А.П.Чехов «Тоска». Отсутствие милосердия и гуманности в мире
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Технологическая карта урока в рамках подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матрица технологической карты урока

Предмет:

Литература

Класс:

9

Тип урока:

Интегрированный урок (русский язык, литература, музыка)

Форма урока:

Урок-исследование

Технологии:

Технология критического мышления и интегрированного обучения, здоровьесберегающая технология

УМК:

УМК В.Я.Коровиной «Литература»

Тема

А.П.Чехов «Тоска». Отсутствие милосердия и гуманности в мире

Цели:


Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста,  изобразительного искусства и соотносить выявленные проблемы  с изученными морально-нравственными понятиями

 - содержательная (образовательная):

Расширить перечень литературных аргументов для написания сочинения-рассуждения, познакомившись с рассказом А.П.Чехова «Тоска»

 - деятельностная:

Повторив понятия «гуманность», «человечность», научиться соотносить их с конкретным героем литературного произведения, формулировать собственное суждение в соответствии с авторским замыслом и основной мыслью рассказа

Задачи:

формировать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное; научиться связывать содержание произведения с моральными и нравственными понятиями, использовать рассказ в качестве аргумента при написании сочинения-рассуждения на определенную тему

Основные понятия:

Рассказ, словарик нравственных понятий, тональность рассказа, особенности композиции, характеристика героев, авторская позиция, финал рассказа

Межпредметные связи

Русский язык, музыка, живопись

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Толковый словарь С.И.Ожеговата, учебник «Литература» В.Я.Коровиной, сборник рассказов А.П.Чехова.

аудиозаписи рассказов А.П.Чехова, Дж.Пуччини. Тоска.Ария Каварадосси (исп. Ванесса Мэй), портреты А.П.Чехова.

Формы контроля:

Фронтальный опрос, оценка групповой работы, письменная работа в тетради, синквейн

Организация образовательного пространства урока

I. Организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Создает доброжелательную атмосферу.
Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой на урок.

Проявляют готовность к восприятию учебного материала. Характеризуют тональность прослушанного аудиофайла- «печаль, светлая грусть, одиночество»

Работают со словарем:

«Тоска – душевная тревога, скука, уныние (Толковый словарь С.И.Ожегова)

ТОСКА (теснить?) - стеснение духа, томление души, мучительная грусть;

душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. В. И. Даль («Толковый словарь живого великого языка»)

- мы с вами уже знакомились с творчеством А.П. Чехова. Сейчас прослушайте аудиозаписи и назовите произведения А.П.Чехова: «Налим», «Тостый и тонкий», «Пересолил» - это все юмористические рассказы

-послушайте музыку. Какие чувства вызвал у вас отрывок? аудиофайл с записью «Пуччини «Тоска».

- какое определение дают слову «тоска» словари -

 - обратите внимание на доску, запишите в тетрадь название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся

А.П.Чехов «Тоска»

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Организует диалог, акцентирует внимание в ходе обсуждения на ключевых словах: бессмертие – важность, значимость проблемы - человеколюбие, неравнодушие писателя.

- отвечает на провокацию

- вспоминает все, что знает по данной теме

-формулирует первые гипотезы

- определяется в своих мотивах и целях: познакомиться с содержанием рассказа, понять причины «тоски», понять связь эпиграфа урока с авторским замыслом

1.Соотнесите название рассказа с эпиграфом урока. Ал. П. Чехов писал брату: " в этом месте твоего рассказа ты — бессмертен".

В качестве подсказки можно использовать слова

 А.И.Куприна о писателе: «Он волновался, мучился и болел всем, чем болели лучшие русские люди».

2. Сформулируйте, в чем цель нашего сегодняшнего урока?

Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию. Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта.

III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов)

Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Предлагает учащимся факты из биографии писателя: забота о близких, гостеприимство и щедрость к чужим и малознакомым людям, поездка на Сахалин – о каких качествах автора можем говорить?

Работа со словарем нравственных понятий, подбор синонимов: гуманность, человечность, человеколюбие, сострадание

1.Запись в тетрадь необходимых понятий.

2.Подбор примеров из других изученных произведений (А.И. Куприн «Чудесный доктор», А.П.Платонов «Юшка»)

Устанавливают причинно-следственные связи;

строят логическую цепь рассуждений; приводят аргументы;

выдвигают гипотезы и их обосновывают

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

- организует прочтение фрагментов текста

- разделяет класс на группы, поясняет задание, определяет время выполнения

- чтение вслух с остановками (пояснениями)

- выполнение групповых заданий,

- взаимооценивание по алгоритму

- чтение вслух, по ходу прочтения -  обсуждение. 

Чтение 1-го отрывка учителем.

-С чего начинается рассказ? (с пейзажа).

-Какой пейзаж предстает перед нами?
-Какую роль играет пейзаж?
-Пейзаж готовит читателя к встрече с главными героями-Ионом и его лошаденкой. Показывает полное отчуждение мира.

-С кем мы знакомимся в этой части рассказа?

-Почему рассказ назван «Тоска»? (непонятно, может быть, что-то случилось, и пейзаж соотвествующий)

-Посмотрите, какой знак стоит в конце части (многоточие).

