршрут, изл ... жение, предл … гать
Правописание буквы А и О в корне – лаг - и - лож –
ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗЛАГАТЬ ПРЕДЛАГАТЬ ПРЕДЛОЖИТЬ ПРИЛОЖИТЬ ПРИЛАГАТЬ Понаблюдаем!
– ла г А -
– ло ж -
Алгоритм Выделить корень Выделить суффикс Подчеркнуть согласный в корне Сделать вывод : пишу А или О.
Прочитайте слова. Обсудите и выполните в парах Изл … г ать сл … г ать прил … г ательное изл... ж ить сл… ж ение прил… ж ение
Молодцы!
тест Сл..жить оружие Сидеть сл..жа руки Вл..жить в уста Л..житься на плечи Ума не прил..жу Пол..жить зубы на полку Пол..жа руку на сердце Войти в пол..жение
ответы О О О О О О О О
От данных глаголов образуйте существительные 1 в. Излагать – … Предлагать – … Предполагать – … 2 в. Располагать – … Слагать – … Прилагать – …
От данных глаголов образуйте существительные 1 вариант из лож ение пред лож ение предпо лож ение 2 вариант распо лож ение с лож ение при лож ение
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. (Аристотель).
Ра сс тавьте и объясните знаки препинания, орфогра мм ы Трудно идти по тайге. К … лючие ветви ц…рапают руки и л … цо т … жёлый рю … зак ц … пляется за суч … я. Путь предст … ит д … лёкий и мы распол … гаемся на отдых. Но вот опять пора в д … рогу. Мы раздв … гаем пап … р … тники и ост … навливаемся. Как трудно прол … жить дорогу! Ноги ут … пают во мху почва пружинит. Лес стал другим но мы упорно прол … гаем путь.
Ра сс тавьте и объясните знаки препинания, орфогра мм ы Трудно идти по тайге. К о лючие ветви царапают руки и л и цо т я жёлый рю к зак ц е пляется за суч ь я. Путь предст о ит д а лёкий и мы распол а гаемся на отдых. Но вот опять пора в д о рогу. Мы ра з дв и гаем пап о р о тники и ост а навливаемся. Как трудно прол о жить дорогу! Ноги ут о па ют во мху почва пружинит. Лес стал другим но мы упорно прол а гаем путь.
Домашнее задание Составьте словосочетания со словами пол...жение изменить изл...жение высказать сл...гаемое закончить предпол...жение просклонять прил...гательное уменьшить сл...жение произвести
Творческая мастерская М о лчалив зимний лес. Тихо и в п о лях , будто пр и рода ра с пол о жилась ко сну. Но сильнее греет солнышко, и дни ст а новятся дли нн ее. Пробуждаются леса , птицы на п о лях предл а - гают послушать свои звонкие голоса. А когда придет апрель , появятся гости из дальних стран. 1.Определить тему, основную мысль текста. 2.Описать по аналогии осе нн ий лес.
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начинаем веселый урок значение приставки при- Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Распределите слова на две группы. с ясным значением приставки с неясным значением приставки Преодолеть, примечать, присмотреться, прельщать, прехорошенький, приоткрыть, причудливый.
ПРОВЕРЬТЕ! с ясным значением приставки преодолеть присмотреться прехорошенький приоткрыть с неясным значением приставки примечать, прельщать, причудливый
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание. Пр.. интересный рассказ, пр.. остановить движение, пр.. рывать изложение, пр.. дорожный цветок, пр.. школьный участок, пр.. поднять стол, пр.. землиться неудачно, пр.. терпевать изменения .
ПРОВЕРЬТЕ! Пре интересный рассказ, пр и остановить движение, пре рывать изложение, пр и дорожный цветок, пр и школьный участок, пр и поднять стол, пр и землиться неудачно, пре терпевать изменения.
ПРЕ- ПРИ- ?
Предварительный просмотр:
«Чередование гласных в корнях
«ЛАГ/ЛОЖ»
Упражнение. Распределите по столбикам слова с чередующимися гласными.
А | О |
ЛАГ/ЛОЖ | Безотлагательный, безотложный, благорасположение, взложение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, проложить, разлагаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сослагательное, усложненность, усложняться |
Чередование гласных в корнях
«ЛАГ/ЛОЖ»
Упражнение. Распределите по столбикам слова с чередующимися гласными.
А | О |
местоположение, налагать, наложиться, неотлагательность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, обложной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, положение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, |
- Вставить пропущенные буквы.
- Морфемный разбор слов Р…СЛА ВЫР…СТИЛИ
У нас во дв..ре есть садик. Его выр…стили р..бята нашего дома. Сначала двор был пл…хой. Только у забора р…сла едва заметная травка. Потом мы пос…дили д..ревья, цв..ты и стали их выр…щивать.
По…вились первые р…стки. Мы обер..гали каждое р…стение. Цв…ты р..сли на наших гл…зах. Д..ревья заметно подр…стали. Наш двор стал з…леным, а садик всё р…стет и х…р…шеет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Неробкую душу вл…жил в меня Бог. 2. И камень лёжа мохом обр…стает. 3. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.
4. Где росла трава, там и ещё выр…стет. 5. Пока травка подр…стёт, много воды утечёт. 6. От доброго кореня добрая и отр…сль.
