Методическая разработка урока в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)
Предназначена для учащихся пятых классов общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasyutkino_oero.doc | 53.5 КБ |
test_v_durnom_obshchestve.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Цели урока:
Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к
его личности. Учить аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста.
Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений. Развивать навыки групповой работы. Развивать умение составлять план фрагмента текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Словарная работа: автобиографическая проза, (слова и выражения характерные из текста, характерные для стиля Астафьева)
Ход урока
- Организационный этап.
- Сообщение темы и целей урока.
- Запись темы в тетради. Ребята, сегодня на занятии мы продолжим разговор об интересном писателе В.П. Астафьеве и его рассказе «Васюткино озеро». Как всегда, изучая новый рассказ, мы узнаем много нового. Сегодня мы пополним нашу копилку знаний вот в какой области – мы узнаем, как вести себя в тайге, в лесу, когда ты заблудился.
IV. Изучение нового материала.
Сообщение учащейся.
Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в
Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.
К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба».
Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.
Из родных мест ушёл в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
Слово учителя:
В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к работе над рассказом «Васюткино озеро» и проверке ваших знаний рассказа, кто же из вас самый внимательный читатель?
4.Викторина «Кто самый внимательный читатель?»
-Почему стала плохо ловиться рыба?
-На какой реке происходили события?
-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Что такое затесь?
-Какую птицу первой увидел мальчик?
-Стрелял ли в нее Васютка?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном.
Понравился ли вам рассказ?
Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»
а) Работа по учебнику
Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа. Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро».
б) Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.
-А теперь побеседуем с вами по прочитанному рассказу.
-Кто главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Сколько ему лет?
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
-Почему Васютка не стал спорить?
-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Прочитайте.
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
- С какой птицей встретился?
-Что узнали о повадках этой птицы?
-Какую пользу приносит эта птица?
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-Как обычно проходит охота на глухаря? Прочитайте.
( «Мальчик стоял неподвижно…»)
-Что сделал Васютка дальше?
-О чём говорит поведение мальчика?
-В какой момент Васютка понял, что заблудился?
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
-Страшно ли было Васютке? Почему?
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова?
Объясните их смысл.
- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует?
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев?
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем?
Почему Васютка разговаривал с белкой?
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?»
-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге.
Автор неоднократно описывает тайгу.
Как называется словесное описание природы в художественном произведении?
- Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. «Тайга, тайга без конца и края» - выразительное чтение.
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной?
Почему тайга напоминала Васютке море?
Как автор усиливает мрачность пейзажа?
Какие слова использованы при описании тайги?
Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей?
Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент?
Какую роль играет здесь пейзаж?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание?
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого, что спасён?
Докажите словами из текста.
Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ?
Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?
-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе?
-Подумаем, какую роль играют второстепенные герои в рассказе Астафьева? Что узнали о
родных Васютки?
-Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют
эти воспоминания?
- Перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их
характеры в этих воспоминаниях?
«Эх, Васюха, Васюха..»
«Через два дня...»
-Какими вы представляете характеры этих людей?
V. Словарная работа:
Ребята, обратите внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.
Словарная работа.
Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье
(“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
VI. Итоговая беседа. Обобщение.
1. Почему же так назван рассказ?
Васютка открыл озеро, его не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым,выйти из отчаяния.
В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”.
Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?
2. Где же находится это озеро? Зачитайте.
3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?
Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.
4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Аствфьев до читателя?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.
Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый,
терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый,
рассудительный.
VII. «Корзина идей».
VIII. Домашнее задание. Задания составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты Заблудился?»
Предварительный просмотр:
Вопрос № 1
Определите жанр произведения В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Роман
Повесть
Рассказ
Поэма
Вопрос № 2
Как звали главного героя произведения?
Вася
Витя
Вова
Вопрос № 3
Кем был отец Васи?
Прокурор
Учитель
Судья
Вопрос № 4
Кого увидел Вася в заброшенной часовне?
Никого
Валека
Януша
Вопрос № 5
Как звали сестру Васи?
Ася
Оля
Соня
Вопрос № 6
Название города, в котором происходили события, описанные в рассказе?
Давид-городок
Княжье -вено
Китай-город
Вопрос № 7
Как звали сестру Валека?
Соня
Варя
Маруся
Алеся
Вопрос № 8
Узнайте героя по описанию внешности: «Роста он был невысокого, крупные черты лица были грубо выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминала что-то обезьянье…»
Януш
Судья
Валек
Тыбурций
Вопрос № 9
Почему Валек говорил, что «серый камень высосал жизнь» из Маруси?
Валек имел в виду, что магический талисман мешает жить сестре
Валек решил так подшутить над Васей, напугать его
Валек и Маруся жили в каменном подземелье
Вопрос № 10
Какую игрушку принес Вася Марусе?
Плюшевого медвежонка
Куклу
Обезьянку
Вопрос № 11
Кто помог Васе избежать наказания отца за взятую без разрешения игрушку?
Соня
Валек
Пан Тыбурций
Вопрос № 12
В какую пору года умерла Маруся?
Лето
Весна
Осень
Зима
Вопрос № 13
Куда уехали Пан Тыбурций и Валек после всех событий в городе?
К матери пана Тыбурция
В село
Никто не знал
Вопрос № 14
Где часто бывали Вася с Соней и там читали, делились своими мыслями и планами «крылатой и честной юности»?
В гимназии
В библиотеке
На могиле Марус
Вопрос № 1 Роман Вопрос № 2 Вася Вопрос № 3 Кем был отец Васи? Прокурор Вопрос № 4 Никого Вопрос № 5 Ася Вопрос № 6 Давид-городок Вопрос № 7 Соня Вопрос № 8 Януш Вопрос № 9 Валек имел в виду, что магический талисман мешает жить сестре | Вопрос № 10 Плюшевого медвежонка Вопрос № 11 Соня Вопрос № 12 Лето Вопрос № 13 К матери пана Тыбурция Вопрос № 14 В гимназии
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "Класс насекомые"
Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"
middot; Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...