Рабочая программа по творчеству Высоцкого В.С.
рабочая программа по литературе (9 класс)
ДАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОГРАММУ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ЯЗЫКАМ. Она направлена на развитие особенностей детей, увлеченных поэзией Высоцкого, развивает интерес к его творчеству и дает возможность на практической основе тренироваться в практике переводоведения.ж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vysotskiy_2018.docx | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
- средняя общеобразовательная школа № 175 Калининского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА На заседании МО Учителей английского языка Протокол №____ от _30.08.19__________ Руководитель МО Крылова М.В._____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ №175 Калининского района Санкт-Петербурга __________ М.В. Литвякова Приказ от_30.08.19________№ _______ |
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- по курсу Проектная деятельность по английскому языку В.Высоцкий
- для класса (классов) __ 8__
- количество часов по учебному плану 34 часа
- 2019-2020 учебный год
- Ф.И.О. учителя: Морева Мария Николаевна
- Санкт-Петербург, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (далее – Программа) разработана на основании:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО и ООО в образовательных организациях Санкт - Петербурга» № 03-02-2057/15-00 от 21.05.2015 г;
- Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными локальными актами:
- Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ № 175 Калининского района Санкт – Петербурга;
- С учебным планом внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 175 Калининского района Санкт – Петербурга.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Программа направлена на формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности, формирование исследовательской деятельности обучающихся, а так же подготовки их выполнению итогового проекта (учебного исследования).
Программа предназначена для организации занятий внеурочной деятельности для обучающихся 8 классов и реализуется в рамках социального направления учебного плана внеурочной деятельности, связанной с переводческой деятельностью на английском язык.
Цель программы:
Развитие компетенций обучающихся в области выполнения учебного исследования, индивидуального проектирования. Цель: проанализировать метод учебных проектов, как форму организации учебного процесса и как одну из форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- Расширить представления обучающихся об алгоритме выполнения проектной и исследовательской деятельности; Цель программы– воспитание ценностного отношения к авторской песне различных жанров, как к культурному явлению.
- Заявленная цель предполагает решение следующих задач:
- воспитывающая:
- содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувства собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности учеников, развитию их духовного начала;
- развивающая:
- содействовать приобщению учащихся к богатству и многообразию жанров авторской песни, развитию способностей эстетического восприятия и оценки явлений, связанных с бардовской песней; развивать устойчивый познавательный интерес к процессу написания собственных стихов и мелодий;
- образовательная:
- сформировать представление об истоках и основных этапах развития авторской песни, о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры
- Научить правильно оформлять результаты проектной или учебно - исследовательской деятельности;связанной с творчеством Высоцкого.
- Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
- Формировать умения пользоваться различными литературоведческими источниками.
- Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, учебного исследования, публично представлять результаты работы; найти взаимосвязь между русской и английской литературой по творчеству Высоцкого.
- Формировать универсальные учебные действия.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание программы состоит из отдельных тем, каждая из которых носит системный характер и направлена на развитие компетенций обучающихся в области выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, в оформлении результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности. Развивает умение самостоятельно создавать проекты по творчеству В.С. Высоцкого.
В содержании программы внеурочной деятельности определяется структура проекта,предлагается учебно-исследовательская работа, рассматриваются сервисы сети Интернет, литературные источники, свидетельства и дневники современников Высоцкого, которые можно использовать при оформлении результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности. Особый акцент делается на подготовке в защите итогового индивидуального проекта или учебного исследования. Программа «Проектная деятельность» реализуется параллельно с другими программами внеурочной деятельности, в рамках которых обучающиеся определяются с темами учебных исследований или проектов .Актуальность программы обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к итоговой оценке метапредметных результатов обучающихся.
Основными формами организации деятельности обучающихся являются:
- тренинг,
- самостоятельная работа обучающихся с материалами по теме занятий,
- консультации, создание виртуальных экскурсий
- доклады, выступления, презентации и т. п.
По завершению освоения программы внеурочной деятельности каждый обучающийся проводит презентацию проекта или учебного исследования.
