Литературный праздник как форма внеурочной деятельности.
методическая разработка по литературе
Цель реализации учебного плана – обеспечение выполнения требований ФГОСОО, ФГОССОО. Достижение поставленной цели предусматривает решение многих задач, среди которых:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обретение ими социальной успешности, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- выявление и развитие способностей обучающихся.
Школа живёт в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, когда методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются новое содержание, новые подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
И все мы, педагоги, сталкиваемся с одинаковыми проблемами. Это понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самостоятельно писать сочинения, выполнять любые другие творческие работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_prazdnik_kak_forma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный праздник как форма внеурочной деятельности.
Грустно и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздник.
К.Д.Ушинский
Цель реализации учебного плана – обеспечение выполнения требований ФГОСОО, ФГОССОО. Достижение поставленной цели предусматривает решение многих задач, среди которых:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обретение ими социальной успешности, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- выявление и развитие способностей обучающихся.
Школа живёт в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, когда методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются новое содержание, новые подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
И все мы, педагоги, сталкиваемся с одинаковыми проблемами. Это понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самостоятельно писать сочинения, выполнять любые другие творческие работы.
Как увлечь ребят своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята хотели работать добровольно, творчески?
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, то есть творчески. Именно поэтому в нашем образовании в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Необходимость их развития связывают с необходимостью в творческих кадрах, творческих исполнителях, а также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, с личной удовлетворенностью трудом. Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо самих ребят учить любить то, что они делают, относиться к этому уважительно и с достоинством. Основной целью всего образовательного и воспитательного процесса является необходимость так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
И всему этому способствует внеурочная деятельность школьников, являющаяся совокупностью всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Преимущества ее в предоставлении обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время происходит её совершенствование. В ней создаются условия для развития личности школьника в соответствии с его индивидуальными способностями, формируются познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации школьника в сложном мире как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, мир проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. Внеурочные занятия должны быть направлены на развитие личности каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В её ходе важно увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через творчество.
Я считаю, что наша творческая группа нашла возможность всё это осуществить. Это происходит, когда вот уже много лет готовим наши общешкольные праздники в рамках Дней русского языка и литературы. Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. Ведь праздник – это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта. Праздник помогает удовлетворить потребность детей в творчестве, а образовательно-познавательная информация, содержащаяся в нём, существенно обогащает познания учащихся. Такая форма работы стимулирует активность обучающихся, способствует накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности. Нельзя не сказать о нравственном воспитании, которое обусловлено в процессе проведения таких мероприятий. Чувственно-образная форма литературных праздников доносит до его участников идеи преемственности поколений, гордость сопричастности к традициям своего народа, великим достояниям родного языка и литературы.
Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов, идёт через праздник. Массовый праздник – это зрелище, способное вызывать коллективные переживания. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную, информационную, развивающую, эстетическую, межличностную.
1.Воспитательная - процесс систематического и целенаправленного воздействия на душевное и физическое развитие личности.
2. Информационная - сведения, передаваемые людьми, получаемые из средств массовой информации, периодической печати, книг.
3. Развивающая - направленное, закономерное изменение сознания, расширение кругозора, интеллектуального роста личности.
4. Эстетическая - проявление целостного отношения между человеком и миром и область духовной деятельности людей.
5. Межличностная - отношения, возникающие в результате общения между людьми.
В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих задач:
- объединение педагогических усилий;
- формирование межличностных отношений;
- тематическая направленность праздника;
- отслеживание творческого роста ребёнка.
Именно эта форма помогает нам раскрывать творческие способности детей, “расковывать” их, будить в них потребность саморазвития и самопознания и самое главное, убеждать учеников в том, что они — кладезь возможностей и талантов. Литературные праздники позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим активными участниками далёких или недавних времён и событий; играть роли и писателя (поэта), и его современников, и критиков. Это, в свою очередь, помогает учащимся не просто знать культуру разных веков, но и чувствовать её, уметь воспроизводить в соответствующих самой культуре формах. Поэтому, кроме всего прочего (подготовки материала, распределения ролей), при проведении такой формы много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, портреты, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего.
Учащиеся заинтересованы в проведении таких праздников, так как появляется у них шанс показать с пользой для себя и других заложенные природой способности: музыкальные, актёрские, ораторские, танцевальные. Кроме того, участие в них помогает больше узнать о профессиях художника-оформителя, режиссёра, сценариста. Это важно сегодня, когда школа переходит на профильное обучение. В таких мероприятиях принимает участие большое количество учащихся, особенно активными бывают те, кто не всегда может проявить себя на уроках. Подбирая материал к таким мероприятиям, дети учатся свободно ориентироваться в библиотечном фонде, в интернет источниках.
В своей работе мы хотим предложить коллегам ряд идей для внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, рассказать о конкретных формах, в которых она может быть воплощена. Скорее всего, мы не откроем Америку, а просто поделимся опытом работы в этом направлении.
