А.П.Чехов «Тоска». Отсутствие милосердия и гуманности в мире
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта урока в рамках подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Матрица технологической карты урока
Предмет: | Литература |
Класс: | 9 |
Тип урока: | Интегрированный урок (русский язык, литература, музыка) |
Форма урока: | Урок-исследование |
Технологии: | Технология критического мышления и интегрированного обучения, здоровьесберегающая технология |
УМК: | УМК В.Я.Коровиной «Литература» |
Тема | А.П.Чехов «Тоска». Отсутствие милосердия и гуманности в мире |
Цели: |
|
- содержательная (образовательная): | Расширить перечень литературных аргументов для написания сочинения-рассуждения, познакомившись с рассказом А.П.Чехова «Тоска» |
- деятельностная: | Повторив понятия «гуманность», «человечность», научиться соотносить их с конкретным героем литературного произведения, формулировать собственное суждение в соответствии с авторским замыслом и основной мыслью рассказа |
Задачи: | формировать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное; научиться связывать содержание произведения с моральными и нравственными понятиями, использовать рассказ в качестве аргумента при написании сочинения-рассуждения на определенную тему |
Основные понятия: | Рассказ, словарик нравственных понятий, тональность рассказа, особенности композиции, характеристика героев, авторская позиция, финал рассказа |
Межпредметные связи | Русский язык, музыка, живопись |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Толковый словарь С.И.Ожеговата, учебник «Литература» В.Я.Коровиной, сборник рассказов А.П.Чехова. аудиозаписи рассказов А.П.Чехова, Дж.Пуччини. Тоска.Ария Каварадосси (исп. Ванесса Мэй), портреты А.П.Чехова. |
Формы контроля: | Фронтальный опрос, оценка групповой работы, письменная работа в тетради, синквейн |
Организация образовательного пространства урока | ||||
I. Организационный (мотивационный). Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Создает доброжелательную атмосферу. | Проявляют готовность к восприятию учебного материала. Характеризуют тональность прослушанного аудиофайла- «печаль, светлая грусть, одиночество» Работают со словарем: «Тоска – душевная тревога, скука, уныние (Толковый словарь С.И.Ожегова) ТОСКА (теснить?) - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. В. И. Даль («Толковый словарь живого великого языка») | - мы с вами уже знакомились с творчеством А.П. Чехова. Сейчас прослушайте аудиозаписи и назовите произведения А.П.Чехова: «Налим», «Тостый и тонкий», «Пересолил» - это все юмористические рассказы -послушайте музыку. Какие чувства вызвал у вас отрывок? аудиофайл с записью «Пуччини «Тоска». - какое определение дают слову «тоска» словари - - обратите внимание на доску, запишите в тетрадь название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся А.П.Чехов «Тоска» | ||
II. Целеполагание Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Организует диалог, акцентирует внимание в ходе обсуждения на ключевых словах: бессмертие – важность, значимость проблемы - человеколюбие, неравнодушие писателя. | - отвечает на провокацию - вспоминает все, что знает по данной теме -формулирует первые гипотезы - определяется в своих мотивах и целях: познакомиться с содержанием рассказа, понять причины «тоски», понять связь эпиграфа урока с авторским замыслом | 1.Соотнесите название рассказа с эпиграфом урока. Ал. П. Чехов писал брату: " в этом месте твоего рассказа ты — бессмертен". В качестве подсказки можно использовать слова А.И.Куприна о писателе: «Он волновался, мучился и болел всем, чем болели лучшие русские люди». 2. Сформулируйте, в чем цель нашего сегодняшнего урока? | Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию. Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта. | |
III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов) Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Предлагает учащимся факты из биографии писателя: забота о близких, гостеприимство и щедрость к чужим и малознакомым людям, поездка на Сахалин – о каких качествах автора можем говорить? | Работа со словарем нравственных понятий, подбор синонимов: гуманность, человечность, человеколюбие, сострадание | 1.Запись в тетрадь необходимых понятий. 2.Подбор примеров из других изученных произведений (А.И. Куприн «Чудесный доктор», А.П.Платонов «Юшка») | Устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; приводят аргументы; выдвигают гипотезы и их обосновывают | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
- организует прочтение фрагментов текста - разделяет класс на группы, поясняет задание, определяет время выполнения | - чтение вслух с остановками (пояснениями) - выполнение групповых заданий, - взаимооценивание по алгоритму | - чтение вслух, по ходу прочтения - обсуждение. Чтение 1-го отрывка учителем. -С чего начинается рассказ? (с пейзажа). -Какой пейзаж предстает перед нами? -С кем мы знакомимся в этой части рассказа? -Почему рассказ назван «Тоска»? (непонятно, может быть, что-то случилось, и пейзаж соотвествующий) -Посмотрите, какой знак стоит в конце части (многоточие). -О чем говорит многоточие? (думает лошадь, думает извозчик, и думы эти бесконечны) -Почему Иона находится в таком состоянии? Как вы думаете? Прослушивание 2-го отрывка в аудиозаписи -Сбылись ваши предсказания? -Что происходит с героем во 2-й части? (Иона