А. С. Пушкин. Анализ стихотворения "Узник". 6 класс.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Методическая разработка в помощь учителю словесности. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stikhotvoreniya_pushkina_uznik._metodicheskie_rekomendatsii.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Делюсь опытом
Деятельностный подход
при изучении лирики на уроках литературы
Методические рекомендации к изучению стихотворения А. С. Пушкина «Узник»
( 6 класс)
Андреева А. Ю., учитель словесности
ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина
г. Москвы
Шедевры Пушкина – а стихотворение «Узник», бесспорно, является таковым – всегда многоаспектны, многогранны. И смысл этого произведения неисчерпаем.
Хотя в средней школе изучается не вся биография Пушкина, не весь творческий путь поэта и небольшое количество произведений, всё же необходимо знакомство учащихся со временем написания «Узника» (1822 г.), с мировоззрением поэта и позицией автора в этом стихотворении (последнее вызывает некоторую сложность, которая обусловлена возрастом читателей - 12 лет).
Звуковые обучающие видеофильмы по литературе, которые сегодня предлагает нам Интернет, являются оптимальными, выигрышными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике изучения литературы. Обучающий видеоролик «А.С. Пушкин «Узник» (http://www.youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ) полезен и интересен как для учеников, так и для учителя. Учитель может «подслушать» в нем комплексный стихотворения, проследить логику, расстановку акцентов. Но просматривать на уроке весь ролик считаю нецелесообразным в силу того, что цель учителя – поиск путей воспитания грамотных, тонко чувствующих читателей, способных к многостороннему, осознанному самостоятельному восприятию, пониманию и толкованию литературного произведения. По этой причине стоит остановить просмотр через 2 минуты 50 секунд, на словах «Пушкин ощущал себя узником, и это не могло не сказаться в его творчестве», ограничившись прослушиванием мастерского прочтения стихотворения и историческим комментарием.
Не лишним будет рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучаемым произведением, о том, как в Кишиневе Пушкин увидел прикованного цепью орла.
Теперь общение с учащимися будет поддерживаться видеорядом слайдов авторской презентации «А. С. Пушкин. «Узник» (Приложение 2). И не педагог или лектор фильма будут сообщать новый материал, а добывать его предстоит ученикам своими усилиями. Новое знание - при деятельностном подходе.
Детальный текстуальный разбор 1 строфы
Работа с лирикой требует от нас сопереживания, но и логического осмысления. Это сложная задача, решая которую планируется не просто найти художественно-выразительные средства, но и объяснить, зачем они появляются в тексте. Вопросы беседы и задания рассчитаны на интуитивное восприятие образного слова и на вдумчивый, внимательный диалог с текстом, то есть воссоздание целостной картины восприятия поэтического текста.
Работа с названием стихотворения. Слайд 4
-Ваше предположение: о чем стихотворение?
●Чаще всего звучат предположения о том, что стихотворение о заключенном и о том, как это тяжело.
-Запомним сказанное. В конце урока сверим с этим прогнозом сделанные нами выводы.
Чтение стихотворения наизусть (1 – 2 чел.)
К сожалению, не все шестиклассники владеют навыками выразительного чтения, а у некоторых из них в силу психологических особенностей процесса взросления способность передать чувства, расставить логически ударения, выдержать паузы даже ослабевает.
Следующее задание дается с целью выявления «недопонимания» и устранения его.
Задание – расставить в выданных экземплярах текста знаки препинания в первой строфе. Слайд 5
Этот синтаксический эксперимент наглядно продемонстрирует учащимся, как меняется смысл произведения от неверной постановки точки: произойдет путаница в том, один или два героя в стихотворении.
После небольшой паузы, рассчитанной на самостоятельное осмысление и выполнение задания сильными учащимися, в помощь «заплутавшимся» - вопросы-подсказки. Слайд 6
-Где точка?
-О ком идет речь в 1 строфе?
-Кто говорит о себе «Сижу»?
-Кто это «мой грустный товарищ?»
-Сколько персонажей в стихотворении?
Пересказать сюжет.
-Почему сложно это сделать? Слайд 7
●Событийной цепочки нет. Есть раздумья, мечты.
Стихотворение не имеет сюжета, но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.
-От чьего лица идет повествование? Слайд 8
●Это узник.
●Это, возможно, и сам Пушкин.
-Выразитель жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий называется ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ.
Запомнить этот термин!
Немного о теории литературы. Побаиваюсь того, что необходимость овладевать учениками литературоведческими понятиями может «засушить» хрупкий поэтический мир. И поэтому постараемся аккуратнее прикасаться к словесному творению научным инструментарием. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен слагаться в целостную концепцию постепенно, с младшей ступени и во многом зависит от правильности , не назойливости и последовательности включения их в ход анализа.
Логика беседы подводит учеников к тому, чтобы они сумели просто и осмысленно высказать основную особенность лирики как рода литературы – эта передача чувств, переживаний.
