Узник» А. С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Асельдерова Барият Абухановна

Разработка урока по русскому языку на тему:  «Узник»  А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_uznik.docx92.51 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку на тему:  «Узник»  А. С. Пушкина  в 6 «г» классе

Дата проведения:12.011.2017г.

                                                                          Провела Асельдерова Б.А. ,                          

                                                                 учитель русского языка  и литературы

Цели: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать Метапредметные:

путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

                                          Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания

Выразительное чтение стих. «И.И.Пущину»

3.Мотивационно-целевой этап.

Эпиграф к уроку:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

/Анна Ахматова/,

Как вы понимаете эти слова Ахматовой, о ком идет речь?

4.Работа по теме урока.

Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Узник». Южная ссылка поэта.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

 «Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
      — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
      Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
      Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
      Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».

Пояснения.
      
Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

      Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
      За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
      У 
детей возникает вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
      Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.


5.Физкультминутка.
      
Выразительное чтение стихотворения учителем.
       — Понравилось ли вам это стихотворение?
      — Чем поразило это стихотворение?
      — Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения.

6.Словарная работа


      
Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

(по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).

7.Анализ стихотворения.

  - Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
  Стихотворение построено на антитезе

(определение дано на с. 57 учебника).

Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
      В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.

Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
 Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.

Работа с интерактивной доской.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник».

Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

8.Подведение итогов урока.

Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

9.Рефлексия.

10 Д.задание.

Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. С. Пушкин "Узник". Анализ стихотворения. Презентация

В помощь учителю словесности 6 класса....

А. С. Пушкин. Анализ стихотворения "Узник". 6 класс.

Методическая разработка в помощь учителю словесности. 6 класс...

Урок литературы по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник".

Урок литературы"Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник" знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением "Узник". Он способствует выработке навыков ...

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Узник»

1. Технологическая карта к уроку2. Презентация к уроку...

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».

Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов....

Пушкин А.С. Стихотворение "Узник". Вольнолюбивые мотивы в лирике.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....