Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 

Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»

Цель урока: познакомить учащихся с «золотым словом» Святослава, выяснить причины поражения русских князей; развивать способность анализировать художественный текст; формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре.

Ход урока

    1. Проверка домашнего задания. 

  - Связное высказывание по теме «Жанры древнерусской литературы.                «Повесть» и  «Слово».                                                                                                          Повесть – всякий рассказ – повествование – событие общественного характера – рассказ «извещающий», «весть подающий» - не о себе, не о «я» - эпический характер (о народе, об истории, о племенах и т. п.)

Слово – повесть (эпическое повествование об истинном событии) + субъективная лирическая стихия (собственное, от рассказчика, отношение к эпическим)  событиям

   - Вопросы

1)Как перевести слово «повесть»?

2)Что такое эпос, эпическое повествование?

3)Как отличить древнерусскую повесть от древнерусского слова?

  - Словарная работа у доски – родственные связи русских князей (индивидуальное задание, подготовленное с учителем истории)

Игорь -                                                        Осмомысл Ярослав –

Всеволод –                                                  Роман Мстиславович - 

Владимир –                                                 Ингварь и Всеволод - 

Всеволод –                                                  Изяслав - 

Рюрик и Давид –  

  - Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам -   (слова предыдущих уроков)

  - Подобрать эпитеты из текста к словам:

Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.

  - Найдите ошибку:

-То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)

  -Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)

  -О Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)

  -То было в те войны и походы (рати)

  -Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)

  -Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)

     2.Словарная работа в классе

   - Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону  Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).

   -Найдите ошибку:

  -Копья звенят (поют)

  - Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)

  -А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)

  -А Святослав страшный сон видел (смутный)

  -Тогда великий Святослав изронил мудрое слово (золотое)

  -Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)

  - Черпали мне красное вино, с горем смешанное (синее вино)

   -Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)

  - Вступайте же, господа, в стальное стремя  за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)

  - Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)

     3.Работа над фрагментом текста «Сон Святослава.

  -Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.

  Беседа по вопросам:

  - Как дешифруется смутный сон Святослава? Что означают все его символы? Чья одежда – саван? Какова здесь символика цвета? Какова цветовая гамма? Какие мифологические символы связаны с вином и крупным жемчугом из пустого колчана? С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке? Какой смысл имеет в этом контексте синее море?

  - Кому, судя по этому сну, грозит горе – самому Святославу лично или нет? Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю – на юг, опасность грозит с юга).

  - Какое истолкование сну дают бояре? К каким событиям обращены их мысли? Как расшифровать их ответ?

    4. «Золотое слово» Святослава

Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России – Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).

    - Объясните смысл выражения «золотое слово».

      5. На этом заканчивается «золотое слово» Святослава, и сам автор, как бы продолжая  «золотое слово», начинает призывать князей защитить Русь. Автор обращается непосредственно к князьям.

  -Что общего у князей, к которым обращено «золотое слово»? Составьте их групповую характеристику. Заполняем таблицу, обращаемся к истории, смотрим карту «Русские княжества 12 века»

 

Игорь и Всеволод, родные братья

новгород-северский

курский

       

Рано начали себе славы искать.

Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.

   


Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода


киевский

Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное…


Ярослав



черниговский

Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь)

 Владимир




переяславский

Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам)

Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М.    


ростово-суздальский

Великий князь Всеволод!

Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно)

Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха


смоленские


Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры…

(потерпевшие от половцев)

Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую


Осмомысл Ярослав

галицкий

Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему)

Роман  и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого

волынские

Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря…

Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.

Ингварь и Всеволод

второстепенные князья небольшого луцкого княжества

Не худого гнезда соколы!

Изяслав, внук Всеслава

полоцкий

Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода

Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.

 - Какова же главная мысль  «золотого слова»? Можно ли все высказанное подытожить одной фразой из текста?

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую,

на богатства Всеслава.

Из-за усобицы  ведь настало насилие

от земли Половецкой!

 - Каковы пространственные характеристики в этом фрагменте? Какой образ возникает благодаря им ?

(Образ русской земли, ее мужественных защитников. Киев, Тмуторакань, Половецкая земля… Перед нами сражения, битвы…Судьба русской земли.)

   - Как выглядит в «золотом слове» древнерусская история?

Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром – мотив родины.

Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли – и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.

      6.Это история. А наша тема звучит как мифопоэтическое осмысление русской истории. Это означает, что, опираясь на фольклор и мифологию, автор поднимается до своего индивидуального видения мира, и потому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль.

      - Наблюдение над текстом. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся  в других текстах?

       «Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард – хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див – в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).

        Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте: гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»); сравнения храбрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»); эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»); метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»); перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.)

         7. Итог

           - Чем же завершается «золотое слово»?

…Встали стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы,

                           но врозь у них полотнища развеваются.

Копья поют!

              (Приготовлением к походу. Но у русских князей врозь развеваются полотнища знамен, нет между ними согласия. Слышится звуки битвы – «копья поют». Тревожный финал.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...

Технологическая карта урока литературы "Слово о полку Игореве" – призыв к единению Русской земли

Класс: 9АПредмет: литератураТема: “Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли”Триединая дидактическая цель: Обучающая: - организация деятельности учащихся по испо...