Место данного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю) в 8 классах. Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
- Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, изучение литературных источников. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
- Осознание значения творчества В.С.Высоцкого и его вклада в развитие литературы. Развитие эстетического самосознания через освоение литературного наследия, творческой деятельности, проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст; обосновывать символы, встречающиеся в тексте
- критически оценивать содержание текста.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, при исполнении песен, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом музыкальном материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- переводить различные по жанру авторские песни, находя собственные эмоциональные данные;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, видеофрагменты, фотографии, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме, либо в куплетно-песенной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Использование метода проектирования на уроках английского языка для развития креативной личности
Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Цель: проанализировать метод учебных проектов, как форму организации учебного процесса и как одну из форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по общекультурному направлению развития личности.
Авторская песня в чем-то близка к народным песням, опирается на привычные образы, изобразительные средства. Так, объединяющее начало несут в себе повторения куплетов, слов, образов; эпитеты, емкие, точно выражающие внутреннее состояние человека; метафоричность речи: образы березки, птиц, облаков – все это в сознании нашем связано с определенными ассоциациями, чувствами, а в современной песне помогают выразить самое сокровенное.
Программа проектной деятельности «Авторская песня» рассчитана на обучающихся 8 - 9 классов (как расширение программы «Английский язык 8-9 классы»).
Она имеет интегрированный характер, поскольку уже сам предмет изучения по сути своей является синтетичным.
Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований, каковыми являются и авторская песня.
- .
Важное направление в содержании программы «Авторская песня» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание художественной культуры и традиций своего и других народов;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами авторской песни, восприятие красоты стихов и музыки, эстетическая выразительность при исполнении авторских песен);
- ценностного отношения к традициям своего народа, бережное отношение к окружающей среде в процессе разучивания стихов из авторских песен и др.);
- ценностного отношения к здоровью (понимание детьми необходимости организации здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, общекультурного развития умений и навыков программа «Авторская песня на английском языке» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Авторская песня» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала обучающихся 8-9 классов реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание программы нацелено на активизацию общекультурной, художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к организации здорового досуга, к активной деятельности на внеурочных занятиях и концертной деятельности.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (презентации, фотографии, видеосюжеты, рисунки, схемы, электронные таблицы, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации –в учебных видеороликах, в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия:
- работа в парах
- работа в малых группах ,
- коллективный творческий проект (сочинение собственных стихов и малых литерат. форм),
- инсценировки, презентации своих работ,
- активное участие обучающихся в конкурсах различного уровня.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности подростков.
У старших подростков уже сформированы умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и эмоциональная выразительность. Произведения, возникающие в процессе творческой деятельности, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у подростков устойчивое желание работать над определенными стихами и песнями, методички дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления о различных способах переводоведения и стихосложения
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность слушания авторских песен. Подростки анализируют содержательную часть произведения, пытаются понять, как она была создана, после каких эмоциональных переживаний, насколько высок художественный и общекультурный уровень исполнения. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других произведениях.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема исполнения или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение песни, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Подростки могут исполнять авторские песни других авторов, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел, либо сочинять и исполнять собственные песни. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать различные по жанру авторские песни вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Авторская песня»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым современным авторам-исполнителям, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологии написания и исполнения авторской песни;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Предметные результаты:
В результате занятий по предложенной программе
учащиеся получат возможность:
- развить общую культуру и интеллектуальные способности в области авторской песни;
- развить творческо-эмоциональное мышление;
- написания собственных стихов и песен;
- сформировать устойчивый познавательный интерес к изучению творчества авторов-классиков и петербургских авторов-исполнителей;
- расширить знания и представления о традиционных и современных жанрах авторской песни и наиболее ярких ее представителей;
- познакомиться с новыми технологическими приемами написания собственных стихов и песен (компьютерные программы Sibelius, AdobeAudition);
- совершенствовать навыки художественно-эстетической деятельности в коллективе: адекватно и корректно оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в проведении школьных праздников для обучающихся младших классов;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
Учебно-тематическое планирование:
№ занятия | Тема занятия | Количество часов (всего) | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие «Поэзия под гитару» Что такое авторская (бардовская) песня? Истоки авторской песни. Преемственность музыкальных и поэтических традиций. | 1 | 1 | 0 |
2 3 4 5 | Авторская песня в 60-80 годах ХХ века Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века В. Высоцкий, Б.Окуджава – «сердце» авторской песни Жизнь и творчество Высоцкого. Тема социального протеста в бардовском творчестве 60-80 годов ХХ века Человек и война в авторской песне. Бардовская лирика Высоцкого.Практика переводоведения. ( промежуточный зачет) | 3 6 2 2 | 1 2 1 1 | 2 4 1 1 |
5 | Развитие авторской песни в период80 90-х годов ХХ века и до наших дней Авторская песня в наши дни. Поющие поэты г. Санкт -Петербурга и области | 6 | 2 | 4 |
6 7 8 9 10 11 | Авторская песня в театре и кино. Гамлет – как ведущая роль В.Высоцкого Барды на сцене и в кино Любовная лирика .М.Влади муза поэта. Мои встречи с Высоцким промежуточный зачет Знаменитые личности о В.Высоцком. Позднер, А.Высоцкий, В.Янклович, Б.Хмельницкий и др Защита проекта по творчеству В.Высоцкого Обобщающий урок по теме курса | 2 2 3 2 1 2 2 | 1 1 1 1 0 1 0 | 1 1 2 1 1 1 2 |
Итого: 34 14 20 |
Программа включает 4 раздела и рассчитана на 34 часа.
