Материалы городской конференции НОУ
материал по литературе (7 класс)
Данный материал полезен как на уроках литературы,так и при подготовке к конференции учащихся (НОУ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы к городской НОУ | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к работе «Литературные места России»
Автор: Булатов Григорий,7 класс, МБОУ СОШ №1
Актуальность данной темы заключается в том, что для каждого русского человека это слово « литературное место» что-то означает. Мы, русские люди, гордимся своей страной, её историей, её культурой. Иногда для нашей страны наступали тяжёлые времена, некоторые покидали и предавали её, но Россия всегда оставалась живой. Она жила своими воспоминаниями, своим величественным прошлым, своими традициями и культурой.
Многие в наше время стремятся попасть в прекрасные уголки мира. Да, в мире много того, что вызывает восхищение… Но как же слепы бывают люди, живущие в России, которые не видят красоты своей Родины. Можно не побывать в Греции, не увидеть знаменитых египетских пирамид, не насладиться чудными видами Италии, но достаточно лишь раз почувствовать всю прелесть русской природы, понять всю глубину её, чтобы навсегда полюбить русские места.
В своей работе я расскажу о тех местах, которые являются частичкой России, которые неразрывно связаны с её прошлым. Они входят не только в сокровищницу России, но и в мировую сокровищницу истории и культуры. Конечно, уже многое сказано о красоте российских городов, памятников, о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей.
Данная работа актуальна тем, что способствует приобщению к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русских писателей и поэтов XIX века, позволяет бережно и с уважением относиться к литературному наследию.
Объектом исследования являются литературные места России, перечисленные в работе.
Предмет исследования: определение и изучение литературных мест России.
Цель исследования: определить и изучить литературные места России.
Задачи исследования:
1.Расширить кругозор учащихся;
2. Определить, какие виды литературных мест есть в России;
3.Вызвать познавательный интерес к изучению истории родного края;
4.Формировать уважительное отношение к истории и культуре своей страны;
5.Проанализировать уровень литературной компетенции учащихся;
6.Создание литературоведческого журнала (в данный момент журнал в работе);
Методы:
1.Фотографирование;
2.Составление маршрута по некоторым литературным местам для их изучения;
3.Наблюдение;
4.Анкетирование;
5.Опрос;
6.Анализ;
7.Обобщение;
Гипотеза: действительно ли нужно посещать литературные места России в качестве расширения литературного кругозора учащихся.
Вывод: цели и задачи, поставленные в ходе выполнения этой работы выполнены. Методы изучены. Выявлена литературная грамотность учащихся.
2
XXIII городская конференция научного общества учащихся
Литературные места России
(Литература)
Исследовательская работа
Автор: Булатов Григорий, 7 класс,
МБОУ СОШ № 1
Руководитель:
Злобина Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
Чебаркуль, 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I.Литературные места России……………………………………………..5
1.1.Царскосельский лицей………………………………………………………..5
1.2.Михайловское…………………………………………………………………5
1.3.Болдино………………………………………………………………………...6
1.4.М. Ю. Лермонтов: Пятигорск………………………………………………...6
1.5.Тарханы………………………………………………………………………..7
1.6.Музей Н. А. Некрасова в Карабихе………………………………………….7
1.7.Музей Ф. И. Тютчева в Овстуге……………………………………………..7
1.8.Переделкино…………………………………………………………………...8
1.9.Усадьба И.С.Тургенева в с.Спасское-Лутовиново………………………….8
1.10.Музей Б.Л. Пастернака в Чистополе……………………………………….9
1.11.Музей Н.С.Лескова в Орле………………………………………………….9
1.12.Музей А.А.Блока в Шахматово……………………………………………..9
1.13.Усадьба А.Н. Некрасова в Карабихе ……………………………………..10
1.14.Музей-усадьба «Красный Рог» А.К. Толстого…………………………...10
1.15.Музей-заповедник С.А.Есенина в Константиново……………………….11
1.16Усадьба Ф.М.Достоевского………………………………………………...11
1.17Дом М.И. Цветаевой в Елабуге…………………………………………….11
Глава II. Анкетирование учащихся……………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список источников и литературы………………………………………………14
3
Введение
Литературные места –объект паломничества многих почитателей известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве.
