Памятка для обучающихся по литературе "Стихотворные размеры"
методическая разработка по литературе

Дуброва Оксана Ивановна

Данную памятку можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах при анализе стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_stihotvornye_razmery.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Дубровой О.И.,

учителя русского языка и литературы.

Учимся определять стихотворные размеры

(Памятка для обучающихся)

Прежде чем определять размер, которым написано стихотворение, надо узнать, что такое стопа.

Стопа - это способ организации стихотворения, при котором чередуются ударные и безударные слоги в определенном порядке. Они могут быть двусложными и трехсложными, то есть, одна стопа может содержать два слога, один из которых ударный или же три слога, один из которых также ударный. Определить количество стоп и сколько в них слогов, можно на слух.

Виды стихотворных размеров

Существует пять современных стихотворных размеров.

Название

Краткая характеристика

Графическое обозначение

Пример

Двусложные размеры

Ямб

 Первый слог безударный, а второй ударный. В стихотворении в целом ударение падает на второй, четвертый, шестой и т. д. слоги. Наиболее распространенным является четырехстопный ямб.

Обозначение:

(- безударный слог, / ударный слог)

- /

Мой дя/дя са/мых чест/ных пра/вил,
Когда/ не в шут/ку за/немог,
Он у/важать/ себя/ заста/вил
И луч/ше вы/думать/ не мог.

Хорей

 Первый слог ударный, второй безударный. В стихотворении  ударение приходится на первый, третий, пятый и т.д. слоги.

/ -

Буря/ мглою/ небо/ кроет,
Вихри/ снежные/ крутя;
То, как/ зверь, о/на за/воет,
То запла/чет, как/ дитя,

Трехсложные размеры

Анапест

Первые два слога безударные, а третий ударный. В целом, в стихе ударение падает на третий, шестой, девятый и т.д. слоги.

- - /

Я лома́|ю слои́с|тые ска́лы
В час отли́|ва на и́|листом дне́…

Амфибрахий

Ударный слог  находится между двумя безударными.

- / -

Однажды/ в студену/ю зимнюю/ю пору

Я из ле/су вышел/ был сильный/ мороз

Дактиль

Ударение стоит на первом слоге, а два следующих безударны.

/ - -

Звёзды зак|ры́ли рес|ни́цы,
Но́чь завер|ну́лась в ту|ма́н;
Тя́нутся |грёз вере|ни́цы,
В се́рдце лю|бо́вь и об|ма́н.

(В. Брюсов)

Алгоритм определения размера стихотворения

  • Приготовь бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставь ударение. Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
  • Определи, на какой слог постоянно падает ударение,  расставь ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы.
  • Определи стихотворный размер, исходя из количества ударных и безударных слогов в стопе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Памятки для обучающихся

Систематическое использование данных памяток позволит обучающимся лучше и быстрее подготовиться к уроку, качественнее усвоить изучаемый материал...

Памятка для обучающихся и их родителей (законных представителей) о правилах проведения ГИА-2014

В данном материале обучающиеся 11 классов и их родители (законные представители) смогут познакомиться с правилами проведения ГИА-2014...

Памятка для обучающихся на летние каникулы

Правила поведения для обучающихся на лето...

Памятка для обучающихся "Постановка корпуса у станка"

В памятке перечислены правила постановки корпуса у станка....

Памятка для обучащихся "Средства выразительности"

В памятке представлены основные средства художественной изобразительности, проиллюстрированне примерами из художественной литературы...

Методическая разработка. Памятка для обучающегося «Если я пропустил урок физики.»

Для болеющих обучающихся или по другой причине пропустивших урок, возникает вопрос о том как наверстать неизученный материал.Поэтому возникла идея создания памятки (путеводителя) в помощь таким ученик...