Г…рит, как бамбуковая хижина. (японская поговорка) Мы с вами родня: на вашей бабушке сарафан г…рел, наш дедушка руки грел. (русская поговорка) Когда на кухне два повара, обед бывает приг…релый. (ассирийская поговорка)
Формулируем тему урока Я вернусь, когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад.
Сложноподчиненные предложения. Подчинительная связь между частями сложного предложения.
Сложноподчиненное предложение + Главная часть Придаточная часть . Подчинительная связь
И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Драгун – солдат или офицер некоторых кавалеристских частей в армии России до1917 г.
КИВЕР Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем
ЛАФЕТ Лафет – станок, на котором устанавливается и закрепляется артиллерийского орудия
УЛАНЫ Уланы – вид легкой кавалерии, вооруженной пиками и саблями.
Картечь Картечь – разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии
РЕДУТ Редут - применяемое до первой мировой войны полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом.
БИВАК Бивак - стоянка войск для ночлега или отдыха вне населенного пункта.
Предварительный просмотр:
М.Ю.Лермонтов «Бородино» написал в 1837 году.
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.
В стихотворении «Бородино» поэт воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.
В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию.
В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы.
Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.
Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино».
С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников Бородинского сражения. Сам отец Юрий Петрович был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о великой военной битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинской битве.
Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?
(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)
Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?
(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.)
План:
- Отступление.
- Выбор место сражения.
- Ожидание боя.
- Ночь перед сражением.
- Клятва верности.
- Описание Бородинского сражения.
- Поле боя после сражения.
Цитатный план:
- «Мы долго молча отступали…»
- «И вот нашли большое поле…»
- «Два дня мы были в перестрелке…»
- «Прилёг вздремнуть я у лафета…»
- «И умереть мы обещали…»
- «Вам не видать таких сражений…»
- «Тогда считать мы стали раны…»
Каким вы представляете себе рассказчика, его внешний облик, манеру держаться?
(Это старый, опытный солдат. «Дядя» много повидал в жизни, он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Он скромен сдержан, говорит спокойно, не торопясь. И только когда говорит о своих товарищах, о своём командире, он воодушевляется, говорит взволнованно. «Дядя» – храбрый солдат, он не отделяет себя от своих товарищей.)
Тема – изображение Бородинской битвы.
– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.
(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)
Языковой анализ стихотворения:
– Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка. Найдите эпитеты, помогающие представить особенности боя и авторскую оценку.
Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле
Бой удалый – мастерский, автор восхищается
Протяжный вой – долгий. Пронзительный
Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище
– Приведите примеры сравнений, которые использует поэт для создания яркой картины.
Французы двинулись, как тучи – огромное количество, грозная сила неприятеля
Носились знамена, как тени – всё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым
Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?
Более 179 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Записать словосочетания, обозначить изученную орфограмму.
Н…какого впечатления, н…кого пригласить, н…чем не интересуется, | н…кого не узнавал, н…чего раздражаться, |
Из записанных слов составить отрицательные местоимения, обозначить орфограмму.
Не, кого, у; ни, кого, у; не, кем, с; не, чем; | ни, кому, к; не, чему, к; ни, чем, о; о, не, чем; перед, ни, чем;
|
Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения, обозначьте орфограмму.
Посоветоваться _________________________________
не испугался ____________________________________
не догадался____________________________________
рассчитывать ___________________________________
не радовался ____________________________________
встречать было __________________________________
я не говорил _____________________________________
разговаривать было _______________________________
не встретил_______________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мельничные – мельница – мельник (чн//ц//к) Мельничные – молоть (е//о) Разбуженные – будить (ж//д) Толчками – толкать (чк//к) Толчками – выталкивать (о//а) Вздрагивали – вздрогнуть (а//о) Кружились – круги (ж//г)
Добраться добираться доберусь добрался
Чередование букв е//и в корнях слов
Соб..ру портфель, заб..раю пальто из гардероба,
уд..рёшь от погони, прод..раюсь сквозь чащу,
зам..р от испуга, ум..рать от восторга,
отп..реть дверь ключом, уп..раться ногами,
заст..лть постель, расст..латься по земле.
Соб Е ру портфель, заб И р А ю пальто из гардероба, уд Е рёшь от погони, прод И р А юсь сквозь чащу, зам Е р от испуга, ум И р А ть от восторга, отп Е реть дверь ключом, уп И р А ться ногами, заст Е лить постель, расст И л А ться по земле.
Предварительный просмотр:
В.Д. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками. Эти “дворянские гнезда” были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли “большой деревней”. Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности.
Москва конца 19 века поражает провинциальным укладом жизни. В древнем русском городе не было дворцовых площадей, роскошных фонтанов и монументальных зданий. Старая Москва – это бесчисленные дворянские гнезда, перемежающиеся с купеческими домами, торговые лавки и белые, устремленные в небесную высь церкви. Именно такой изобразил художник В.Д.Поленов на картине «Московский дворик».
На что вы обратили внимание на этой картине?
- Большая полянка возле дома.
– Купола церквей.
– Запряженная лошадь, куры.
- Сад за забором.
– Тропинку, ведущую к дому.
– Девушку с ведром, ей очень тяжело.
- Дети на поляне.
– Вдали видны купола церкви.
- Колокольня. И Звон колокольный доносится до жителей этих домов.
– Что вас больше всего поразило в этой картине?
Художник изобразил обычный двор, не центр Москвы изобразил художник, а уголок Москвы с патриархальным бытом старых особняков: двор, часть сада, людей в этом дворе.
Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Много света.
– Запах травы, сена.
Свет и воздух – вот главное, что привнес В. Поленов в пейзажную живопись.
– Художник использовал в названии картины слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом – дворик, а не двор.
Да, художник изобразил именно дворик, а не богатый дом с его постройками, слугами.
Когда происходит действие на картине?
Начало лета, потому что дети легко одеты.
– На лужайке и в саду всё зелено, трава кажется изумрудной, значит это лето.
–это знойный жаркий день.
– Небо чистое, мало облаков – значит это середина дня.
– Много блеска от куполов.
Итак, художник В. Поленов изобразил на картине начало лета, московский дворик, освещённый ярким светом, трава кажется изумрудной. На солнце блестят купола.
– Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Светлое. Радостное. Вспоминается теплое лето, деревня, каникулы.
– Восторженное, теплое.
– Покоя и тишины.
Конечно, картина вызывает радостные чувства, кому-то захотелось попасть в летние каникулы, кто-то хочет полежать на зеленой лужайке, покормить или покататься в деревне на лошади. Много желаний и чувств вызывает у нас эта картина.
Развитие речи
Художник (живописец, мастер кисти, автор картины).
Рисует (изображает, передаёт, показывает, пишет).
День (летний, жаркий, будничный).
Дворик (московский, уютный, тихий, маленький).
Церковь (старинная, небольшая).
Колокольня (высокая, белая, величественная).
Ребятишки (маленькие, плохо одетые, босоногие).
Лошаденка (неказистая, лохматая, запряженная, ожидающая своего хозяина).
План сочинения.
- Вступление. Слово о художнике.
- Основная часть
- Московский дворик.
- Образы картины.
- Цвет и настроение картины.
- Моё отношение к картине.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эдгар По Какой он?
Проблема Биография и литературный портрет… Отличается ли литературный портрет от обычной биографии писателя? Литературный портрет Биография
К.Г.Паустовский «Эдгар По» Понятие о литературном портрете Цель урока: открыть признаки литературного портрета и сформировать представление о писателе Эдгаре По. Задачи: 1)формирование умения читать, оценивать, анализировать литературный портрет как наилучший способ знакомства с персонажем; 2)развитие аналитического мышления, умения работать с текстом, обобщать, делать выводы; 3) расширение кругозора .
К.Г.Паустовский «Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. Каждый портрет его давал законченный, отчетливо и ярко выраженный внутренний облик человека. Не только лица писал он, но и обладал удивительной способностью выражать во внешнем облике мир внутренний, скрытый, душевный.» А.Эрлих
Литературный портрет Художественная характеристика, где писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним. ОЧЕРК - Описание внешности героя, рассказ о его деле, профессии, творчестве, отдельные факты биографии, описание особенностей характера героя, его речи, эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное.
«Мой взгляд на Эдгара По» фантаст Пришелец с далёкой планеты Гений-подкидыш Подлинный джентельмен Блудный сын Эдгар По
Домашнее задание Эдгар По «Золотой жук» (чтение и пересказ)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вещий Олег и его время Работа с историческими документами (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории государства Российского» Карамзина Н. М.) Анализ «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина . Тема, идея. Жанр, сюжет, композиция. 3. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»
Олег – родственник Рюрика. В 882 году Олег перенес столицу в Киев. В 907 году осуществил успешный поход на Царьград (Константинополь) Необычайная военная удача, его ум и проницательность принесли ему прозвище "Вещий".
Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.
Летопись Баллада Характер Князя - нет – «Олег усмехнулся – однако чело И взор омрачилися думой»
«Песнь о вещем Олеге» - легенда, облечённая в форму баллады: - в основе лежит исторический факт - тема рока , предопределенности, неизбежности судьбы - композиционная особенность - включение диалога (обращения, вопросы-ответы)
Тема: История гибели князя Олега Тема отношений поэта и власти. Главная тема – тема судьбы . Идея: Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба. Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия
Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, слуги, дружинники. Сюжет баллады: Завязка действия - встреча с мудрым старцем. Кульминация в развитии действия – исполнение предсказания. Развязка действия - «На тризне плачевной Олега…» )
1 . Предсказание кудесника и прощание с конем. 2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…» 3. «На холме у брега Днепра…»
Историки – Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»? Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?
Литературоведы - Выразительное чтение 3, 4, 5 строф «Песни…» Где происходит встреча вещего Олега с кудесником? Когда происходит эта встреча? Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?
Лингвисты Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…» Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»? С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?
Художественно-изобразительные средства – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник – грядущие годы таятся во мгле … Эпитеты Метафоры
Художественно-изобразительные средства как чёрная лента , вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег - И волны, и суша покорны тебе; – с волей небесною Сравнения Олицетворение Инверсия
Выводы: «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание «НЕ» с именами существительными Ненависть ненастье несчастье (горе) неправда (ложь) Не счастье, а горе Не правда, а ложь
«НЕ» с именами существительными Определите, употребляется ли существительное без «НЕ» ЕСЛИ не употребляется - СЛИТНО ЕСЛИ употребляется ЕСТЬ ЛИ противопоставление с «А» ЕСЛИ НЕТ, замени синонимом без «НЕ» Пиши раздельно Пиши слитно
Замените синонимом или близким по значению словосочетанием: Горе – … Ложь – … Враг – … Рассеянность – … Сомнение – …
ПРОВЕРИМ СЕБЯ: Горе – несчастье. Ложь – неправда. Враг – недруг Рассеянность – невнимание. Сомнение – недоверие
Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с «НЕ» следует писать раздельно: Не счастье, а … Не правда, а … Не друг, а … Не доверие, а …
ПРОВЕРИМ СЕБЯ: Не счастье, а горе сблизило людей. Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе. Не друг, а враг не скажет правду. Не доверие, а сомнение закралось в сердце.