Данная работа актуальна тем, что способствует приобщению к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русских писателей и поэтов XIX века, позволяет бережно и с уважением относиться к литературному наследию.
Объектом исследования являются литературные места России, перечисленные в работе.
Предмет исследования: определение и изучение литературных мест России
Цель исследования: определить и изучить литературные места России
Задачи исследования:
1.Расширить кругозор учащихся;
2. Определить, какие виды литературных мест есть в России;
3.Вызвать познавательный интерес к изучению истории родного края;
4.Формировать уважительное отношение к истории и культуре своей страны;
5.Проанализировать уровень литературной компетенции учащихся;
6.Создание литературоведческого журнала (в данный момент журнал в работе);
Методы:
1.Фотографирование, составление маршрута по некоторым литературным местам для их изучения ,наблюдение, анкетирование, опрос, анализ,
обобщение.
Гипотеза: действительно ли нужно посещать литературные места России в качестве расширения литературного кругозора учащихся.
4
Глава I.Литературные места России
1.1.Царскосельский лицей
Царское село можно назвать настоящей кузницей талантов XIX века. Именно из-под крыла этого учебного заведения вышли А. С. Пушкин, В.К.Кюхельбекер, И. И. Пущин, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие политики и деятели искусства.
Основанный в 1811 году по приказу Александра I, лицей должен был подготовить элиту будущего российского общества. За шесть лет обучения молодые люди получали прекрасное образование, равное университетскому. Конечно, самым знаменитым учеником, которого знало Царское село, был А. С. Пушкин. Именно здесь он начинает писать стихотворения, еще подражая Жуковскому, Батюшкову и французским романтическим поэтам. И вместе с тем уже здесь открывается своеобразие будущего гения. Период обучения связан с еще одним значимым событием в жизни поэта. Именно в это время печатается его первое небольшое произведение «К другу стихотворцу». Годы учебы выпускники всегда вспоминали с теплотой, искренне переживали за судьбу любимого заведения. В данный момент Царскосельский лицей – действующее заведение, где можно воочию увидеть комнату поэта (он ее называл кельей), а также место учебы и выпускного экзамена, где Пушкин поразил талантом многих преподавателей.
1.2.Михайловское
Хочется рассказать еще о двух местах, ассоциирующихся с гением ,т.е с А.А. Пушкиным. Первое – Михайловское. Это родовое имение матери поэта, воздвигнутое еще его дедом Ганнибалом на Псковской земле. Знатоки творчества Пушкина, да и просто читатели, побывав здесь, отмечают, что картины природы многих произведений как будто списаны умелой рукой художника со здешних мест. Впервые поэт знакомится с размеренной деревенской жизнью сразу после окончания лицея, в 1817 году.
Пушкин сразу очаровывается красотой окружающего мира и размеренностью, царящими здесь. Позже, в 1824 году, его сошлют сюда в ссылку, во время которой из-под пера гения выйдут многие шедевры. «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», почти весь роман в стихах «Евгений Онегин» написаны именно в эти годы. Даже после ненавистной ссылки Пушкин снова и снова возвращается сюда за вдохновением, ведь именно в Михайловском он особо ощущает свой поэтический дар. Последнее посещение усадьбы связано с трагическим событием – похоронами матери, а через несколько месяцев после этого на дуэли погибает и сам поэт.
5
1.3.Болдино
Болдинская осень… Этот период жизни Пушкина ознаменован небывалым творческим подъемом, который он ощутил, пребывая в Болдино – семейном имении. Его вынужденная поездка накануне свадьбы с Натальей Гончаровой затянулась из-за разбушевавшийся в Петербурге эпидемии холеры. Вдохновленный будущей семейной жизнью, поэт находится на высшем пике вдохновения. Здесь он заканчивает «Евгения Онегина», пишет большинство «Маленьких трагедий», «Сказку о попе и работнике его Балде», а также «Повести Белкина».