Раздел I. «Поэзия под гитару» предполагает анкетирование школьников с целью выявления степени их эрудированности в мире авторской песни. Раздел отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление, как авторская песня, знакомит учащихся с её истоками, условиями и причинами возникновения, представителями этого направления, этапами развития.
Раздел II. «Авторская песня в 60-80 годах ХХ века» знакомит учащихся с творчеством и судьбами выдающихся представителей бардовской песни данного периода, тематикой их творчества, что предполагает вариативность наполнения данного раздела. Особое место в данном разделе уделяется творчеству В.С. Высоцкого – «сердцу» авторской песни, Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Галича, А. Городницкого.
Раздел III. «Развитие авторской песни в период 90-х годов ХХ века и до наших дней) предполагает изучение тенденций развития авторской песни в новых исторических условиях, слушатели знакомятся с биографиями и произведениями современных бардов Санкт-Петербурга и области, анализируется преемственность их творчества.
Раздел IV. «Авторская песня в театре и кино», отражающего ее влияние на другие виды и рода искусства. Один час из данного раздела предполагает проведение обобщающего урока (урок-концерт), в рамках которого учащиеся еще раз размышляют над вопросом - «Что такое авторская песня?».
С целью проверки эффективности усвоения материалов курса проходят повторное анкетирование, проводится конкурс на лучшее исполнение бардовских песен, уже имевшихся в их репертуаре или разученных вновь. На урок приглашаются самодеятельные авторы и исполнители, учителя, родители.
Содержание курса «Авторская песня» реализуется на основе следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный;
- информационно-компьютерных технологий (Sibelius? AdobeAudition);
- проблемный;
- поискового – исследовательский;
- активные методы обучения (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, игротека).
Освоение внеурочной деятельности может включать различные
формы организации аудиторных занятий:
- лекции;
- лекции-концерты;
- уроки-концерты;
- викторины;
- диспуты, уроки с прослушиванием авторской песни в записи и в живом исполнении с последующим коллективным её осмыслением;практика переводоведения.
- внеаудиторные занятия - посещение концертов бардовской песни с последующим их обсуждением
- посещение кинотеатра с просмотром фильмов с авторскими песнями.
3. Содержание программы
Раздел I.«Поэзия под гитару»
Тема 1.Что такое авторская (бардовская) песня?
Анкетирование учащихся. Булат Окуджава об авторской песне. Кто такой бард? Понятие авторской песни. Отличие бардовской песни от обычной. Ее тематика, характер, особенности исполнения.
Занятие может строиться как урок с прослушиванием ряда композиций по выбору учителя. В ходе занятия педагог знакомит учащихся с музыкальными примерами, послужившими истоками бардовской песни, сравнивая их со схожими по характеру авторскими песнями; примерами тематического многообразия бардовской песни.
Тема 2. Истоки авторской песни.
Возникновение клубов самодеятельной песни (КСП). Фестивали авторской песни (Грушинский и др.) Преемственность музыкальных и поэтических традиций.
Выступление учащихся. Возможный репертуар для прослушивания: А. Галич «Облака», «Баллада о вечном огне», «Ошибка»; Б. Окуджава «Антон Палыч Чехов однажды заметил»; Ю. Визбор «Сижу я, братцы, как-то с африканцем»; В. Высоцкий «Я не люблю», «Песня завистника» и др.