Недоумение Нелепость Неразбериха Незабудки Ненастье Неряха Недотепа Невежа Несмеяна
Невежа – грубый, невоспитанный Невежда – малообразованный, малосведущий
Спишите, раскрывая скобки. На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.
Проверь себя: На несчастье себе; тень недоумения; не погода задержала, а дела; с нетерпением ожидал; не годы, а болезнь состарила; говорить неправду; завидует недруг; тяжелая неволя.
Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму: Ученье свет, а … Сей в (не)настье, а … Охота пуще … (Не)работа сушит, а … Жизнь прожить - …
Проверь себя: Ученье свет, а неученье - тьма. Сей в ненастье, а убирай в вёдро. Охота пуще неволи Не работа сушит, а забота. Жизнь прожить - не поле перейти.
Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе.
Реши тесты: А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно : 1)( НЕ) видимкою луна освещает снег летучий. 2) Передо мной был (не)враг, а друг. 3) (Не)известности уже не было. 4) Мы остановились в (не)доумении. 5)С годами у него появилась (не)решительность. А2 НЕ пишется слитно: 1) Это (не)правда, а откровенная ложь. 2) (Не)правду я не потерплю. 3) Это надо считать (не)удачей, а случайностью. 4) Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок. 5) (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору
Реши тесты: А 3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно : 1) Удивила (не)зависимость и резкость. 2) Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость. 3) С (не)ряхой мало кто общается. 4) (Не)счастье, а горе постигло нас. 5) Человек – творец счастья и (не)счастья. А4 Слово с НЕ пишется слитно 1) Вовремя письмо (не) отправили. 2) Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко. 3) Кто рано сеет, тот семян (не) теряет. 4) Мне сегодня (не)здоровится. 5) (Не)нависть – плохой советчик.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ Имена прилагательные придают тексту яркость, выразительность
РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ Имена прилагательные придают тексту яркость, выразительность Имена прилагательные создают конкретный образ, определяя цвет, размер, запах, форму
РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ Имена прилагательные придают тексту яркость, выразительность Имена прилагательные создают конкретный образ, определяя цвет, размер, запах, форму Имена прилагательные передают характер предмета, чувства и настроение автора
Эдельвейс – символ любви, счастья и мужества. ………………….. красотой обладает этот нежный , ………… цветок, растущий среди громоздящихся вокруг него скал. ………… …..…….. корзинки не сразу привлекают к себе внимание. Они окружены …………………………….. листьями, это придает особую прелесть этому …………… растению. Рискующие жизнью путешественники ползут за ним по скалам. Человек, дотянувшийся до эдельвейса, обретает мужество и удачу.
Эдельвейс – символ любви, счастья и мужества. Необыкновенной красотой обладает этот нежный , хрупкий цветок, растущий среди громоздящихся вокруг него скал. Мелкие белые корзинки не сразу привлекают к себе внимание. Они окружены серебристо-сероватыми листьями, это придает особую прелесть этому горному растению. Рискующие жизнью путешественники ползут за ним по скалам. Человек, дотянувшийся до эдельвейса, обретает мужество и удачу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собирательные числительные сочетаются С существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое суток, семеро саней. С названиями парных предметов: двое сапог, трое рукавиц. С личными местоимениями в форме множественного числа: нас двое, их было семеро. С именами существительными, обозначающими детей и детенышей животных: трое щенят, трое малышей. С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола: пятеро друзей, четверо юношей.
Рассмотрите схему, подберите свои примеры. Составьте и запишите четыре предложения с именами числительными и существительными. Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро Товарищей, школьников Котят, щенят Ножниц, саней Нас, их
Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы), трое (ученик, ученица, мастерица, сани), четверо (лисята, очки, подруга, малыш).
Подберите к числительным существительные и просклоняйте словосочетания И. оба, обе Р. обоих, обеих Д. обоим, обеим В. Оба(обоих), обе (обеих) Т. обоими, обеими П. об обоих, об обеих.
1)На обеих стенках висели стенды. 2) Хорошие отношения установились между обеими странами, между обоими государствами. 3) Обоих детей, брата и сестру, приняли в секцию. 4) «Держись крепче, обеими руками», - сказала мама. 5) С обеих сторон нависали густые кроны деревьев. 6) У обоих ребят отличные оценки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Тема урока Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
-О- -E-
Гласные о и е после шипящих и ц корень суффикс окончание Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка.
В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
Стажёром, листожором, грушевых, алычовых, камышовом, шапчонка, холщовая, рубашонка, кумачовый, щётки, трещотки, крыжовником, шоколадки.
Подведение итогов урока Учились писать буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Помогла постановка ударения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите спряжение глаголов. Обоснуйте ответ. Стон_т , завис_т , пил_т , крош_т , пен_тся , смотр_т , жал_т , хлещ_т , ре_т , стел_т , люб_т , броса_т , блиста_т
Формула образования страдательных причастий настоящего времени
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Решать, слышать, ненавидеть, зависеть, склонять, колебать, слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.
- Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть ? - А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать ?
1. Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (М. Пришвин.) 2. Тишина действовала успокаивающе. Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке. (по М. Пришвин.)
Выпишите страдательные причастия настоящего времени, а рядом глагол, от которого оно образовано. Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках. ОБРАЗЕЦ : озаря е м ый – озаряют (1 спр .)
Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени. Используйте слова для справок. 1. За окном проносится серая полоса туннеля. 2. По тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и бабочки. Слова для справок: видеть, обрабатывать, слышать, управлять.
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Псевдоним или фамилия? Тэффи – псевдоним Настоящая фамилия – Надежда Александровна Лохвицкая История псевдонима рассказана самой писательницей в рассказе «Псевдоним»
Где родилась? «Я родилась в Петербурге весной (это 24 апреля 1872 года), а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее»
Тэффи говорит «Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви» «Надо уметь жить, играя: игра скрашивает любые невзгоды»
Творчество Тэффи Юмористические рассказы. Стихи Тэффи часто становились романсами. Она любила напевать их под гитару. Пел ее романсы Александр Вертинский. Автобиографическая проза.
Зинаида Шаховская о ней… «Какая она была рассказчица, как умела она мимикой оживить рассказ, взять нужный акцент, воплощая то актрису, то девочку, то бабу, то шофера такси, говоря и за умного, и за глупого, и за бедного, и за богатого…»
Значение Тэффи «Большой мастер слова была Тэффи и горький знаток человека – зоркость редко дар радости, и спасибо ей за то, что, описывая соотечественников, она им же самим позволяла улыбнуться над собой, а не топила их суровым обличением»
- «Смерти я не боюсь, но страдать надоело!» - грустно вздыхала Тэффи. Умерла она в 1952 году. Похоронена на русском кладбище Sainte-Genevieve-des-Bois под Парижем.
Предварительный просмотр:
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
Володя Тенков, герой рассказа В.Ф. Тендрякова, вступает в тот возраст, когда пробуждается внутреннее «я», голос совести. Брат его до этого ещё не дорос. Володя снисходительно замечает: «Брат был моложе на три года, в свои семь лет умел переживать только за самого себя…» В жизни Володи, как и в жизни героев Герцена, Л. Толстого, Горького, произошли события, содравшие ему «кожу с сердца».
Страшное зрелище голодных страданий, голодной смерти ссыльных не свело его с ума, потому что он видел ещё более тягостную картину: приличная, воспитанная, опрятно одетая женщина черпает «обгрызенной деревянной ложкой» молоко из грязного конского следа и ест, плача, опустившись на колени, «как перед могилой дочери». Она не ссыльная, не «лишёнка», не «раскулаченная». И эта безысходность, глубокое горе, тихая, безнадёжная покорность судьбе, несоответствие внешнего вида этой женщины тому, что она делала, потрясли детское сердце. Володя, будучи «сытым», не стал жадным, чёрствым человеком, напротив, голос совести зазвучал в его душе, ребёнок стал взрослеть. Он хотел накормить товарищей, разделить с ними свой хлеб (тема эта постоянно звучит в рассказе), и они охотно брали у него, но так же охотно донесли на него учительнице: Володя был чужой, прежде всего потому, что был «сытый», а в пролетарской стране, как замечает автор, вообще «стыдно быть сытым» (это внушалось детям), и особенно в тот ужасный голодный год. Володя понял скрытое и открытое отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки: понял, что выделяться в этом отношении нельзя. Но, терзаясь муками совести сытого перед голодными, не в силах заглушить свой внутренний голос, он ищет самого голодного, самого несчастного. Володя вдруг открывает для себя «не разумом, а чутьём» истины, над которыми раньше он не задумывался и которых «не ощущал». Как можно одному помочь, а других не заметить? Не опасно ли протягивать руку помощи открыто? В.Ф. Тендряков пишет: «Конечно же, я тогда думал не так, не такими словами, какими пишу сейчас, тридцать шесть лет спустя. Скорей всего, я тогда вовсе не думал, а остро чувствовал, как животное, интуитивно угадывающее будущие осложнения. Не разумом, а чутьём тогда я осознал: благородное намерение – разломи пополам свой хлеб насущный, поделись с ближним – можно свершить только тайком от других, только воровски!»
Настоящий парадокс: люди воруют для себя, Володя «воровски» не доедает то, что дала ему мать, «воровски» прячет в карман хлеб и выходит «на воровское дело» – «на тайную охоту на самого-самого голодного».
Отчего же мальчик, затеявший благое дело, так ужасно кричит на тех, кого он хотел накормить? Не только от испуга, но и, думается, от сознания своего абсолютного бессилия. К сожалению, горькая фраза отца («Чайной ложкой моря не вычерпаешь») оказалась тоже истиной.
Но оставаться равнодушным Володя всё же не мог. Что же делать? Как «накормить» свою голодную, неудовлетворённую совесть? Наконец нашёлся тот «самый-самый голодный», которого так долго искал Володя, – несчастная облезлая собака, которую не пожалел даже отец Володи (он пожалел её хозяина), собака, которая навсегда утратила доверие к человеку. У неё «пустые, не пускающие в себя глаза» без всякого выражения, даже без страха. Да, Володя спас, вероятно, собаку от голодной смерти, но и она спасла его нравственно: она дала ему возможность заботиться о ком-то, успокоить, насколько это было возможно, мучения совести, делать то добро, которое он, мальчик, мог сделать. Кормя собаку, он «кормил» свою совесть.
В рассказе не только Володю мучает его внутреннее «я», его совесть. Это второе «я» живёт во многих людях. Вот и начальник станции, с виду добросовестный, исполнительный советский служащий «в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом», не может от стыда за всё происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности (он, начальник станции, ничего не может сделать для людей, умирающих рядом с подведомственной ему территорией), и скрытое, может быть, смутное, а может быть, и осознанное недовольство тем, что происходит в стране. Его молчание – это определённая форма протеста. Этого, на первый взгляд, «маленького» человека, незначительного чиновника одолевают мысли о будущем России, о той нравственной ответственности за души маленьких граждан великой страны, которую несут взрослые. Наблюдая за любопытными, хоть и испуганными мальчишками, начальник станции однажды «изрёк то ли нам, то ли самому себе, то ли вообще равнодушному небу»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..» Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе «несчастной собачонки», которую он мог бы кормить, отрывая хлеб от себя. Смеем заметить, что вряд ли и собачонка помогла бы: перед нами не ребёнок, а взрослый, серьёзный человек, переживающий глубокую внутреннюю трагедию.
Подобную же, если не сильнейшую, душевную драму переживает и отец Володи.
Володин отец – поистине трагическая фигура. Он, воевавший и проливавший кровь за революцию, должен был, с точки зрения сына, осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец тихим голосом задаёт сыну вопросы, пытаясь понять его побуждения и поступки. И, словно извинение, звучит его фраза: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок». Отца гложет, видимо, и чувство собственной вины, и сомнение в том, чему он отдал столько сил, здоровья, столько горячей убеждённости в правоте дела революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы, чтобы не было голодных, нищих, чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он, боец революции, храбрец, привыкший смотреть смерти в лицо, ничего не может сделать. И почему у страны не хватает? И на кого не хватает? И кто за это должен отвечать? Не он ли, проливавший кровь? И вдвойне чувствует отец вину свою перед сыном: он видит, что сын страдает, наблюдая эти страшные картины, что он хочет изо всех своих детских сил помочь голодным людям, а отец, взрослый мужчина, пытается успокоить свою совесть пустыми фразами. Постепенно поведение Володиного отца становится подобным поведению начальника станции: «Молча проходил мимо голодного лежбища и мой отец. Мне он не сказал в упрёк ни единого слова». Он и внешне становится похож на начальника станции: те же «красные веки», то же «тёмное лицо». Душевные мучения, чувство стыда, собственной беспомощности – вот что наложило отпечаток на облик этого человека. Что ждёт его впереди? На этот вопрос в рассказе нет ответа. Может быть, привязанность к сыну спасёт отца от страшного финала?
Почему людей не считали людьми?
Не считать людей людьми – излюбленный приём экстремистских сект и тоталитарных режимов, часть усилий которых направлены на поиск и уничтожение внутреннего и внешнего врага. Именно так проще всего выключить то, что в принципе есть в каждом человеке, – совесть. Совесть – именно то, что просыпается в главном герое; то, что заставляет его снова и снова делать попытки помочь тем, кому плохо. Но «ложкой моря не вычерпать», и ребёнок, после неудачных попыток кормить умирающих от голода и просто голодных, спасает умирающую собаку. И этим спасает себя. Потому что сохранение совести – единственный способ остаться человеком самому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственный музей А. М. Горького Литературный музей; Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина»; Музей-квартира А. М. Горького.
«Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. Часто кричали друг на друга, грозили чем-то один другому, тайно шептались в углах. Дети были тихи, незаметны; они были прибиты к земле, как пыль дождём. Я чувствовал себя чужим в доме, и вся эта жизнь возбуждала меня десятками уколов, настраивая подозрительно, заставляя присматриваться ко всему с напряжённым вниманием». (Максим Горький, «Детство».)
«Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислоняясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьев метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах». Вид дома со стороны улицы
Вид дома со стороны двора Видны окна полуподвала, где вначале поселился Алеша с матерью.
Вдоль забора расставлены старые котлы, к забору прислонён дубовый надмогильный крест, напоминающий о печальных событиях в семье Кашириных - таким крестом был задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый Ваня Цыганок.
При первом знакомстве двор показался Алеше неприятным, встретил его «едкими, незнакомыми запахами», был весь завешан огромными мокрыми тряпками; заставлен чанами с густой разноцветной водою. В углу, в низенькой пристройке жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало. И кто-то невидимый в клубах пара громко говорил странные слова: сандал — фуксин — купорос. Это был работник Каширина мастер Григорий. Однако вскоре красильня властно привлекла внимание Алеши. Красильня
В нижней части дома, в подклети – «черной» рабочей избе - по возвращении с сыном Алешей из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев. Подклеть
Кухня Полутемная комната, с низким прокопченным потолком, огромной выбеленной русской печью, где на полатях спали дети. У печи стоит «влаз» и деревянная лохань с висящим над ней рукомойником.