1.4.М. Ю. Лермонтов: Пятигорск
Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта XIX века – М. Ю. Лермонтова. Прежде всего это кавказский город-курорт Пятигорск. Это место сыграло важнейшую роль в жизни поэта. Первое знакомство с Пятигорском произошло у Лермонтова еще в детстве – именно сюда его привозила бабушка для укрепления здоровья, ведь будущий поэт рос весьма болезненным ребенком. Природа Кавказа очень впечатлила Лермонтова. С детства он был одарен и в области рисования. Из-под его кисти вышло много живописных акварелей, запечатлевших горные пейзажи. По сей день в Пятигорске действуют горячие ванны, где лечился поэт. Его наблюдения за так называемым «водяным обществом» нашли отражение в повести «Княжна Мэри». С Кавказом связана и дальнейшая служба молодого офицера. Здесь же Лермонтов нашел свою смерть. Волей случая трагедия произошла в Пятигорске. Решив окончить службу, он в последний раз отправляется на Кавказ, арендовав вместе с дядей небольшой домик. Здесь они задерживаются для лечения на водах. 27 июля 1841 года происходит смертельная дуэль Лермонтова с давним знакомым Мартыновым. Здесь же, у горы Машук, поэт и был похоронен, но через 8 месяцев его прах перевезли в фамильный склеп – там до сих пор и покоится М. Ю. Лермонтов. Россия потеряла еще одного гениального поэта. Следует сказать, что в Пятигорске свято чтут память о поэте. Место его последнего пребывания, дом, где произошла ссора с Мартыновым, место дуэли и первоначального захоронения Лермонтова – места, которые в обязательном порядке посещают гости города.
6
1.5.Тарханы
Музей-заповедник «Тарханы» - еще одно место, которое неразрывно связано с М. Ю. Лермонтовым. В этой усадьбе прошло его детство. Здесь с документальной точностью воссоздан быт дворянской семьи XIX века. Помимо барского дома, для посетителей открыты Дом ключника и Людская изба. Также посетители могут почтить память поэта в семейном склепе, где он похоронен, и в часовне. Музей-заповедник ведет очень активную культурную жизнь: постоянно устраиваются конкурсы, фестивали, посвященные поэту. Традиционным стал лермонтовский праздник, который проходит здесь в первые выходные июля.
1.6.Музей Н. А. Некрасова в Карабихе
Давно уже музей-усадьба поэта Николая Некрасова. Купил он её в 1861 году, с возрастом всех тянет на Родину. У Некрасова было родовое имение в Грешневе, усадьба потом сгорела. Грешнево было подальше, на другом берегу Волги, возможно, что Некрасов не захотел жить там с отцом, да и Грешнево не соответствовало его новому статусу, Некрасов был в то время богатым человеком. И хотя и писал он, что " бывал в Ницце, но нигде так сладко не дышал, как в Грешневе", но купил другое имение.
1.7.Музей Ф. И. Тютчева в Овстуге
Родовой дом-музей Тютчева принадлежал семье поэта задолго до его рождения: в середине XVIII века дед поэта начал строительство имения на землях, которые получил как приданое после свадьбы. Отец поэта, получив права наследования, начинает расширять дом. Вскоре здесь вырастает шикарная усадьба в духе классицизма с барским домом, украшенным колоннами, с флигелем. Расположенный на берегу реки, он имеет свой островок с беседкой. Место это становится для Тютчева источником не только жизненных сил, но и вдохновения. Поэт, воспевающий природу во всем ее многообразии, срисовывает картины именно с этих мест – настолько запомнились они его душе. К сожалению, усадьбе не уделяли должного внимания, и она пришла в запустение, однако идет постепенная реконструкция. Если изначально экскурсии в эти литературные места России ограничивались лишь сельской школой, то теперь они охватывают гостевой флигель, а также церковь. Также посетители могут увидеть воссозданные мельницу, беседку на острове и шикарные липовые аллеи.