С помощью воображения дети должны войти в нарисованную художником слова жизнь, отозваться душой на переживания героев. Недостаток жизненного опыта подростков, недостаточная развитость эмоциональной сферы иногда сталкивает с такими проблемами недопонимания (или упрощенного понимания) ими лирического текста. Поэтому приходится останавливать их внимание на, казалось бы, само собой разумеющихся вещах в композиции стихотворения.
Озаглавить строфы стихотворения Слайд 9
Схематически (словесными и графическими символами) изобразить нахождение места героев в тексте.
Это способ выстраивания связей внутри текстового пространства.
●Они за решеткой. Всё время. Так что узника два. И потом, в свободной стихии, они снова вместе. Но это мечта.
-Настроение этой строфы? Слайд 10
●Грустное.
-Вчитаемся в первую строку. От каких слов исходит грусть? Слайд 11
● Существительными РЕШЕТКА, ТЕМНИЦА.
Учитель по ходу исследовательской работы учащихся выделяет на слайде называемые слова.
-Их семантическая нагрузка? (Смысловое значение?)
● Отсутствие свободы. Лишение возможности
видеть и передвигаться.
Стилистический разбор ключевого слова. Слайд 11
-Почему слову ТЮРЬМА из общеупотребимой лексики Пушкин предпочел слово ТЕМНИЦА? Какой экспрессивный оттенок придает оно тексту?
●Поэтичный. Песенный.
●Придаёт дополнительный смысл – «без света».
-По законам лирического рода каждое последующее слово в синонимической цепочке должно усиливать предыдущие.
Найти слово во второй строке, кторое становится в этом порядке ключевым, еще более эмоциональным: РЕШЁТКА – ТЕМНИЦА - …? Слайд 11
●НЕВОЛЯ. Это уже не только внешняя,
но и внутренняя несвобода.
Подчеркнуть эпитеты первой строфы. Слайд 11
-Какую атмосферу они воссоздают?
● «в темнице сырой». «Грустный товарищ».
«Кровавая пища». «Орел молодой». Они нагнетают негатив, передают состояние угрюмости, безрадостности состояния узников.
-А разве эпитет МОЛОДОЙ имеет негативный окрас? Слайд 11
●В этом контексте его роль – подчеркнуть насилие над природой. Молодости нужен простор.
Подчеркнуть метафору в этой строфе. Дать толкование созданного ею образа.
Слайд 11
● «ВСКОРМЛЕННЫЙ В НЕВОЛЕ». Она придает особо тяжелый «привкус» - никогда не знавший свободы герой.
Противоположное восприятие – оно навеяно дальнейшим повествованием:
● рожденный для воли орел всё же инстинктивно «знает» о свободе…
Считаю, что такие импровизы в работе с текстом, такие ученические толкования-находки, необходимо одобрять, поощрять. Тем более что они и удивляют учителя, и запоминаются.
-Есть ли в этой строфе динамика, движение? Какой частью речи передается движение? Слайд 11, 12
Выделить найденное другим цветом.
● Движение передается глаголами. Здесь это: СИЖУ, КЛЮЕТ.
Динамики нет. И хотя КЛЮЁТ – действие, но обстоятельство ЗА ОКНОМ «замыкает» его.
Обратить внимание на деталь.
- МАХАЯ КРЫЛОМ? Одним крылом. Почему?
● Орлу тесно. Второму крылу негде развернуться.
● На одном крыле не взлетишь.
Подобное толкование, но чуть-чуть дополняющее увиденную зарисовку:
●Возможно, орел ранен или покалечился
в темнице, при попытке дотянуться до пищи
или пробиться сквозь прутья.
Для подростков и такая «вещественная» зарисовка – начало сотворчества с автором.
Радует и такой поворот мысли моих читателей:
● как бы ни было тесно вольной птице, он рвется, машет хотя бы одним крылом.
Составить два кластера (2 ученика у доски. Остальные – на рабочей карточке). Время выполнения – 2-3 минуты: 1.Орел; 2.Пушкинский орел
Этот прием (составление и сопоставление кластеров), актуализирующий чувственный опыт, эмоциональную память ученика, сразу перекрещивающиеся с импульсами, посылаемыми Пушкинским образом.
Комментарий по кластерам, выполненным на доске.
Фронтальная беседа – дополнение или исправление.
Следует обратить внимание на ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы, а что-то от человека. Назвать примеченное.
-Если бы вы были художниками, какие бы цвета для иллюстрации 1 строфы предпочли?
●Темные. Серые. Черные. Красно-кровавое пятно.
Целенаправленный анализ 2-ой строфы.
Энергетика Пушкинских строк.
Осуществление связи между текстом и возникающими образами.
Слайд 13
-Изменилось ли что-то в динамике этой строфы?
Выписать глаголы, дать комментарий.
● КЛЮЁТ, БРОСАЕТ, СМОТРИТ, ЗАДУМАЛ,
ЗОВЁТ, ВЫМОЛВИТЬ ХОЧЕТ. Глаголов, то есть действий, стало значительно больше.
Но это действия не меняют положения узников. Меняется их настроение: усиливается их желание порвать с неволей.