Раздел II. Авторская песня в 60-80 годах ХХ века
Тема 1. Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века Особенности становления и развития авторской песни в 60-80 годах ХХ века.
Биография и творчество А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, Ю.А. Кукина, Ю.Ч. Кима и других представителей направления (по усмотрению преподавателя и желанию слушателей). Общие черты и различия в их творчестве. Развитие традиций и принципов бардовской песни в творчестве А.Я. Розенбаума.
Взаимодействие авторской песни с другими поэтическими и музыкальными жанрами. Творчество А. Башлачева («Время колокольчиков», «Имя имен» и др.).
Тема 2. В. Высоцкий,А. Галич, Б.Окуджава, Ю. Визбор– «сердце» авторской песни Просмотр фильма «Монолог» о творчестве В.С. Высоцкого. Друзья и соратники о В. Высоцком и его песнях.
Биография В.С. Высоцкого. Этапы его творческой деятельности. Тематика песен и стихов. «Блатной» период в его творчестве – юношеское восприятие окружающего мира.
Гражданская позиция в творчестве Высоцкого. Песня «Чужая колея». Тема «лирического героя и власти» в песнях В.С. Высоцкого. Высоцкий о роли поэта в обществе. Анализ песен «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах».
Песни о войне и людях на ней. Альбом «Сыновья уходят в бой».
Дружба и любовь в творчестве Высоцкого. А. Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.
Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого. А.Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.
Образность творчества. Песни-аллегории.
Народный фольклор в творчестве авторов.
Влияние творчества В.С. Высоцкого на становление и развитие авторской песни в СССР.
Завершается тема диспутом: «Я и Владимир Высоцкий».
Тема 3. Тема социального протеста в бардовском творчестве 60-80 годов ХХ века.
Авторская песня – социальный протест против реальной действительности.
Социальная направленность творчества А.А. Галича. Анализ его песен: «Больничная цыганочка», «Облака», «Право на отдых, или баллада о том, как я ездил навещать своего старшего брата…», «История из жизни Клима Петровича Коломийцева…» и др.
Мотивы социального протеста в творчестве Ю.И. Визбора, его песня «Сижу я, братцы, как-то с африканцем».
Б.Ш. Окуджава о социальной справедливости («Антон Палыч Чехов однажды заметил»).
Барды о предназначении поэта и поэзии (Б. Окуджава «Поэт» и т.д.)
Тема 4. Человек и война в авторской песне
Человек и война в творчестве бардов.
Горе войны в песнях бардов-фронтовиков: Г. Лепского, Б. Окуджавы («В полях за Вислой темной…», «До свидания, мальчики»).
Война в творчестве не воевавших авторов: А. Галича, В. Берковского, В. Турчанского, Ю. Визбора и др. «Афганский» и «Чеченский» альбомы А. Розенбаума.
Сходность и различия отражения трагедии войны у разных авторов.
Завершается тема творческим заданием: сравнительный анализ песен А. Галича «Баллада о вечном огне», «Ошибка» и песни В. Высоцкого «Братские могилы».
Тема 5. Бардовская лирика
Лирика в авторской песне.
Б.Ш. Окуджава основоположник бардовской лирики. Тема любви к простому человеку, его жизни и переживаниям в творчестве Окуджавы («Песенка об Арбате», «Бумажный солдат», «Надежды маленький оркестрик» и др.).
Тема романтики путешествий в творчестве Ю.А. Кукина, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, В. Грушина, А. Розенбаума и др.
Тема любви и дружбы в авторской песне.
Любовь к природе - любовь к Родине, воспетая бардами.
Раздел III. Развитие бардовской песни в период 90-х годов ХХ века и до наших дней.
Тема 1. Авторская песня в наши дни
Авторская песня в новых исторических условиях. Тенденции ее развития.
Творчество А. Розенбаума.
Преемственность традиций авторской песни в творчестве нового поколения российских бардов. Представители нового поколения: М. Щербаков, П. Короленко, С. Калугин и др., анализ их песен.
Тема 2. Поющие поэты города
История развития авторской песни. Знакомство
с творчеством Посещение клуба авторской песни Изучение раздела завершается собеседованием по пройденному материалу.