7
1.8.Переделкино
Перечисляя литературные места России, следует упомянуть и те, которые связаны с деятельностью писателей XX века. Это прежде всего Переделкино. Именно это место является сосредоточием дач всей литературной элиты ХХ века. Идея постройки поселка, где будут отдыхать, жить и творить писатели России, принадлежала М. Горькому. Именно он выхлопотал в 1934 году этот участок земли под данные цели. За довольно короткое время были отстроены первые 50 домов. Среди их жильцов были А. Серафимович, Л. Кассиль, Б. Пастернак, И. Ильф, И. Бабель. Строят дачи и многие послевоенные писатели: В. Катаев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина. Здесь же для местной ребятни пишет свои прекрасные сказки К. Чуковский. На территории поселка функционирует Дом творчества писателей, из действующих музеев можно отметить дома Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко. Многие писатели и поэты нашли здесь свое последнее
пристанище.
1.9.Усадьба И.С.Тургенева в с. Спасское-Лутовиново
У тургеневской усадьбы непростая судьба — после смерти писателя
большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым — они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить ее дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Новая советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году. Именно здесь Иван Тургенев написал своих «Отцов и детей», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудина», «Постоялый двор» и еще несколько произведений. К писателю в имение наведывались известные современники — Фет, Некрасов, Аксаков и другие.
8
1.10.Музей Б.Л. Пастернака в Чистополе
Чистополь — небольшой город в Татарстане, в 130 километрах от Казани. Во время Великой Отечественной войны он стал прибежищем для Союза советских писателей — в эвакуации здесь жили многие известные литературные деятели. В их числе Ахматова, Асеев, Цветаева и Пастернак. У последнего здесь есть свой мемориальный музей — небольшой особнячок конца XIX века, где Пастернак жил и работал во время войны. На втором этаже дома находится экспозиция «Чистопольские страницы». Она рассказывает о чистопольском периоде Пастернака и его взаимоотношениях с эвакуированными коллегами. В музее представлены также предметы быта писателя, включая его рабочий стол. Интерьер сохранен настолько хорошо, что кажется, будто вот-вот в комнату зайдет сам знаменитый хозяин.
1.11.Музей Н.С.Лескова в г.Орле
Для русской литературы Орел и его окрестности имеют особое значение — здесь жили и работали многие известные писатели и поэты. Но Николай Лесков — это, пожалуй, главный литературный символ города. В Орле у писателя есть свой собственный музей — живописная деревянная усадьба на улице Октябрьской, во времена Лескова именовавшейся Верхней Дворянской. Надо сказать, что сам Лесков в этом доме никогда не жил, — особняк был построен лишь в 1874 году, когда писатель уже был в зрелом возрасте и проживал в Петербурге. Однако дом был выстроен именно на том месте, где ранее находилось родовое имение семьи Лесковых. Выяснил историческое расположение сын Лескова Андрей Николаевич.
1.12.Музей А.А.Блока в Шахматово
Официальное название этого места очень длинное — Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Расположена усадьба в Солнечногорском районе Московской области. Блок проводил здесь каждое свое лето, и можно смело сказать, что именно Шахматово стало духовной родиной поэта. Тут он написал не менее 300 произведений. Упоминание окрестностей усадьбы можно встретить в блоковских «На железной дороге» и «Все это было, было, было». Ну и, конечно, с Шахматово связаны дела сердечные Блока — здесь он встретил свою Любовь с большой буквы — дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну Менделееву. Неудивительно, что впоследствии поэт назовет Шахматово «родными местами», в которых он «провел лучшие времена жизни».
9
1.13.Усадьба А.Н. Некрасова в Карабихе
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрел усадьбу для летнего отдыха в деревне Карабихе — большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в сороковые была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов — первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.