Внимание более подготовленных учащихся можно остановить и на том, как изменяется динамика, нарастает побудительная энергия: от раздраженного состояния, внешне выраженного отказом от пищи – КЛЮЕТ И БРОСАЕТ- к мощному побудительному призыву и « ВЗГЛЯДОМ, И КРИКОМ»: «ДАВАЙ УЛЕТИМ!».
-С последней строки и далее до конца – внутренний монолог. Чей это призыв?
●По контексту – орла.
●Но сказано: «Со мною задумал одно». Так что
Это могут быть и слова узника-человека.
●Здесь два единомышленника.
Мне нравится, если ученики доходят до такого толкования прочитанного, потому что первое слово третьей строфы (а оно по законам лирики – ключевое!) – МЫ.
Анализ 3-ей строфы.
Глубже понять смысл поэтического текста
Начнем анализ этой строфы с внимания к синтаксическим средствам выразительности. Слайд 13,14
-О чем говорит соседство 3-х восклицательных знаков?
●О том, что здесь идет призыв, побуждение к действию пронизывает весь заключительный текст.
Детальнее проследить контрастную смену картин.
-Настроение изменилось от грустно-безнадежного к оптимистичному. Последняя строфа – полная АНТИТЕЗА (противопоставление) первой.
Запомнить термин.
Найти доказательства этому.
●Словесные: НЕВОЛЯ – ВОЛЬНЫЕ
● Темные тона темницы – БЕЛЕЕТ, СИНЕЕТ.
●СИЖУ – ГУЛЯЕМ.
Обратить внимание на повтор: ПОРА, БРАТ, ПОРА! Дать объяснение такому приёму.
●Повтор словно меняет временное пространство: времени неволи приходит конец. Свобода зовет. Пора, пора действовать!
-Повтор слов и словосочетаний называется АНАФОРОЙ.
Запомнить термин.
Найти анафору и объясните её значение в тексте.
●Три последних строки начинаются словом ТУДА. Они опять противопоставляют неволю свободе, выталкивают ОТСЮДА – ТУДА!
●Они не оставляют времени сомнениям, манят
и раскрывают в каждой строке, куда пора лететь.
●Они - подталкивающие слова.
-Попробуйте зрительно представить атмосферу того, где мыслями находятся узники.
●МОРЕ, ВЕТЕР, ГОРЫ. Неограниченное пространство. Много воздуха. Цвета насыщенные, набирающие силу, проясняющиеся,
прорезающиеся «за тучей». Недаром здесь
НЕ БЕЛЫЙ, А БЕЛЕЕТ, НЕ СИНИЙ, А СИНЕЕТ.
-Море, горы, ветер. С чем у вас ассоциируется этот ряд?
●Со свободой!
●Это восхваление свободы.
●Это гордый призыв к свободе.
-Наш лирический герой становится БРАТОМ…
Договорить предложение.
●…вольного орла.
●… и ветра.
-Почему глагол ГУЛЯЕМ стоит в настоящем времени? Кто гуляет? Ведь оба героя – узники?
●Внутренне герои к 3-ей строфе ощущают себя свободными.
Выводы
Слайд 15
-Вспомните начало беседы. Мы думали, что это стихотворение о…
Договорить предложение.
●…несчастных узниках
-А теперь мы заключаем беседу словами о…
Договорить предложение.
●…свободе…
-Сколько раз в стихотворении употреблено слово СВОБОДА?
●Ни разу.
-Но жаждой её, внутренним чувствованием свободы, даже её зрительным миражем дышит каждая строка.
От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств мы подошли к пониманию основной авторской мысли, пафосу стихотворения.
Вопрос самым пытливым.
-Почему в последней строке два раза – многоточие. Многоточие финальное…
Договорить предложение.
●Возможно, от избытка чувств, мечта
рисует еще много прелестей свободного бытия.
●А, может быть, решетка и стены темницы обрывают разыгравшееся воображение…
●Второе многоточие после местоимения Я – знак
осознанного вдруг одиночества.
●Может, дальше умолчание, не названные словами мысли о том, что делать с этим порывом к свободе?
После такого подробного анализа ученики обязательно прочувствуют слияние лирических мотивов – единоборство невольнического и свободолюбивого начал в «Узнике».
Такое сотворчество с поэтом – начало длительного пути к пониманию Пушкина.
-
.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин Анализ стихотворения "Обвал"
Урок литературы по программе Снежневской. Используется технология дифференцированного обучения. Вместе с разработкой урока предлагается аудиозапись чтения стихотворения....
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».
Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.
Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....
"Зимнее утро" А.С.Пушкина Лингвистический анализ 6 класс
Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра...
Анализ лирических стихотворений А. С. Пушкина в шестом классе.
В данной статье рассматриваются проблемы и методы изучения лирическх стихотворений А.С.Пушкина...
Комментарии
Ура! Дождалась очередного
Ура! Дождалась очередного праздника - встречи с вами на уроке.Спасибо большое. Начинаю готовить материалы для своих 9 классов. "Узника" у нас еще никто не отменял. Хотя в новых учебниках убили Лермонтова и Толстого.Загляните на страничку блога об учебнике 3 класса - поймете.
Еще один добровольный "узник" школы, правда, не брат, а сестра.