Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_polku_igoreve.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»
Цель урока: познакомить учащихся с «золотым словом» Святослава, выяснить причины поражения русских князей; развивать способность анализировать художественный текст; формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Связное высказывание по теме «Жанры древнерусской литературы. «Повесть» и «Слово». Повесть – всякий рассказ – повествование – событие общественного характера – рассказ «извещающий», «весть подающий» - не о себе, не о «я» - эпический характер (о народе, об истории, о племенах и т. п.)
Слово – повесть (эпическое повествование об истинном событии) + субъективная лирическая стихия (собственное, от рассказчика, отношение к эпическим) событиям
- Вопросы
1)Как перевести слово «повесть»?
2)Что такое эпос, эпическое повествование?
3)Как отличить древнерусскую повесть от древнерусского слова?
- Словарная работа у доски – родственные связи русских князей (индивидуальное задание, подготовленное с учителем истории)
Игорь - Осмомысл Ярослав –
Всеволод – Роман Мстиславович -
Владимир – Ингварь и Всеволод -
Всеволод – Изяслав -
Рюрик и Давид –
- Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам - (слова предыдущих уроков)
- Подобрать эпитеты из текста к словам:
Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.
- Найдите ошибку:
-То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)
-Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)
-О Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)
-То было в те войны и походы (рати)
-Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)
-Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)
2.Словарная работа в классе
- Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).
-Найдите ошибку:
-Копья звенят (поют)
- Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)
-А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)
-А Святослав страшный сон видел (смутный)
-Тогда великий Святослав изронил мудрое слово (золотое)
-Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)
- Черпали мне красное вино, с горем смешанное (синее вино)
-Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)
- Вступайте же, господа, в стальное стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)
- Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)
3.Работа над фрагментом текста «Сон Святослава.
-Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.
Беседа по вопросам:
- Как дешифруется смутный сон Святослава? Что означают все его символы? Чья одежда – саван? Какова здесь символика цвета? Какова цветовая гамма? Какие мифологические символы связаны с вином и крупным жемчугом из пустого колчана? С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке? Какой смысл имеет в этом контексте синее море?
- Кому, судя по этому сну, грозит горе – самому Святославу лично или нет? Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю – на юг, опасность грозит с юга).
- Какое истолкование сну дают бояре? К каким событиям обращены их мысли? Как расшифровать их ответ?
4. «Золотое слово» Святослава
Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России – Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).
- Объясните смысл выражения «золотое слово».
5. На этом заканчивается «золотое слово» Святослава, и сам автор, как бы продолжая «золотое слово», начинает призывать князей защитить Русь. Автор обращается непосредственно к князьям.
-Что общего у князей, к которым обращено «золотое слово»? Составьте их групповую характеристику. Заполняем таблицу, обращаемся к истории, смотрим карту «Русские княжества 12 века»
Игорь и Всеволод, родные братья | новгород-северский курский
| Рано начали себе славы искать. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.
|
Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода | киевский | Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное… |
Ярослав | черниговский | Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь) |
Владимир | переяславский | Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам) |
Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М. | ростово-суздальский | Великий князь Всеволод! Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно) |
Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха | смоленские | Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры… (потерпевшие от половцев) Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую |
Осмомысл Ярослав | галицкий | Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему) |
Роман и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого | волынские | Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря… Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг. |
Ингварь и Всеволод | второстепенные князья небольшого луцкого княжества | Не худого гнезда соколы! |
Изяслав, внук Всеслава | полоцкий | Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода |
Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.
- Какова же главная мысль «золотого слова»? Можно ли все высказанное подытожить одной фразой из текста?
Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!
- Каковы пространственные характеристики в этом фрагменте? Какой образ возникает благодаря им ?
(Образ русской земли, ее мужественных защитников. Киев, Тмуторакань, Половецкая земля… Перед нами сражения, битвы…Судьба русской земли.)
- Как выглядит в «золотом слове» древнерусская история?
Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.
Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром – мотив родины.
Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли – и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.
6.Это история. А наша тема звучит как мифопоэтическое осмысление русской истории. Это означает, что, опираясь на фольклор и мифологию, автор поднимается до своего индивидуального видения мира, и потому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль.
- Наблюдение над текстом. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся в других текстах?
«Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард – хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див – в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).
Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте: гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»); сравнения («храбрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»); эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»); метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»); перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.)
7. Итог
- Чем же завершается «золотое слово»?
…Встали стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы,
но врозь у них полотнища развеваются.
Копья поют!
(Приготовлением к походу. Но у русских князей врозь развеваются полотнища знамен, нет между ними согласия. Слышится звуки битвы – «копья поют». Тревожный финал.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...
Технологическая карта урока литературы "Слово о полку Игореве" – призыв к единению Русской земли
Класс: 9АПредмет: литератураТема: “Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли”Триединая дидактическая цель: Обучающая: - организация деятельности учащихся по испо...