1.14.Музей-усадьба «Красный Рог» А.К. Толстого
Род Толстых, как известно, был богат на литературные дарования. Один из отпрысков — Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт и драматург — знаком нам по роману «Упырь», «Князь Серебряный», трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», а также по лирической поэзии вроде стихотворений «Средь шумного бала случайно».
С 1861 года Алексей Толстой переехал на постоянное проживание в свое родовое имение в Красном Роге — небольшой уютный «охотничий замок».
Здесь он прожил до самой своей смерти и был похоронен в усыпальнице часовни XVIII века по соседству. К сожалению, дом во время войны сгорел, и его пришлось воссоздавать заново.
1.15.Музей-заповедник С.А.Есенина в Константиново
На высоком берегу Оки в 43 километрах от Рязани расположено село Константиново. Здесь родился поэт Есенин, и здесь же сегодня находится его музей. Это целый комплекс строений, но его сердце — небольшая, самая обычная бревенчатая русская изба, родительский дом, куда в 20-е годы поэт приезжал на отдых. Вот стоит печь-голландка, возле которой в холодное время года спал Есенин, а вот ведерный самовар, который использовался для
семейных чаепитий, — интерьер дома очень живой, максимально достоверно передающий семейную атмосферу Есениных. За домом стоит амбар, построенный еще в 1913 году. На лето Есенин устраивал здесь себе спальню.
10
1.16.Усадьба Ф.М.Достоевского
Даровое — это усадьба в Московской области (ранее Тульской губернии), где провел детство Федор Достоевский. Имение купил отец писателя, оно состояло из 260 десятин земли. Позже им было выкуплено еще и соседнее село Черемошня — вместо с Даровым они и превратились в родовое поместье Достоевских. По соседству с усадьбой рос очень живописный березовый лес, который настолько полюбился юному Достоевскому, что был прозван его родными Фединой рощей. Сегодня на этом месте вместо берез растут осины, но говорят, что руководство музея хочет восстановить рощу. Для Достоевского Даровое и Черемошня оказались местом трагическим — здесь при загадочных обстоятельствах умер отец писателя, причем поговаривали, что он был убит крестьянами. Этот печальный факт писатель впоследствии отразит в своих «Братьях Карамазовых».
1.17.Дом М.И. Цветаевой в Елабуге
Елабуга — небольшой, очень уютный и аккуратный городок в Татарстане. Одна из его главных достопримечательностей — дом Марины Цветаевой, куда ее поселили в 1941 году и где она провела последние годы своей жизни. Музейную экспозицию здесь открыли сравнительно недавно — в 2005 году. В доме воспроизведена атмосфера тех лет и представлены личные вещи Цветаевой. Самый ценный экспонат — сафьяновая записная книжка, которую вынули из кармана Цветаевой уже после ее смерти. Есть также прядь волос поэта и пудреница ее дочери.
11
Глава II. Анкетирование учащихся
Для проверки литературоведческой компетенции учащихся, я провел опрос в 5 и 7 классах нашей школы. Данный вид опроса заключался в том, чтобы ребята назвали по картинкам литературные достопримечательности: (кто изображен на памятнике, чья усадьба, т.е. какому писателю она принадлежит-всего 2 вопроса. Ребятам были показаны 3 картинки с изображением памятника и 3 картинки с усадьбой писателя).
В результате проведенного опроса выяснилось, что все правильно не ответил никто. Ребята 5-х классов назвали, кому принадлежит та или иная усадьба, путаясь в ответе, путали также то, кому принадлежит памятник.
Ребята 7-х классов ошибочно утверждали, кому принадлежит усадьба и назвали (лишь немногие ) того писателя или поэта, кому принадлежит памятник. Часть опрошенных узнавала изображенное на фотографиях, вспоминала, но не могла вспомнить.
Результаты полученной анкеты распределились следующим образом: учащиеся 5-х классов справились лучше с заданием (кому принадлежит усадьба?).
