Памятка для обучающихся по литературе "Стихотворные размеры"
методическая разработка по литературе
Данную памятку можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах при анализе стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_stihotvornye_razmery.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Дубровой О.И.,
учителя русского языка и литературы.
Учимся определять стихотворные размеры
(Памятка для обучающихся)
Прежде чем определять размер, которым написано стихотворение, надо узнать, что такое стопа.
Стопа - это способ организации стихотворения, при котором чередуются ударные и безударные слоги в определенном порядке. Они могут быть двусложными и трехсложными, то есть, одна стопа может содержать два слога, один из которых ударный или же три слога, один из которых также ударный. Определить количество стоп и сколько в них слогов, можно на слух.
Виды стихотворных размеров
Существует пять современных стихотворных размеров.
Название | Краткая характеристика | Графическое обозначение | Пример |
Двусложные размеры | |||
Ямб | Первый слог безударный, а второй ударный. В стихотворении в целом ударение падает на второй, четвертый, шестой и т. д. слоги. Наиболее распространенным является четырехстопный ямб. | Обозначение: (- безударный слог, / ударный слог) - / | Мой дя/дя са/мых чест/ных пра/вил, |
Хорей | Первый слог ударный, второй безударный. В стихотворении ударение приходится на первый, третий, пятый и т.д. слоги. | / - | Буря/ мглою/ небо/ кроет, |
Трехсложные размеры | |||
Анапест | Первые два слога безударные, а третий ударный. В целом, в стихе ударение падает на третий, шестой, девятый и т.д. слоги. | - - / | Я лома́|ю слои́с|тые ска́лы |
Амфибрахий | Ударный слог находится между двумя безударными. | - / - | Однажды/ в студену/ю зимнюю/ю пору Я из ле/су вышел/ был сильный/ мороз |
Дактиль | Ударение стоит на первом слоге, а два следующих безударны. | / - - | Звёзды зак|ры́ли рес|ни́цы, (В. Брюсов) |
Алгоритм определения размера стихотворения
- Приготовь бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставь ударение. Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
- Определи, на какой слог постоянно падает ударение, расставь ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы.
- Определи стихотворный размер, исходя из количества ударных и безударных слогов в стопе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
Памятки для обучающихся
Систематическое использование данных памяток позволит обучающимся лучше и быстрее подготовиться к уроку, качественнее усвоить изучаемый материал...
Памятка для обучающихся и их родителей (законных представителей) о правилах проведения ГИА-2014
В данном материале обучающиеся 11 классов и их родители (законные представители) смогут познакомиться с правилами проведения ГИА-2014...
Памятка для обучающихся на летние каникулы
Правила поведения для обучающихся на лето...
Памятка для обучающихся "Постановка корпуса у станка"
В памятке перечислены правила постановки корпуса у станка....
Памятка для обучащихся "Средства выразительности"
В памятке представлены основные средства художественной изобразительности, проиллюстрированне примерами из художественной литературы...
Методическая разработка. Памятка для обучающегося «Если я пропустил урок физики.»
Для болеющих обучающихся или по другой причине пропустивших урок, возникает вопрос о том как наверстать неизученный материал.Поэтому возникла идея создания памятки (путеводителя) в помощь таким ученик...