Классный час по теме:"Жизнь и творчество художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова"
классный час на тему
Данная разработка классного часа помогает доступно рассказать детям начальных классов о жизни и деятельности художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasnetsov_yu.a.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Жизнь и творчество художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова».
Тема: «Жизнь и творчество художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова».
Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Ю.А.Васнецова.
Задачи:
- воспитывать у детей художественный вкус и эстетическое восприятие
- развивать умение понимать картину и средства её выразительности;
- активизировать речь детей.
Оборудование: выставка книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, портрет художника, компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, экран.
Ход проведения классного часа.
- Организационный момент.
- Основная часть.
Книга для детей без иллюстраций — это ненужный товар. Поэтому художники-иллюстраторы — достаточно известны. Многие картинки, достаточно узнаваемые, и мы их помним с детства. А вот что мы знаем о художниках? Слайд 2
В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела — приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов.
Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники бывают только в сказках». Верно. И неверно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец, оживить убитого богатыря и вершить прочие чудеса, но зато мог все это нарисовать. И хрустальный дворец, и радугу-дугу, и Царевну-лягушку и все-все, о чем рассказывается в сказках и что подсказывает художнику его воображение. Да так, что сказка предстает перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство? Все это мы увидим сегодня на уроке.
Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Ю.А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм – чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни. Слайд 3.
Вся вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными: сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны». Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно». Слайд 4
Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ; успешно закончил учебу в 1926году. Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем.
В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора - сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронию. Слайд 5.
.В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам "Болото", "Конек-Горбунок", "Пятьдесят поросят" К.И. Чуковского, "Три медведя" Л.И. Толстого. Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей.
Слайд 6.
-Я предлагаю вам, ребята, проверить себя. К каким сказкам нарисованы эти иллюстрации, рассказать отрывок из них.
В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам" С.Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке "Кошкин дом" (1947). Слайд 7,8.
Ученик читает отрывок из сказки «Кошкин дом».
Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко" (1947),"Небылицы в лицах" (1948)). Слайд 9.
- Ребята, давайте вспомним небылицы, к которым Юрий Алексеевич нарисовал рисунки.
- Я медведя поймал! Дедушка Егор.
-Так веди его сюда! Из-за леса, из-за гор
- Не идет. Едет дедушка Егор:
- Так сам иди! Сам на лошадке,
- Да он меня не пускает! Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Сорока – белобока
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
И на рисунке мы видим её гостей. Сова, белка, уточка, зайчик. Всех сорока угощает, все её благодарят.
- Физкультминутка
Давайте отдохнём вместе с гостями сороки.
Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки(1964). В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя, неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию. Слайд 10.
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
На страницах «Радуги-дуги» (1969) мы вновь встречаемся с излюбленными васнецовскими героями, погружаемся в нарядный, праздничный мир радости, детства и счастья. Курочки и петушки, дедки и бабки, хрюшки, козочки, лисички, барашки, мишки, ребятишки, гусли, калачи, лес и туманы — да всего и не перечислить. Вся эта своеобразная «флора» и «фауна» как бы оживает, берет в желанный плен мир праздничности и волшебной реальности. Каждый раз, когда художник работал над книжкой, возникал волшебный мир сказки, так хорошо знакомый и любимый с детства. Слайд 11.
Дети читают стихи.
Радуга – дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка-
Колоколнышка!
Особое место занимают в творчестве Васнецова работы на сказочные темы, и, прежде всего цикл, объединенный общим названием «Русские сказки». Герои картин хорошо известны, живопись же создает их сказочный образ. В каждой вещи целостная колористическая гамма. Этому удивительному художнику удалось почти невозможное – заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты художник представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Слайд 12.
-Давайте назовем названия сказок, которые будут появляться на экране. ( Дети называют названия сказок.)
Читая народные песенки, потешки, прибаутки, он словно видел наяву своё детство, знакомые вятские игрушки.
- Давайте вспомним потешки к следующим иллюстрациям; их вам мама читала, когда вы были совсем маленькие. Слайд 13.
Скок-поскок,
Сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!
-Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
-На мельнице.
-Кисонька- мурысенька,
Что там делала?
-Муку молола.
Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна! Не ешь одна
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано. Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказкой, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость. А каким был сам художник? Послушайте интервью с ним .
Ваши любимые занятия?
-Люблю писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.
Любимые ваши сказочные персонажи?
- Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь – красота! Но и многих других люблю – петухов, мышей. Ежей люблю, страшно интересно. Слайд 14.
Качества, необходимые другу?
- Чтобы добрый человек был, честный, открытый.
Качества, самые неприятные в людях?
- Ложь, хитрость, грубость.
Ваши советы юным художникам?
- Рисуй, пиши, что любишь. Работай в цвете. Больше смотри вокруг.
Ваши любимые цветы?
- Незабудки очень нравятся своей голубизной и жёлтенькими пятнышками в серединке. Ландыши.…Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король.
Что удивительнее всего в природе?
- Страшное чудо – гроза. Очень её боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! Зима с её белизной, инеем, метелями.
Самый дорогой подарок, полученный Вами?
- Жизнь. Подаренная мне жизнь.
Игра. «Кто какой в сказке?»
Предлагаю детям набор иллюстраций с изображением героев разных сказок. Они рассматривают рисунки и перечисляют качества персонажей, их эмоциональные состояния (с помощью каких средств выразительности это смог показать художник).
- А теперь посмотрите на эти рисунки. Назовите сказку, к которой они нарисованы, и художника, иллюстрировавшего ее. (Ю. Васнецов «Три медведя»)
- Попробуйте описать по рисункам характер медведей. Как его смог показать художник? (Дети рассказывают.)
- Какая иллюстрация к сказке вам больше понравилась? Почему?
- Назовите другие сказки, иллюстрированные Ю. А. Васнецовым.
- Вот и закончилось наше путешествие в сказочные владения художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова. Я надеюсь, что оно было интересным и увлекательным. Теперь вы знаете, что такое книжная графика и для чего она нужна. Время все больше отдаляет нас от Ю. Васнецова, но его прекрасные иллюстрации не стареют. Рассматривая его рисунки, мы лучше начинаем понимать людей вокруг себя и самих себя. Этому учат нас замечательные произведения художника – графика.
- Обобщение.
Что вы знаете и что запомнили о Юрии Васнецове?
Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.
«...В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня... Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела сюда и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло... Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку». Слайд 15.
Источники:
http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovU/main.htm
http://www.rusvera.mrezha.ru/647/13.htm
http://eventsofworld.ru/856/05188514156.htm
- Юрий Алексеевич Васнецов [Электронный ресурс] // Добрые иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова:[сайт]. [2012?]. URL: http://www.liveinternet.ru/users/4419085/post247374362/(дата обращения: 21.01.2013).
Рекомендуем почитать
- Кузнецов, Э. Д. Медведь летит, хвостом вертит [Текст] : рассказы о художнике Юрии Васнецове / Эраст Кузнецов. - СПб. : ДЕТГИЗ-Лицей, 2007. - 239, [1] с. : ил., фотоил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин
О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия- серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Презентация к классному часу: "Жизнь и творчество художника иллюстратора Ю.А.Васнецова"
Даннаая презентация ярко и доступно помогает рассказать детям о жизни и творчестве художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Разработка классного часа по теме "Жизнь и творчество Виктора Цоя".
Жизнь и творчество Виктора Цоя....
Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».
Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить ...