Инновационная деятельность
материал по литературе
Особое внимание уделяю организации научно-исследовательской работы учащихся, подготовке учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам и конференциям, в чем помогает инновационная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная/экспериментальная деятельность
Село Старый Онохой, где расположена школа,- это в прошлом отделение совхоза «Эрхирикский» с овощеводческо-животноводческим уклоном развития .Население составляют 30% татар-переселенцев (30-40 годы 20в.) и70% русских .Основная часть жителей трудилась на лесопромышленном комбинате поселка Онохой, что расположен в 4-х километрах от села. Опираясь на национальные особенности проживающих здесь людей , коллектив школы разработал проект «Диалог культур» -воспитание и обучение учащихся на возрождении национальных традиций и обычаев народов Сибири(с 2002г.) в частности татар (инициатором и разработчиком была я) . В этом направлении школа достигла определённых успехов. Но приоритетом в образовании у выпускников школы были и остаются рабочие профессии. А на это «5 причин»: нет примера в лице родителей, нет стимула, занижена самооценка…Только в последние годы шкала образованности поползла вверх. так как на протяжении нескольких лет Старо-Онохойская ООШ работает по методической теме «Управление профессионально-личностным ростом педагога как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях ФГОС» , и наряду с этим реализуется проект «Лаборатория педагогического поиска и открытий», направленный на развитие актуальных компетенций учителя. В конце учебного года каждый учитель формулирует тему и форму возможной публичной презентации, из которых формируется единый банк тем. В начале каждого учебного года из предложенного многообразия тем каждому учителю предоставляется возможность выбора тех тем, которые наибольшим образом отвечают запросам именного этого учителя. Минимальное количество выбранных тем - две. Верхний предел не ограничивается. После выбора тем в школе составляется индивидуальное расписание методических занятий. В 2016-2017 учебном году я предложила тему «Работа с одарёнными детьми». Для повышения педагогического мастерства выбрала несколько тем, которые предлагают и мои коллеги.
Особое внимание в нашей школе уделяется организации научно-исследовательской работы учителей и учащихся, подготовке учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам и конференциям.
Исходя из методической темы школы и цели моей профессиональной деятельности, я выделила одно из приоритетных направлений, которое дает положительные результаты - это работа с одарёнными детьми через применение ассоциативных образов в преподавании литературы, основанной на идеях академика Н.В.Масловой. Всё, с чем бы мы ни сталкивались в жизни, так или иначе проходит через наши глаза, уши, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Явление или факт-всё проходит через наше тело и становится функцией нашего организма: нашей памятью. Чем больше каналов восприятия мы подключаем, тем глубже и сильнее сохраняются знания о факте, явлении и т.п.
Включая спокойную музыку, по возможности окружая себя и учащихся ароматами, например, хвои, мяты, цветов и т.д., используя различные ароматизированные напитки, постепенно ввожу основной символ-схему по определённой теме. К примеру, теме «А.С.Пушкин» соответствует схема «Бабочка», теме «М. Лермонтов»- схема «Вишня».
Подбор определённых схем зависит и от времени года, например, зима- хвоя, весна- цветы, осень- фрукты и овощи; и от географических условностей, например: расположение школы у водоёмов(река Уда, озеро Байкал)- запахи моря; вблизи лесных массивов- запахи леса и т.д.
Конечно, такие уроки требуют немалой подготовки ,необходимо время для подбора средств обучения ,но такой вид нестандартного урока (2 урока в год), бесспорно, вызывает большой интерес у учащихся к предмету, к теме, к учителю, к себе самому( так как многое основано на собственном жизненном опыте), повышается учебная мотивация. Также мною отработана идея коллективного способа обучения по В.К.Дьяченко. Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых. Опыт показывает: коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые могут работать индивидуально. Учащиеся выделяют следующие виды работ в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение материала, обучение друг друга, тренировка, проверка, чтение, создание совместных коллективных дел. Таким образом созданы киносценарий к «Бородино» М.Лермонтова, иллюстрации к произведению «Капитанская дочка», «Мцыри» , презентация «Евгений Онегин», создан тест к комедии «Ревизор», инсценированы эпизоды «В дурном обществе», пальчиковый театр .