Учащиеся 7-х классов лучше справились с заданием (кому принадлежит памятник?)
Из этого следует, что тема моего учебного исследования весьма актуальна. Ребята мало читают и им нужно расширять свой познавательный и литературоведческий кругозор.
1картинка-А.С.Пушкин
2картинка-М.Ю.Лермонтов
3картинка-Ф.И.Тютчев
(Усадьба И.С. Тургенева, Царскосельский лицей,Тарханы)
12
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Изучены родные места поэтов и писателей. Методы, которые были полезны в ходе данной работы, помогли более точно представить данную тему. С помощью анкетирования у учащихся 5-х,7-х классов выявлен уровень недостаточных литературных знаний.
Проведенные исследования позволяют сказать, что ребятам нужно больше бывать в известных литературных местах и читать необходимую литературу. У большой страны должно быть великое литературное наследие. В своей работе я представил небольшое повествование далеко не о всех, но о самых интересных, на мой взгляд, литературных местах России.
Каждое литературное место овеяно образом того писателя, который там жил и творил. Приезжают сюда не только, чтобы яснее, внятнее прочувствовать жизнь и творчество писателя, но также и для того, чтобы научиться здесь любви к России, к Родине.
В наш век стремительного технического прогресса мы всё реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, о культурном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своей страны, гордится выдающимися людьми и местами, связанными с их деятельностью, станет настоящим патриотом.
Конечно, мы заочно посетили эти места. Но я думаю, что совсем неважно то, как много литературных мест мы посетим в своей жизни, важно то, что мы вынесем из своих путешествий.
Таким образом, подтвердилась гипотеза моего исследования: действительно ли нужно посещать литературные места России в качестве расширения литературного кругозора учащихся.
13
Список источников и литературы
1. Боград Г.Л. Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского / Г.Л. Боград, Б.Н. Рыбалко, Е.М. Тустановская. - Л.: Лениздат, 1981. - 104 с.: ил.
2.В краю моем родимом: Некрасовские места России: фотоальбом / сост. Н.К. Некрасова. - М.: Советская Россия, 1984. – 194 с.: ил.
3. Грызлова И. Литературный музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне: очеркпутеводитель / И. Грызлова, В. Лебедева. - Тула: Приокское книжное издательство, 1974. – 216 с.
4. Чечнева А.В. М.Е. Салтыков-Щедрин в Рязани. По местам жизни, деятельности и творчества: книга-путеводитель в трёх частях / А.В. Чечнева. – Рязань: Поверенный, 2008. – 369 с.
5.В Россию, в Константиново, к Есенину: фотоальбом. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Пресса, 2009. – 264 с.
Методические сайты:
6.http://infiniti.style.rbc.ru/M7LKXrqxdzLdX
7.https://knigi.mirtesen.ru/blog/43580609797/Samyie-literaturnyie-mesta-Rossii
8. https://localway.ru/ufa/guide/509
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приветствие делегатов городской конференции
Приветствие делегатов городской конференции...
выступление на городской конференции
Педогогический совет...
Выступление на городской конференции 19 июня 2013 года
Представлена презентация моего опыта работы по применению игровых технологий в обучении ...
Отчет о школьной городской конференции "Будущее-это мы"
Впервые на базе нашего лицея прошла городская конференция школьных проектов. В ней приняли участие 6 школ города и 31 ученик....
Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".
Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...
Публикация опыта работы.Материалы городской межрегиональной научно-практической конференции ГБОУ высшего профессионального образования города Москвы МГПУ ИСО и КР (14-16 апреля 2014 г.)
статья "Направления логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"(стр.84-88)...
Материалы к городской конференции НОУ учащихся 2021
Выполнила:ученица 5"В" класса МБОУ" СОШ 1 "Попова Диана,руководитель:учитель русского языка и литературы Злобина Е.В.Тема работы:"Ошибки в рекламе"...