Рабочая программа учебного предмета "Родная литература"
рабочая программа по литературе (9 класс)

Наволока Татьяна Владимировна

Программа способствует воспитанию духовно-нравстввеннойличности, формированию гуманитического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Ростова-на-Дону «Школа №3»

МБОУ «Школа №3»

«Рассмотрено»

На заседании

методического совета

МБОУ «Школа №3»

от_____2020 года №__

__________/_________

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

___________/_________

___ ________ 2020 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа №3»

Приказ от ____________№___

________________Ж.А. Семак

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

родная русская литература

2020– 2021 учебный год

 Уровень основного общего образования: 9 класс

 Количество часов в неделю: 1

 Учитель:   Наволока Татьяна Владимировна

 Программа разработана на основе: ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 класов; Примерной программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.

                        

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса по родной русской литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

1 .ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

2 Примерные программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.

3 Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2019_ -2020_ учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнаукиот.

Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом:

1.Учебные пособия других авторов, используемые учителем для подготовки к учебным занятиям:

        Мещерякова М.И.        Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.        М.: Айрис-пресс        2013

2.Методическая литература:  

Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.        Поурочные разработки по литературе. 9класс.        М.: «ВАКО»        2014

Барковская Н.В.        Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология».        Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ.        2012

Научно-методический журнал «Литература в школе»                

Кучина Т.Г., Лебедев А.В.        Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.        Метод. пособие. - М.: Дрофа,        2014

                                                   Цели и задачи:

Цели и задачи обучения родной русской литературы в 9в классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.

Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.

Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Целями обучения предмета «Родной русской литературы» в 9 классе является :

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основными задачами обучения являются:

сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;

на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;

выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;

показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;

определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;

объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;

выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;

воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;

выработать навыки грамотной устной и письменной речи;

совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;

формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Место курса в учебном плане

Количество часов,  отводимых на реализацию курса «Родная литература» составляет 35 часов. Согласно календарному учебному графику школы на 2020 -2021 учебный год количество уроков по индивидуальному обучению составляет 34 часа. Рабочая программа обеспечивает реализацию курса в полном объеме за счет сокращения часов по теме: « Многообразие тем и образов».

Планируемые результаты освоения учебного процесса:

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

                                    Содержание учебного предмета.

Введение.(1час)

Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека.

Фольклор.(1час)

История в произведениях фольклора. Русская историческая песня.

Древнерусская литература.(2 часа)

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня».

Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем».

Классицизм как литературное направление (2 часа)

Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика»

Сентиментализм.( 1 час)

Н.Карамзин « История государства Российского»

Романтизм.( 1 час)

В.А. Жуковский. Баллада « Светлана».

А.Пушкин ( 2 часа)

Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы»

А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем.

М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час)

К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». (1час)

А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час)

Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час)

Н.В.Гоголь.( 2 часа)

Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска».

Образ Петербурга в повести «Невский проспект».

Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского « Доходное место». (1час)

Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час)

Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час)

М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час)

Рассказ А.И.Куприна« Чудесный доктор» (1час)

Творчество Р.Рождественского(1час)

Творчество Е.Евтушенко(1час)

Творчество А. Вознесенского(1час)

Творчество В. Высоцкого(1час)

Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час)

В.П.Астафьев « Царь- рыба» (1час)

Творчество В.Г. Распутина(1час)

Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час)

Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час)

А.Алексин « Безумная Евдокия» (1час)

Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (1час)

Многообразие тем и образов. (1час)

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата 9 «А»

Дата 9 «В»

План

Факт

План

Факт

1

Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека.

1ч.

03.09

01.09

2

История в произведениях фольклора.  Русская историческая песня.

1ч.

10.09

08.09

3

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня».

1ч.

17.09

15.09

4

Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем».

1ч.

24.09

22.09

5

Классицизм как литературное направление

1ч.

01.10

29.09

6

Д.И. Фонвизин «Всеобщая придворная грамматика»

1ч.

08.10

06.10

7

Сентиментализм. Н. Карамзин « История государства Российского»

1ч.

15.10

13.10

8

Романтизм. В.А. Жуковский. Баллада « Светлана».

1ч.

22.10

20.10

9

Романтизм в творчестве А. Пушкина. Поэма « Цыганы»

1ч.

29.10

27.10

10

А. Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем.

1ч.

12.11

10.11

11

М.Ю. Лермонтов « Беглец».

1ч.

19.11

17.11

12

К.Н. Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение».

1ч.

26.11

24.11

13

А.В. Кольцов Стихотворения «Не шуми ты, рожь..», «Разлука»,« Лес».

1ч.

03.12

01.12

14

Е.А. Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..», «Муза», « Разуверение»

 1ч.

10.12

08.12

15

Н.В. Гоголь. Повесть «Коляска».

1ч.

17.12

15.12

16

Образ Петербурга в повести «Невский проспект».

1ч.

24.12

22.12

17

Обличие социальных пороков в пьесе А. Островского « Доходное место».

1ч.

14.01

29.12

18

Своеобразие тематики и проблематики рассказа А. Чехова «Скрипка Ротшильда».

1ч.

21.01

12.01

19

Рассказы И. Бунина «Сверчок», « Птицы небесные».

1ч.

28.01

19.01

20

« Чудики» в рассказах М. Зощенко

1ч.

04.02

26.01

21

М. Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой

1ч.

11.02

02.02

22

Рассказ А.И. Куприна« Чудесный доктор»

1ч.

18.02

09.02

23

Творчество Р. Рождественского

 1ч.

25.02

16.02

24

Творчество Е. Евтушенко

1ч.

04.03

02.03

25

Творчество А. Вознесенского

1ч.

11.03

09.03

26

Творчество В. Высоцкого

1ч.

18.03

16.03

27

Тема войны в творчестве поэтов 20 века.

1ч.

01.04

06.04

28

В.П. Астафьев « Царь- рыба»

1ч.

08.04

13.04

29

Творчество В.Г. Распутина

1ч.

15.04

30

Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии».

1ч.

22.04

20.04

31

Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат».

1ч.

29.04

27.04

32

А. Алексин « Безумная Евдокия».

1ч.

06.05

04.05

33

Русская литература конца 20 века- начала 21 века: темы, герои.

1ч.

13.05

18.05

34

Многообразие тем и образов.

1ч.

20.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)

Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2084577) учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса (136 ч ) основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по литературе для 5 класса, составленная в соответствии с обновленными ФГОС....