Рабочая программа учебного предмета "Родная литература"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Программа способствует воспитанию духовно-нравстввеннойличности, формированию гуманитического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону «Школа №3»
МБОУ «Школа №3»
«Рассмотрено» На заседании методического совета МБОУ «Школа №3» от_____2020 года №__ __________/_________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/_________ ___ ________ 2020 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №3» Приказ от ____________№___ ________________Ж.А. Семак |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родная русская литература
2020– 2021 учебный год
Уровень основного общего образования: 9 класс
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Наволока Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе: ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 класов; Примерной программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса по родной русской литературе составлена на основе следующих нормативных документов:
1 .ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
2 Примерные программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.
3 Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2019_ -2020_ учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнаукиот.
Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом:
1.Учебные пособия других авторов, используемые учителем для подготовки к учебным занятиям:
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.: Айрис-пресс 2013
2.Методическая литература:
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9класс. М.: «ВАКО» 2014
Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ. 2012
Научно-методический журнал «Литература в школе»
Кучина Т.Г., Лебедев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2014
Цели и задачи:
Цели и задачи обучения родной русской литературы в 9в классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.
Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.
Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Целями обучения предмета «Родной русской литературы» в 9 классе является :
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными задачами обучения являются:
сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;
на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;
выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;
показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;
объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;
выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;
воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;
выработать навыки грамотной устной и письменной речи;
совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;
формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Место курса в учебном плане
Количество часов, отводимых на реализацию курса «Родная литература» составляет 35 часов. Согласно календарному учебному графику школы на 2020 -2021 учебный год количество уроков по индивидуальному обучению составляет 34 часа. Рабочая программа обеспечивает реализацию курса в полном объеме за счет сокращения часов по теме: « Многообразие тем и образов».
Планируемые результаты освоения учебного процесса:
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Содержание учебного предмета.
Введение.(1час)
Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека.
Фольклор.(1час)
История в произведениях фольклора. Русская историческая песня.
Древнерусская литература.(2 часа)
История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня».
Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем».
Классицизм как литературное направление (2 часа)
Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика»
Сентиментализм.( 1 час)
Н.Карамзин « История государства Российского»
Романтизм.( 1 час)
В.А. Жуковский. Баллада « Светлана».
А.Пушкин ( 2 часа)
Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы»
А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем.
М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час)
К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». (1час)
А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час)
Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час)
Н.В.Гоголь.( 2 часа)
Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска».
Образ Петербурга в повести «Невский проспект».
Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского « Доходное место». (1час)
Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час)
Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час)
М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час)
Рассказ А.И.Куприна« Чудесный доктор» (1час)
Творчество Р.Рождественского(1час)
Творчество Е.Евтушенко(1час)
Творчество А. Вознесенского(1час)
Творчество В. Высоцкого(1час)
Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час)
В.П.Астафьев « Царь- рыба» (1час)
Творчество В.Г. Распутина(1час)
Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час)
Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час)
А.Алексин « Безумная Евдокия» (1час)
Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (1час)
Многообразие тем и образов. (1час)
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата 9 «А» | Дата 9 «В» | ||
План | Факт | План | Факт | |||
1 | Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека. | 1ч. | 03.09 | 01.09 | ||
2 | История в произведениях фольклора. Русская историческая песня. | 1ч. | 10.09 | 08.09 | ||
3 | История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня». | 1ч. | 17.09 | 15.09 | ||
4 | Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | 24.09 | 22.09 | ||
5 | Классицизм как литературное направление | 1ч. | 01.10 | 29.09 | ||
6 | Д.И. Фонвизин «Всеобщая придворная грамматика» | 1ч. | 08.10 | 06.10 | ||
7 | Сентиментализм. Н. Карамзин « История государства Российского» | 1ч. | 15.10 | 13.10 | ||
8 | Романтизм. В.А. Жуковский. Баллада « Светлана». | 1ч. | 22.10 | 20.10 | ||
9 | Романтизм в творчестве А. Пушкина. Поэма « Цыганы» | 1ч. | 29.10 | 27.10 | ||
10 | А. Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем. | 1ч. | 12.11 | 10.11 | ||
11 | М.Ю. Лермонтов « Беглец». | 1ч. | 19.11 | 17.11 | ||
12 | К.Н. Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». | 1ч. | 26.11 | 24.11 | ||
13 | А.В. Кольцов Стихотворения «Не шуми ты, рожь..», «Разлука»,« Лес». | 1ч. | 03.12 | 01.12 | ||
14 | Е.А. Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..», «Муза», « Разуверение» | 1ч. | 10.12 | 08.12 | ||
15 | Н.В. Гоголь. Повесть «Коляска». | 1ч. | 17.12 | 15.12 | ||
16 | Образ Петербурга в повести «Невский проспект». | 1ч. | 24.12 | 22.12 | ||
17 | Обличие социальных пороков в пьесе А. Островского « Доходное место». | 1ч. | 14.01 | 29.12 | ||
18 | Своеобразие тематики и проблематики рассказа А. Чехова «Скрипка Ротшильда». | 1ч. | 21.01 | 12.01 | ||
19 | Рассказы И. Бунина «Сверчок», « Птицы небесные». | 1ч. | 28.01 | 19.01 | ||
20 | « Чудики» в рассказах М. Зощенко | 1ч. | 04.02 | 26.01 | ||
21 | М. Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой | 1ч. | 11.02 | 02.02 | ||
22 | Рассказ А.И. Куприна« Чудесный доктор» | 1ч. | 18.02 | 09.02 | ||
23 | Творчество Р. Рождественского | 1ч. | 25.02 | 16.02 | ||
24 | Творчество Е. Евтушенко | 1ч. | 04.03 | 02.03 | ||
25 | Творчество А. Вознесенского | 1ч. | 11.03 | 09.03 | ||
26 | Творчество В. Высоцкого | 1ч. | 18.03 | 16.03 | ||
27 | Тема войны в творчестве поэтов 20 века. | 1ч. | 01.04 | 06.04 | ||
28 | В.П. Астафьев « Царь- рыба» | 1ч. | 08.04 | 13.04 | ||
29 | Творчество В.Г. Распутина | 1ч. | 15.04 | |||
30 | Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». | 1ч. | 22.04 | 20.04 | ||
31 | Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». | 1ч. | 29.04 | 27.04 | ||
32 | А. Алексин « Безумная Евдокия». | 1ч. | 06.05 | 04.05 | ||
33 | Русская литература конца 20 века- начала 21 века: темы, герои. | 1ч. | 13.05 | 18.05 | ||
34 | Многообразие тем и образов. | 1ч. | 20.05 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2084577) учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса (136 ч ) основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе для 5 класса, составленная в соответствии с обновленными ФГОС....