Раздел IV. Бардовская песня в театре и кино
Тема1. Барды на сцене и в кино.
Роль авторской песни для кино и театра.
Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, С. Никитина и других бардов в кино и театре. Взаимообогащение жанров. Раскрытие драматургических образов через авторскую песню.
Творческое взаимоотношение бардов с другими жанрами искусства, поэтами и композиторами песенниками (соавторство в создании песен, пример: слова Б. Окуджавы, музыка В. Левашова «Бери шинель», слова Б. Окуджавы, музыка И. Шварца «Ваше благородие»).
Изучение темы завершается проведением викторины.
Музыкальный материал: бардовские песни, использованные в кино и театре.
При проведении урока демонстрируются фрагменты фильмов: «Вертикаль», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго», «Белое солнце пустыни», «С легким паром» и др. по усмотрению преподавателя.
Тема 2. Обобщающий урок-концерт по теме курса
Данная тема проводится в форме концерта, где ученики исполняют разученные в ходе изучения бардовские песни и форме круглого стола, в ходе которого они проходят повторное анкетирование, выявляющее динамику интереса к объединению.
4. Формы контроля:
- анкета на знание, умения, навыки;
- музыкально-поэтические викторины;
- выразительное исполнение (чтение наизусть// пение) авторских песен.
- рассказ учащихся о жизни и творчестве бардов;
- анализ песни (лирический герой, тема, основная идея, символы, характерные изобразительно-выразительные средства, мелодика…);
- рецензия. Суждение о песне – размышление и аргументация.
Список литературы
1. В.С. Высоцкий в контексте русской культуры ( сб. текстов –составитель Л. Абрамова и др.). — М., 1990.
2. Владимир Высоцкий Нерв Стихи 6 – е издание. – М., 1998, стр. 239, стр. 3-14.
3. Владимир Высоцкий Избранное.- Москва, Советский писатель,1988, стр.509, стр.481 – 502.
4. Кормилов С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви //Русская речь. – 1983. -№3
5. Кохановский И. Серебряные струны: О песенном творчестве В.Высоцкого: Воспоминания// Юность. – 1988. — №7.
6. Новиков В.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии В. Высоцкого// Рус. Речь. – 1988. — №1.
7. Обсуждаем наследие В.Высоцкого// Вопр. Лит-ры. – 1987. -№4.
8.Баранова Т. “Я пою от имени всех” // “Вопр. лит.”, 1987, №4. С. 75-102.
9.Барт Р. , Избранные работы: Семиотика. Поэтика., М., 1989. с.42.
10.Дубаев Л., Нежданов В., Владимир Семенович Высоцкий: Нерв, М., 1988.
11.Крылов А., Новиков В.,Владимир Высоцкий: Поэзия и проза., М., 1989.
12.Куняев Ст. От великого до смешного // “Лит. газ.”, 1982, 9 июня. С. 8.
13.Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. - Воронеж, 1978. С. 57.
14.Новиков В. , Читаем Высоцкого, Владимир Высоцкий: Поэзия и проза., М., 1989.
15.Редькин В.А., Художественный язык поэта в оппозиции к официальной идеологии., Мир Высоцкого., М., 2000. с.125.
16.Солдатенков П., Человек-легенда: Владимир Высоцкий. , М.,1998.
17.Федорова О.Б., В.С.Высоцкий: Я, конечно, вернусь… , М., 1988.
18.Шилина О.Ю., Человек в поэтическом мире Владимира Высоцкого., Мир Высоцкого., М., 2000.
19.Чаплыгин А.С. Высоцкий // “Подъем”, 1988, № 1. С. 126-127.
20. - Федорова О.Б., В.С.Высоцкий: Я, конечно, вернусь… , М., 1988. с.214.
21. - Редькин В.А., Художественный язык поэта в оппозиции к официальной идеологии., Мир Высоцкого., М., 2000. с.125.
22. - Барт Р. , Избранные работы: Семиотика. Поэтика., М., 1989. с.42.
23. - Баранова Т. “Я пою от имени всех” // “Вопр. лит.”, 1987, №4. С. 75-102.
24. - Чаплыгин А.С. Высоцкий // “Подъем”, 1988, № 1. С. 126-127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Высоцкого
представленная методическая разработка рекомендована педагогам и музыкальным работникам в сфере образования...