Обстановка: стол, накрытый самотканой скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды, деревянные ложки и солоница, тарелка для резки мяса, огарок свечи в железном подсвечнике, в правом углу — иконостас, в левом - «горка» с посудой. Кухня
В кухне не только готовили пищу, но и ели всей семьей. Во время семейных трапез постоянно вспыхивали ссоры, стремительно переходившие в яростные драки. С бешенством люди бросались друг на друга, опрокидывая посуду и все, что встречалось на пути. В темные зимние вечера здесь работали. «...Дядья и работники приходили в кухню из мастерской усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни...» Кухня
Комната деда Самой «нарядной» в доме была комната деда. Из ее окон открывался красивый вид на улицу, круто спускавшуюся к Волге, «ощетинившейся сотнями острых мачт», и на золотые главы Успенской церкви, стоявшей неподалеку. Здесь выставлена напоказ лучшая в доме мебель.
Комната деда Жизнь в доме определялась правилами, выработанными дедом. Будучи здесь единовластным хозяином, дед держал комнату под запором, пуская только самых «почитаемых» гостей и заказчиков. В комнате деда Алеша бывал редко.
Небольшую комнату по праву старшинства занимал Михаил с семьей. Обстановка комнаты: комод, овальное зеркало, полумягкий диван с резной спинкой. Около окна небольшой стол, на нём медный самовар с чайной посудой, штоф из-под вина, большие рюмки. На стене, над комодом висят семейные фотографии. Комната Михаила
Комната бабушки Самая маленькая и уютная комната в доме - спальня бабушки, с большими часами, пяльцами, коклюшками для плетения кружев. У окна комод, на нём — копилка, сундучки-укладки, предметы для рукоделия. Большую часть комнаты занимала широкая кровать с пуховой периной, покрытая стёганым одеялом, сверху — гора подушек в белых наволочках.
Комната бабушки Комната бабушки была знакома Алексею в малейших деталях. Здесь не раз спасался мальчик от многих жестоких обид и истязаний, физических и моральных. Здесь он часами, как зачарованный, слушал чудесные сказки и рассказы о жизни, похожей на сказку. «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
История создания музея Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина» был открыт 1 января 1938 года. Инициатором и автором создания музея был Федор Павлович Хитровский , великолепный знаток быта старого Нижнего Новгорода, краевед, журналист, работавший в былые годы вместе с А. М. Горьким в газете «Нижегородский листок». Он и стал первым директором музея.
Около домика расположена скульптура, изображающая А. М. Горького в детском возрасте. Она была создана в 1955-1957 гг. нижегородским скульптором А. В. Кикиным. В композиции из белого мрамора - мечтательный мальчик Алёша Пешков с книгой в руках, через которую он познаёт мир доброты и справедливости. Его взгляд устремлен вперед, в будущее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Башмачкин – посмешище или несчастный человек? (по повести Н.В.Гоголя «Шинель» /презентация к уроку литературы в 8 классе учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 456 Бородулина Н.В.
1839 – 1841 гг. – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» главный герой – Тишкевич. 1842 – «Шинель» главный герой – Башмачкин.
Психологический портрет Акакия Акакиевича
Как относится Акакий Акакиевич к службе?
Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?
1.Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? 2.Какой эпизод является кульминационным?
Почему автор вводит элемент фантастики в финал повести?
Бедный чиновник или бедный человек? БЕДНЫЙ 1 .Малоимущий, малообеспеченный. 2 .Несчастный, вызывающий сочувствие, сострадание.
Вопросы Комментарии 1. Как относится Башмачкин к службе ? 2. В чем смысл жизни героя? 3. Как вы считаете, осознает ли он себя личностью ? 4. Чем стала для Акакия Акакиевича идея приобретения шинели ? 5. Как меняется жизнь Башмачкина с покупкой новой шинели? 6. Какой эпизод является кульминационным в повести? 7. Какие перемены произошли в характере Башмачкина после потери шинели? 8. В чем причины гибели Акакия Акакиевича Башмачкина? 1.Аналитическая работа с текстом повести Н.В.Гоголя «Шинель». (Заполните таблицу) 2.Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни? Поразмышляйте над этим вопросом письменно.
Аналитическая работа с текстом повести Н.В.Гоголя «Шинель». Вопросы Комментарии 1.Как относится Башмачкин к службе ? «он служил с любовью». Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» 2. В чем смысл жизни героя? Смысл жизни - в переписывании бумаг. 3.Как вы считаете, осознает ли он себя личностью ? Живет без перспектив, личностью себя не осознает. 4.Чем стала для Акакия Акакиевича идея приобретения шинели ? Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием. С появлением этой мечты изменяются неприметная внешность и поведение Башмачкина. 5.Как меняется жизнь Башмачкина с покупкой новой шинели? Шинель изменяет не только самооценку Акакия Акакиевича, но и привычный ход его жизни. Теперь герой близок к настоящим чиновникам, почти такой, как все. Изменилось и отношение чиновников к нему. 6.Какой эпизод является кульминационным в повести? Кража шинели. 7.Какие перемены произошли в характере Башмачкина после потери шинели? Сразу после ограбления Акакий Акакиевич, который «отличался всегда тихостью голоса», подбежал к будочнику и стал «кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека». Он впервые поставил личную надобность выше службы: не пошел в департамент, а отправился к частному. Даже «значительному лицу» осмелился сказать, что «секретари того… ненадежный народ…» 8.В чем причины гибели Акакия Акакиевича Башмачкина? Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Герой поздно осознал в себе человеческое достоинство, без которого невозможно становление личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В чём причина трагедии? В Евангелии есть очень важные слова, которыми мы можем объяснить причину трагедии, произошедшей с Акакием Акакиевичем: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Акакий Акакиевич не выдержал потрясения, когда у него украли шинель, потому что это было единственное его сокровище. Другое сокровище были буквы. Но буквы он променял на шинель. Вот почему с потерей шинели для него теряется смысл жизни – и он умирает.
