Жил-был Хармс
план-конспект по литературе
Игровая программа для обучающихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_chas_zhil-byl_harms.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный час
«Жил-был Хармс»
Цели:
- знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса,
- привитие интереса к литературе и чтению,
- развитие творческих способностей второклассников, их речевой изобретательности, артистических способностей.
Оборудование:
- портрет Д. Хармса,
- выставка книг Д. Хармса,
- презентация,
- мультфильмы по произведениям Хармса.
«Жил был Хармс»... Если бы мы начали рассказывать такую сказку, то вышла бы озорная, веселая, хулиганистая история с грустным-прегрустным концом. А чего еще можно было ожидать от человека с такой внешностью – «высокий, сутулый, с лицом ровного серого цвета, с русыми волосами, хвостиками лежащими на воротнике». Внешность грустная, а человек был озорной, и стихи писал не такие, как все. Хармс был неповторим, необычен, не похож ни на кого, ни разговором, ни поведением. Он всю свою жизнь превратил в игру, сделал искусство единственной формой общения с миром. Итак, мы начинаем:
2 слайд. Вступительное слово.
В 2020 году исполняется 115 лет со дня рождения детского поэта Даниила Хармса (1905-1942), (настоящая фамилия – Ювачёв). Стихотворения Хармса не просто необычны, в них всё перевёрнуто с ног на голову, и это очень нравится детям, ведь дети любят игру в чепуху, словесное озорство и потешные нарушения порядка. Озорные, весёлые, игровые стихи Даниила Хармса, такие как «Удивительная кошка», «Кораблик», «Врун», «Бульдог и таксик», «Иван Топорышкин», «Иван Иваныч Самовар», «Плюх и Плих» учат ребёнка воспринимать мир радостно и живо и даже сочинять вместе с автором!
Мальчик рос и воспитывался в интеллигентной и состоятельной семье. Отец поэта, Иван Павлович Ювачёв, был автором научных книг, а мать заведовала приютом. С мальчиком занимались английским и немецким домашние учителя, а когда он подрос - отдали учиться в немецкую школу. Во время учёбы в школе Даниил начал сочинять стихи.
В 1928 году появились первые стихотворения поэта в ленинградском журнале для детей «Ёж». Пригласил поэта в журнал Самуил Маршак. В первом номере издания был напечатан рассказ Хармса «Озорная пробка» и стихотворение «Иван Иваныч Самовар». Тогда и появился его псевдоним - Д. Хармс.
Всего у Хармса издано двадцать детских книжек. Много лет Хармс печатался и в детском журнале «Чиж». К стихам он придумывал рисунки, загадки и ребусы. Выступая перед ребятами, Хармс не только чудесно читал свои детские стихи, но и показывал со сцены фокусы, так что дети визжали от восторга. «Ещё! ещё!! ещё!!!» – требовали они. Хармс носил костюмы как у английского сыщика Шерлока Холмса, брюки - гольф, шапочку с длинным козырьком.
Стихи и рассказы поэта любят и знают уже несколько поколений читателей. Все любители веселых стихов могут найти книги Даниила Хармса у нас в библиотеке. Хармс – придуманная фамилия. Псевдоним. Писатели часто так делают — подписывают свои произведения придуманными фамилиями. У Даниила Ювачева этих псевдонимов было много: Шардам, Дандан, Карл Иванович Шустерлинг, Иван Топорышкин, писатель Колпаков… Но Хармс встречалось чаше других. Так это имя и вошло в литературу. Жаль, что Даниил Ювачёв так и не разъяснил ни читателям, ни своим друзьям, что означает это имя.
Хармс от природы был наделён не только чувством юмора, но и незаурядными актёрскими способностями. Поэтому он очень любил играть. И многие его стихи похожи на игры. Их не читать надо, в них надо играть! К примеру, все мальчишки любят играть машинами, самолетами, танками. А Ещё он любил загадки и вообще всё загадочное. И всю жизнь сам сочинял сказки и загадки.
Интересные факты из жизни Хармса.
3 слайд. Псевдоним «Хармс» он придумал, когда ему было ещё 16-17 лет.
Писатель использовал в своём творчестве более 40 псевдонимов, и большинство из них было созвучно с основным — Чармс, Хаармс, Хормс и так далее.
4 слайд. Хармс считался одним из самых талантливых детских стихотворцев, что неудивительно - дети любят словесные нестыковки, игру в чепуху, смешное нарушение порядка. У него вышло около 20 детских книг.
5 слайд. Хармс очень любил маленьких гладкошёрстных собачек. На свои прогулки он всегда брал их с собой. Маленькая собачка, чаще всего такса, которую он вёл на поводке, подчеркивала его высокий рост. Он давал им необычные имена, и эти клички постоянно менялись. Например, одну собаку звали «Бранденбургский концерт», другую он называл «Чти память дня сражения при Фермопилах» (сокращенно — «Чти»).
6 слайд. Хармс очень любил показывать фокусы. Особенно ему удавались фокусы с шариками для настольного тенниса. Шарики он окрашивал анилином в разные цвета. Жонглировал он ими, как настоящий маг: шарики порхали у него в руках, исчезали в карманах, ботинках, во рту, в ушах, появлялись в самые неожиданные моменты, причем множась на глазах. Часто «выступление» заканчивалось тем, что в руках у Даниила оставался только один шарик, который оказывался... яйцом, сваренным вкрутую. Чтобы доказать, что это не шарик, Хармс чистил яйцо и тут же съедал, посыпав солью, которую доставал из кармана.