подвозит военного, который в ответ на его слова хоть и спрашивает: «Отчего же он умер?», но ответа уже не слушает). -Сумел ли рассказать Иона о своем горе? Почему? -Обратили ли вы внимание на то, что и после второй части рассказа стоит многоточие. Почему? (горе Ионы такое огромное, что не дает ему покоя) -Так почему же рассказ называется «Тоска»? (герой остался один, он тоскует). Чтение 3-го отрывка учеником -Кому пытался рассказать о своем горе Иона? (троим молодым людям) -Удалось ему это сделать? Как вы думаете, почему? (молодой ответил: «Все помрем», равнодушие) -Что начинает «отлегать от груди» Ионы? (одиночество). Почему? -Появляется ли в этой части слово «тоска»? (да, тоска громадная, не знающая границ…) -Найдите в тексте эти слова и прочитайте. -Какое еще чувство охватывает Иону? (одиночество) Прослушивание 4-го отрывка в аудиозаписи Чтение отрывка учащимся -Сбылись ваши предсказания? -Что происходит с героем? (Его опять не выслушали ни дворник, ни молодой извозчик) -Иона отдается тоске, и на овес-то не выездил, оттого-то вот и тоска. Меньше странички осталось до конца рассказа. Неужели так никто и не выслушает Иону? -Найдите в тексте слова, которые описывают состояние Ионы. (изгибается и отдается тоске, обращаться к людям считает бесполезным) -Что же дальше? Кому же поведает Иона о своем горе? Чтение 5-го отрывка учителем -О чем мы узнаем из этого отрывка? 1 группа – составьте характеристику главного героя. 2 группа – выпишите из рассказа реплики окружающих на попытки Ионы высказаться, сделайте вывод об отношении к главному герою, 3 группа – выпишите из пояснительной статьи учебника, в чем смысл названия рассказа и вывод. Оцените работу другой группы по критериям – точность выполнения задания, качество выступления, участие всех членов группы, соответствие временным рамкам. | Анализируют текст, планируют алгоритм ответа, выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Смысловое чтение. | воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; |
V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов). Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
После выступления каждой группы подводит итог, выписывая на доску ключевые слова: 1. Одинокий, нелепый, задумчивый 2. Закричали, поторапливал, сделал вид, прогнал… 3. Проблемы: одиночества, боли и тоски, человеческого равнодушия, маленького человека. В ходе побуждающего диалога помогает ученикам записать в тетради общий вывод Предлагает воспроизвести схему композиции сочинения – рассуждения 9.3 | Высказывают свои предположения о проблемах произведения. Записывают общий вывод. Воспроизводят схему в тетради, поясняют особенности каждого абзаца – обязательны переходя между микротемами, обязательны микровыводы после каждого аргумента, вывод должен соотноситься с тезисом | 1.Отразите в тетради основную мысль рассказа: «Чехов считает преступным принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире. Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю» 2.ТЕЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОЯСНЕНИЕ) – 1 АРГУМЕНТ (ПО ТЕКСТУ ЗАДАНИЯ) – 2 АРГУМЕНТ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ…) - ВЫВОД | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. |
VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Организует рефлексию содержания учебного материала. Напоминает структуру синквейна, предлагает написать по ключевому слову «рассказ» | Ученики анализируют свою работу на уроке, пишут синквейн по образцу | Написание синквейна Образец: Рассказ Понятный, короткий Волнует, огорчает, тревожит Раскрывает смысл своего названия в финале Урок доброты | Личностные: формирование доброжелательного отношения к человеку, умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; воспитание ответственного отношения к своим поступкам. | подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом |
VII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Организует рефлексию эмоционального состояния | Характеризуют свое состояние и работу класса, опираясь на ключевые слова: Я почувствовал, я узнал, я думаю, сегодня все, этот урок…. | Отвечают по желанию, выбрав словосочетание из копилки эмоций | Оценивают степень достижения цели. Критически осмысливают свое поведение во время работы | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания. Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает пояснения к выполнению каждого задания, фиксирует способ и время выполнения | Выбирают один из видов домашнего задания для выполнения. |
Приз на международном кинофестивале "Фестиваль Фестивалей" – напишите сочинение- рассуждение, использовав фильм в качестве аргумента
Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль… 3. А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». -согласны ли вы с автором? | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...
А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).
На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"Программа В.Я.КоровинойТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмо...
А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать тв...
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)...
Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)
Автор : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...
Урок литературы в 9 классе.А.П.Чехов "Тоска".Особенности рассказа.
Раскрывает смысл чеховского рассказа....