Фамилия – Башмачкин Все мужчины в роду носили сапоги: «и отец, и дед, и даже шурин». Они жили вопреки фамилии, а Акакий Акакиевич – под стать. Башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. Более того, она образовалась даже не от слова «башмак», а от слова «башмачок» – «маленькому человеку» и фамилия с уменьшительным суффиксом.
Значение имени Акакий и характер Башмачкина Имя «Акакий» обозначает «невинность, невинный, незлобивый, беззлобный, не делающий зла». А у героя Гоголя это качество ещё удвоено отчеством. Поэтому можно сказать, что он невиннейший, самый беззлобный. Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемым, этим именем назывались святомученики и наиболее набожные священники. Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины.
Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Известно сказание о Преподобном Акакии Синайском , который жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, который заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за все. Через некоторое время святой Акакий скончался. Старец рассказал о смерти своего ученика другому старцу, который не поверил, что молодой инок умер. Тогда учитель Акакия позвал этого старца к могиле и громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание, не может умереть». Поражённый старец со слезами упал перед гробницей, прося прощения у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келье близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь.
Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Это сказание привёл в « Лествице » преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица» тесно перекликаются с образами святого Акакия и «неправедного старца». Скорее всего, это сходство не случайно: давая имя своему герою, Н. В. Гоголь помнил о сказании Иоанна Лествичника .
Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Как неправедный старец является гонителем святого Акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» находится Акакий Акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем. Как в житии святого Акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником Акакием, так и «значительное лицо» сильно изменяется в лучшую сторону после встречи с «живым мертвецом» Акакием Акакиевичем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лаконизм Краткий Короткий Компрессия Ключевые слова Тема Главная мысль Краткий Короткий Компрессия Ключевые слова
Лаконизм - краткость и четкость изложения.
Краткий - предельно сжатый
Короткий - небольшой по размеру.
Компрессия – сжатие.
Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания.
Тема – круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте.
Главная мысль раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.
от подробностей однородных членов комментариев пояснений главной мысли каждого абзаца типа речи логической последовательности событий стилевых особенностей ОТКАЗ СОХРАНЕНИЕ
Все взглянули друг на друга с немым удивлением. переглянулись
В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам. В жизни всегда есть место подвигам.
В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика. В степи пестреют цветы . Степь пестреет цветами . =
Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов , повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей. При повышении температуры на несколько градусов повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
Багряная листва , покрытая росой , шуршала под ногами. Багряная листва, которая была покрыта росой , шуршала под ногами.
Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, отправившись путешествовать по ней. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии, его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично. Альфред Нобель был человеком контрастов.
Вернейший способ узнать человека –прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому, что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством. Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.
Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы – восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали “Сад роз”. Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во время прогулок фараона и его гостей дорожки усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала символом храбрости. Выдающиеся военачальники и политические деятели награждались венками из роз. В средние века во Франции роза стала символом красоты. На празднике роз выбирали королеву – самую красивую девушку. А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455 г. два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась тридцатилетняя война, которая получила название войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая. Сейчас роза, как и раньше, носит гордое звание царицы цветов, радует людей своей красотой. Из журнала “Вокруг света” Прочитайте текст
Выбери карту, на которую указывают стрелки
Определите стиль текста ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ РАЗГОВОРНЫЙ
Блеск! Продолжаем
Попробуй еще раз!
Определите тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
Попробуй еще раз!
Кр-р-расота! Продолжаем
Определите тему текста РОЗА РОЗА - СИМВОЛ ВОЙНЫ ИСТОРИЯ ВЫВЕДЕНИЯ РОЗЫ
Попробуй еще раз!
Ого! Продолжаем
Определите главную мысль текста РОЗЫ ЛЮБЯТ В РАЗНЫХ СТРАНАХ РОДИНА РОЗЫ - ВОСТОК РОЗА – ЦАРИЦА ЦВЕТОВ
Попробуй еще раз!
Блеск! Продолжаем
Сколько микротем в тексте ? 3 6 5 4
Попробуй еще раз!
Кр-р-расота! Продолжаем
Какие приемы сжатия нужно использовать во втором абзаце? ЗАМЕНА СЛИЯНИЕ И ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛИЯНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Попробуй еще раз!
Молодцы!!!
А вот в Англии роза стала символом войны за престол. На востоке 4 тысячи лет назад была выведена роза. С тех пор она стала культовым цветком: в Древнем Египте ею усыпали дорожки, в Риме она символизировала храбрость, во Франции – красоту. По сей день роза – царица цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным....
дидактический материал к урокам русского языка и литературы
Дидактический материал , который можно использовать при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе.Материал при изучении и повторении темы "Союзы" 7 класс.Тесты " Причастие " 7 клас...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
материал к урокам русского языка и литературы
тесты для учащихся по литературе, материал к проведению внеклассной работе по русскому языку, использование сценариев в работе классного руководителя...
материал к урокам русского языка и литературы
тесты для учащихся по литературе, материал к проведению внеклассной работе по русскому языку, использование сценариев в работе классного руководителя...
Введениекраеведческого материала в урок русского языка и литературы
Выступлеие не педагогическом совете...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...