7 слайд. Литература вошла в жизнь Хармса очень рано, и он живо ею заинтересовался. Свои первые стихи он начал сочинять ещё во время учёбы в школе.
8 слайд. Хармс не только писал стихи, прозу и пьесы, но и неплохо рисовал, играл на валторне, фисгармонии, выбивал чечётку, придумывал головоломки, показывал фокусы, считался мастером розыгрышей, сочинял философские трактаты.
9 слайд. Даниил Хармс водил знакомство с такими писателями, как С. Я. Маршак и Борис Житков. Они-то и привлекли его к работе над литературой для детей.
10 слайд. В своих рукописях Хармс нередко писал с помощью особого шифра, придуманного им ещё в юности. Однако, он этот был достаточно прост, и после смерти писателя его быстро расшифровали.
11 слайд. Скончался Даниил Хармс во время блокады Ленинграда, став одной из многочисленных жертв этого ужасного времени.
12 слайд. Открытый в 1982 году астероид был назван «Harms» в его честь.
Литературная викторина
13 слайд. Из какого стихотворения отрывок?
Петька прыгнул на скамейку,
Васька прыгнул на скамейку,
Мишка прыгнул на скамейку,
На скамейку у ворот.
- Я приехал! – крикнул Петька.
- Стал на якорь! – крикнул Васька.
- Сел на землю! – крикнул Мишка.
И уселись отдохнуть. (Д.Хармс «Игра»)
14 слайд. Кем представляли себя ребята из стихотворения Д.Хармса «Игра»?
- Самолёт, самокат, автомобиль
- Вертолёт, пароход, автомобиль
- Автомобиль, пароход, самолёт
15 слайд. Кто шёл по дороге, по панели в стихотворении «Игра»?
- Лошадь
- Корова
- Коза
16 слайд. Из какого стихотворения отрывок?
- А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы, -
Не как звери,
Не как рыбы, -
Точно ястребы летать! (Д.Хармс «А вы знаете, что?...»)
17 слайд. Сколько сыновей было в стихотворении Д.Хармса «Вы знаете?»
- Двадцать
- Сорок
- Шестьдесят
- Тридцать
18 слайд. Что будет на небе вместо солнца?
- А вы знаете, что НА?
А вы знает, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет …? (колесо)
19 слайд. Кто стоит под морем-океаном?
- А вы знаете, что ПОД?
- А вы знаете, что МО?
- А вы знаете, что РЕ?
- Что под морем-океаном … (Часовой стоит с ружьём)
20 слайд. Сколько чижей было в стихотворении Д.Хармса и С.Маршака в стихотворении «Весёлые чижи»?
- Двадцать четыре
- Сорок четыре
- Шестьдесят четыре
- Тридцать четыре
21 слайд. Какие необычные предметы увидел автор в стихотворении «Что это было?»?
- Галоши и шляпа
- Крючки и спицы
- Лыжи и коньки
22 слайд. Подставь недостающее слово в стихотворении Д.Хармса и Н.Гернета
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … .
- отломил
- откусил
- прокусил
- отрезал
23 слайд. Подставь недостающее слово в стихотворении Д.Хармса и Н.Гернета
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости … .
- не бегут
- не идут
- не бредут
- не подходят
24 слайд. Подставь недостающее слово в стихотворении Д.Хармса и Н.Гернета
Когда же гости подошли,
То даже крошек … .
- не обнаружили
- не нашли
- не разыскал
25 слайд. Просмотр мультфильмов
- «Плих и плюх»
- «Самовар Иван Иваныч»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у Д.Хармса. Игровой урок
Урок внеклассного чтения, 5 класс...
Презентация, посвященная Д.Хармсу
В презентации можно найти фотографии Д.Хармса, его стихотворения, познакомиться с такими понятиями как "абсурд", "лимерик", познакомиться с творчеством Э.Лира...
Сценарий праздника по творчеству Даниила Хармса
Сценарий устного журнала Литературный мир Даниила Хармса. Был показан к юбилею Хармса в декабре 2010 г. для учеников 2-8-ых классов. Прошёл на ура, вызвав массу положительных эмоций и у зрителей, и у ...
Презентация по чтению и развитию речи на тему «Д. Хармс «Пушкин»» для 6 коррекционного (специального) класса 8 вида
Презентация по чтению и развитию речи на тему «Д. Хармс «Пушкин»» для 6 коррекционного (специального) класса 8 вида. Презентация в доступной форме знакомит обучающихся со страницами биографии из...
Сценарий спектакля "В гостях у Даниила Хармса" (часть 1)
Невероятное литературно-музыкально-танцевально-цирковое представление! Сценарий, который дает возможность не только познакомиться с жизнью и творчеством Даниила Хармса, но и проявить свои танцева...
Сценарий спектакля "В гостях у Даниила Хармса" (часть 2)
Невероятное литературно-музыкально-танцевально-цирковое представление! Сценарий, который дает возможность не только познакомиться с жизнью и творчеством Даниила Хармса, но и проявить свои танцева...