Мне кажется, что сегодня важно научиться жить вместе. Урок литературы – совместная работа ученика и ученика (друга и одноклассника), учителя и учеников по интерпретации художественного текста, а интерпретировать – значит объяснять, разгадывать, размышлять, вступать в диалог с писателем. Мне важно, чтобы ученик постиг тайны искусства слова совместно, чтобы у него были любимые страницы, герои, чтобы на уроках он открывал для себя что-то новое, интересное, так же важно, чтобы он и после урока продолжал возвращаться к тексту, продолжая путь к самосовершенствованию, самовоспитанию и самообразованию один или с другом. Недаром «Вместе весело шагать по просторам…» произведений великих классиков. Для меня, учителя, отрадно слышать от учеников, что накануне перед уроком , перезваниваясь, они выясняли ,спорили по вопросам домашнего задания. Использование информационно-коммуникативных технологий даёт возможность демонстрировать на уроках фильмы, презентации, созданные мною и моими учениками, а также готовые. Компьютер использую на всех этапах обучения. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 9 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика. Есть несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата
Сейчас учащиеся не хотят читать классику. Эту проблему стараюсь разрешить (в некоторых случаях), применяя визуальный метод. Так, например, нашумевший фильм «Тарас Бульба» мы с ребятами просмотрели в классе на видеокассете, затем ,прочитав дома, обсудили его. Даже наши «матёрые» нелюбители чтения отмечали несоответствие фильма с оригиналом , искренне возмущались этим фактом. Дружно пришли к выводу -книга лучше.. Но этим стараюсь не злоупотреблять, так как занижается творческое воображение, способность фантазировать.
Кроме вышеназванных технологий проблемного обучения, применения ассоциативных образов, КСО, использую элементы некоторых других современных педагогических технологий:
№ | Технология |
1 | Игровые технологии |
2 | Личностно- ориентированное обучение |
3 | Дифференцированное обучение |
При выборе новых концепций и технологий в первую очередь обращаю внимание на их эффективность, результативность, на возможность повысить качество обучения и воспитания.
Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие, потому моя педагогическая деятельность носит творческий характер и вовлекает учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы. Инновационная деятельность предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения, отсюда учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Этому помогают мне ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делаю на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя, а воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии. Ещё одним распространённым в моей педагогической практике методом является метод проектов.. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект). Применение инновационных технологий помогает мне профессионально развиваться.
Результаты инновационной деятельности
Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету ( с указанием названия мероприятия) | Учебный год | Уровень мероприятия | Классы | Количество участников | Результаты (участие ,наличие победителя, призера с указанием Ф.И.обучающегося) | |
очные | ||||||
Предметные олимпиады | 2018 | Муниципальный | 5-8 | 4 | участие | |
2018 | Муниципальный | 9 | 1 | участие | ||
Конкурсы, соревнования, конференции, проекты | 2016 | Муниципальный по творчеству Д.Жалсараева | 7 | 7 | 2 место | |
2019 | Муниципальный по творчеству Ц.Шагжина | 7-9 | 10 | 2 место | ||
2016 | Муниципальный Конкурс чтецов «Слався, Россия» | 6-9 | 4 | 3 место Неронов Иван | ||
2016 | Районный Конкурс чтецов, посвященный 305-летиюМ.Ломоносова | 8 | 1 | 2 место Неронов Иван | ||
2017 | Муниципальный Конкурс проектов «Легенды народов Бурятии» | 8 | 1 | 2 место Корытова Кира | ||
2017 | Муниципальный Литературный брейн-ринг по творчеству писателя Ч.Цыдендамбаева | 8-9 | 5 | 3 место | ||
2017 | Муниципальный Конкурс чтецов «Ларец вдохновения» | 6-8 | 5 | 3 место Бирюкова Анастасия Поощрительный приз Ефимова Маргарита | ||
2018 | Муниципальный Конкурс чтецов «Благозвучная свирель» | 6-8 | 3 | участие | ||
2019 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» | 7 | 1 | 2 место Ефимова Маргарита | ||
2020 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений | 7 | 1 | 3 место Ефимова Маргарита | ||
Заочные | ||||||
Конкурсы, соревнования, выставки, конференции, проекты | 2017 | РНПК Российский Татарстан | 8-9 | 2 | Дипломы Назипов В. Егоричева Е. | |
2017 | Республиканский Конкурс сочинений о Байкале | 8 | 1 | 3 место Дмитриев В | ||
2018 | Муниципальный Конкурс сочинений литература и кино «Читая Распутина» | 7 | 1 | участие | ||
2019 | Российский Татарстан Конкурс сочинений «Сказки родного края» | 8 | 1 | 3 место Корытова Кира | ||
2020 | Муниципальный Конкурс сочинений по творчеству В.Митыпова | 6 | 1 | 1 место Очереднюк Ульяна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"
Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...
ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»
В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...
Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности
Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...
Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...
Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...
Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки
Данный пакет документов включает перечень документов, которые позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...