Программа кружковой работы по литературе
рабочая программа по литературе
Данная программа дает возможность воспитания толерантности, понимания людей с иной точкой зрения, иным мировозрением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
«Христианские сюжеты и образы в русской литературе»
Пояснительная записка.
Модернизация, гуманизация образования, толерантность в образовании- насущная потребность современной школы. Помочь её реализации призвана программа кружковой работы «Христианские сюжеты и образы в русской литературе», которая состоит из введения, 3 разделов, заключения. Она рассчитана на 1год. Цель программы- ознакомить школьников с величайшим памятником культуры – Библией; показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы; проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы ; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.
Введение посвящено Библии как памятнику культуры и литературы. Знакомство с текстом Библии(выборочно), комментариями историков, философов, литературоведов, религиозных деятелей.
Программа состоит из 3 разделов:
*Христианская основа древнерусской литературы;
*Библейские и евангельские мотивы в русской литературе XVII-XVIII веков;
*Роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины XIX века.
Заключение.
Изучение проходит по темам ,параллельно с программным курсом, однако это не означает , что данная работа дублирует одну из школьных программ: некоторые авторы не включены, т.к. их творчество не связано с христианской образностью: (Ф.Тютчев, И.Тургенев), другие авторы, произведения которых не изучаются в школе, анализируются (например, большое место уделено древнерусской литературе, выросшей на основе христианских идей и символики). Это позволит расширить литературный кругозор учащихся, углубить представления о литературе.
Введение.
Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет. Влияние христианства на развитие европейской культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.
Раздел I
Христианская основа древнерусской литературы.
*Своеобразие древнерусской литературы дохристианского периода.
Славянская мифология. Языческая культура Древней Руси. Введение христианства на Руси. Христианство и Язычество. Влияние христианства на развитие древнерусской литературы и письменности.
*Христианский характер литературных произведений Киевской Руси.
Роль переводной литературы ( патристика, хронография, апокрифы) в становлении литературы Древней Руси. История христианизации в «Повести временных лет». Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей. ( «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, письмо Владимира Мономаха Олегу Святославовичу- отрывок из «Повести временных лет»). Нравственные эталоны , утверждаемые в древнерусской житийной литературе («Житие Феодосия Печерского», « Житие Бориса и Глеба»). Сплав языческих и христианских мотивов в «Слове о полку Игореве».
*Соединение религиозно-учительских и государственно- патриотических мотивов в литературе периода монголо- татарского ига.
Функция Библии в «Молении» Даниила Заточника. Новый тип житийного героя в «Житии Александра Невского». Христианская интерпретация причин монголо-татарского нашествия в «Третьем слове Серапиона Владимирского». Функции христианской символики в изображении освобождения русской земли от монголо-татарского ига («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).
*Христианская тематика в литературе периода образования единого Русского государства.
Смысл и роль еретических течений в развитии русской духовности. Тема поиска рая в сочинениях архиепископа новгородского Василия. Христианский смысл «Спора жизни со смертью».
Раздел II
Библейские и евангельские мотивы в русской литературе XVII-XVIII веков.
*Христианские сюжеты и мотивы в системе литературных жанров XVII в.
Библейские сюжеты как основа первых русских театральных «пьес».Мотив продажи души дьяволу в «Повести о Савве Грудцыне». Своеобразие темы первородного греха в «Повести о Горе Злочастии». Протопоп Аввакум- «расколоучитель», личность и писатель. Новаторство «Жития» протопопа Аввакума
*Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе XVIIIв.
Процессы европеизации русской культуры , антиклерикальная направленность сатир А.Кантемира (« На хулящих учение»), научно- философской поэзии М.Ломоносова («Письмо о пользе Стекла»). Роль церковнославянского языка в развитии российской словесности XVIIIв. («Новый и краткий способ к сложению российских стихов…» В.Тредиаковского, и учение о « трёх штилях» М. Ломоносова). Христианская интерпретация похода и осады Казани войсками Иоанна IV в поэме М.Хераскова «Россияда». «Дерзость» Г.Державина в осмыслении «божественной природы» человека (ода «Бог», «Властителям и судьям»).
Раздел III
Роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины XIX в.
*Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской и пушкинской поры.
Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении В.Жуковского «Человек». Переосмысление библейских тем в «Опытах священной поэзии» Ф.Глинки. Образ ветхозаветного поэта-пророка у В.Кюхельбекера («К богу», «Пророчество»).
*Христианские образы в творчестве А.Пушкина.
Отношение А.Пушкина к античному наследию, устному народному творчеству и христианской культуре. Библейская основа стихотворений «Пророк», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Образ богоматери в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…». Христианские мотивы в «Пиковой даме» и «Станционном смотрителе».
*Своеобразие христианских мотивов в творчестве М.Лермонтова.
Христианский подтекст стихотворений «Ангел», «Ветка Палестины», «Молитва».Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы «Демон»
Многогранность христианской образности в творчестве Н.Гоголя.
Отражение в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» христианско-языческого двоеверия. Мотив дьявольского искушения в «Портрете». Христианская модель мира как основа замысла «Мёртвых душ».
Заключение.
Христианские образы в мировой культуре.
*Иисус Христос .Богоматерь. Иуда. Сатана. Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XXв
Изучение проходит по темам параллельно с программным курсом, однако это не означает, что данная работа дублирует одну из школьных программ: некоторые авторы не включены, т.к. их творчество не связано с христианской образностью: (Ф.Тютчев, И.Тургенев), другие авторы, произведения которых не изучаются в школе, анализируются (например, большое место уделено древнерусской литературе, выросшей на основе христианских идей и символики). Это позволит расширить литературный кругозор учащихся, углубить представления о литературе.
Данная программа способствует интеллектуальному личностному росту, улучшению качества знаний учащихся, развитию эмоционально -волевой сферы, освоению навыков психологической защиты от социальных факторов, воспитанию здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
программа кружковой работы по теме чувашский фольклор
Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...
План кружковой работы по литературе
План работы кружка "Как хорошо уметь читать"...
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
Рабочая программа кружковых занятий по литературе в 7 классе "Юный оратор"
Данная программа помогает работать учителю с одаренными детьми, что приволдит к победам в различных олимпиадах, конкурсах ораторского мастерства....
Программа кружковой работы по литературе (дополнительное образование) "Чем пахнут ремёсла?" для 5-6 классов общеобразовательных школ
Программа кружковой работы (дополнительного образования) "Чем пахнут ремёсла?" с привлечением произведений русской и советской художественной литературы позволяет знакомить подро...