-О чем говорит многоточие? (думает лошадь, думает извозчик, и думы эти бесконечны)

-Почему Иона находится в таком состоянии? Как вы думаете?

Прослушивание 2-го отрывка в аудиозаписи

-Сбылись ваши предсказания?

-Что происходит с героем во 2-й части? (Иона подвозит военного, который в ответ на его слова хоть и спрашивает: «Отчего же он умер?», но ответа уже не слушает).

-Сумел ли рассказать Иона о своем горе? Почему?

-Обратили ли вы внимание на то, что и после второй части рассказа стоит многоточие. Почему? (горе Ионы такое огромное, что не дает ему покоя)

-Так почему же рассказ называется «Тоска»? (герой остался один, он тоскует).

Чтение 3-го отрывка учеником

-Кому пытался рассказать о своем горе Иона? (троим молодым людям)

-Удалось ему это сделать? Как вы думаете, почему? (молодой ответил: «Все помрем», равнодушие)

-Что начинает «отлегать от груди» Ионы? (одиночество). Почему?

-Появляется ли в этой части слово «тоска»? (да, тоска громадная, не знающая границ…)

-Найдите в тексте эти слова и прочитайте.

-Какое еще чувство охватывает Иону? (одиночество)

Прослушивание 4-го отрывка в аудиозаписи

Чтение отрывка учащимся

-Сбылись ваши предсказания?

-Что происходит с героем? (Его опять не выслушали ни дворник, ни молодой извозчик)

-Иона отдается тоске, и на овес-то не выездил, оттого-то вот и тоска. Меньше странички осталось до конца рассказа. Неужели так никто и не выслушает Иону?

-Найдите в тексте слова, которые описывают состояние Ионы. (изгибается и отдается тоске, обращаться к людям считает бесполезным)

-Что же дальше? Кому же поведает Иона о своем горе?

Чтение 5-го отрывка учителем

-О чем мы узнаем из этого отрывка?

1 группа – составьте характеристику главного героя.

2 группа – выпишите из рассказа реплики окружающих на попытки Ионы высказаться, сделайте вывод об отношении к главному герою,

3 группа – выпишите из пояснительной статьи учебника, в чем смысл названия рассказа и вывод.

Оцените работу другой группы по критериям – точность выполнения задания, качество выступления, участие всех членов группы, соответствие временным рамкам.

Анализируют текст, планируют алгоритм ответа, выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта.

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Смысловое чтение.

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку,

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов).

Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

После выступления каждой группы подводит итог, выписывая на доску ключевые слова:

1. Одинокий, нелепый, задумчивый

2. Закричали, поторапливал, сделал вид, прогнал…

3. Проблемы: одиночества, боли и тоски, человеческого равнодушия, маленького человека.

В ходе побуждающего диалога помогает ученикам записать в тетради общий вывод  Предлагает воспроизвести схему композиции сочинения – рассуждения 9.3

Высказывают свои предположения о проблемах произведения.

Записывают общий вывод.

 Воспроизводят схему в тетради, поясняют особенности каждого абзаца – обязательны переходя между микротемами, обязательны микровыводы после каждого аргумента, вывод должен соотноситься с тезисом

1.Отразите в тетради основную мысль рассказа: «Чехов считает преступным принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю»

2.ТЕЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОЯСНЕНИЕ) – 1 АРГУМЕНТ (ПО ТЕКСТУ ЗАДАНИЯ) – 2 АРГУМЕНТ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ…) - ВЫВОД

Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней.

Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Организует рефлексию содержания учебного материала.

Напоминает структуру синквейна, предлагает написать по ключевому слову

«рассказ»

Ученики анализируют свою работу на уроке, пишут синквейн по образцу

Написание синквейна

Образец: Рассказ

Понятный, короткий

Волнует, огорчает, тревожит

Раскрывает смысл своего названия в финале

Урок доброты

Личностные: формирование доброжелательного отношения к человеку, умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; воспитание ответственного отношения к своим поступкам.

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

VII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Организует рефлексию эмоционального состояния

Характеризуют свое состояние и работу класса, опираясь на ключевые слова:

Я почувствовал, я узнал, я думаю, сегодня все, этот урок….

Отвечают по желанию, выбрав  словосочетание из копилки эмоций

Оценивают степень достижения цели.

Критически осмысливают свое поведение во время работы

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Дает пояснения к выполнению каждого задания, фиксирует способ и время выполнения

Выбирают один из видов домашнего задания для выполнения.

  1. Посмотрите отрывок из фильма «Один» 2006 г. Автор сценария и режиссер-постановщик Александр Реуцкий

Приз на международном кинофестивале "Фестиваль Фестивалей" – напишите сочинение- рассуждение, использовав фильм в качестве аргумента

  1. Напишите развернутый ответ на вопрос «Как соотноситься смысл эпиграфа рассказа с авторским замыслом»?

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль…

3. А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

-согласны ли вы с автором?
Напишите небольшое эссе.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).

На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"Программа В.Я.КоровинойТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмо...

А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1.     Продолжить знакомство учащихся с творчеством  А.П.Чехова.2.     Продолжить формировать  умение анализировать художественный текст. Развивать тв...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)

Автор  : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа «Тоска»....