Нашей школе 30 лет. Многие члены методического объединения учителей русского языка и литературы работают в ней столько же. За данный период наша творческая группа апробировала различные формы проведения дней русского языка и литературы, но любимыми стали литературные праздники, потому что эта форма работы имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по успеваемости или степени подготовленности, а всех учащихся, проявивших свою заинтересованность данным предметом. Участие в проводимых внеклассных мероприятиях может послужить средством к тому, чтобы пробудить интерес к литературе.
В нашей школе стало хорошей традицией ежегодное проведение Дней литературы и русского языка. Литературные праздники проводятся нечасто. Обычно они приурочены к юбилею писателя или вызваны особым интересом ребят к творчеству определенного художника слова, дате. Такие мероприятия вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями, хотя и требуют тщательной подготовки. Ведь праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживанием какого-либо торжественного события. И хотя массовый праздник - одна из самых сложных форм работы, он нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», «чтобы, развлекая, поучать». Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.
Особенностями школьного праздника являются общественно значимое содержание, игровая форма, зрелищность, эмоциональность, гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.
Как правило, планировать мы начинаем задолго до проведения самого мероприятия. Ожидание праздника – это уже и есть сам праздник! Предвкушение счастья, радость от предстоящего – как же это прекрасно! Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами, и нужно, чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет и звук. Дети эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Ведь самые глубокие впечатления - это впечатления детства.
Как же мы готовим такие мероприятия? Безусловно, подготовка к празднику кропотлива и требует поэтапной подготовки. Во-первых, его надо рассматривать как относительно самостоятельную форму организации воспитательного процесса,во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
К основным условиям успеха праздника можно отнести такие этапы:
- продумывание замысла, основной идеи праздника и способ их художественного выражения, центральный образ представления;
- создание постановочного плана праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
- создание музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизиты;
- разработка продуманной композиции.
Итак, чтобы придумать что- то необычное, запоминающееся, все члены методического объединения погружаются в творческие муки. Во-первых, необходимо дать инициативу проведения праздника детям. Именно у них должна возникнуть идея проведения праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами и распорядителями. Наши ученики ждут такое действо с нетерпением и сами предлагают идеи. Когда сама тема или событие обозначены, начинается «мозговой штурм» и поток предложений. Далее собирается творческая группа для работы над сценарием и выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающих детей и взрослых быть его организаторами и участниками.
Предварительная подготовка включает в себя конкурс газет, в котором принимают участие все классы. Создание проекта требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и выпуск. Кроме того, над газетой трудится проектная группа детей-художников; некоторые из них подготавливают рисунки на бумаге, а другие сканируют их с последующей вставкой. Таким образом, дети участвуют во всех этапах подготовки газеты. Эта работа способствует совершенствованию навыков литературного творчества и журналистской деятельности, овладению практическими навыками управления информацией в компьютере, вырабатывает навыки исследовательской деятельности. (Фото газет, выпущенных учениками, прилагаются).
Вот сценарий готов! Далее следует отбор участников, а сам сценарий разбивается на блоки для удобства репетиций. Так намного удобнее собирать участников, экономя их время. Только когда блоки отрепетированы, можно собираться на полный прогон сценария. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок массового праздника - основа основ.
В разные годы нами были подготовлены и проведены следующие литературные праздники: «Мир спасёт творящий красоту» ( посвящён жизни и творчеству С. Д. Эрьзи), Праздник словарей, «Герой своего времени»( о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова), «Я последний поэт деревни» (по творчеству С. А Есенина), «Моим стихам … настанет свой черёд…»(по лирике М .И. Цветаевой), «Эта память – наша совесть…» ( к юбилейной дате Победы в Великой Отечественной войне), «Душой я чист..» (по творчеству Н. Рубцова), «Путешествие по есенинским местам» (о жизни и творчестве С.А. Есенина), «День славянской культуры и письменности».
Сценарии, видео и фотоматериалы праздников прилагаются.
Наш опыт работы был обобщён на муниципальном уровне.
Подводя итог, хочется сказать, что будничные дни должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Мы убеждены, что детям нужны праздники. Ведь литературный праздник - это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, цель его в том, чтобы служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, личную инициативу, навыки организатора, коллективиста, укреплять высокие нравственные принципы, прививать эстетические вкусы.
Праздник нужен школьникам как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Он призван служить утверждению высоких нравственных принципов, прививать детям тонкие эстетические вкусы и развивать их мировоззрение. У каждого праздника - своя прелесть, свой характер, свои краски и звуки, у каждого - свое лицо, своя идея. Ведущую идею праздника отражает его наглядность, церемониалы, символы, репертуар концертной части и т. д
Вместе с тем, самостоятельная подготовка какого-либо мероприятия и особенно праздника побуждает обучающихся проявлять инициативу, самостоятельность, принимать на себя ответственность за решения, учиться работать в команде, учитывать мнение и интересы других школьников, прогнозировать будущий результат, оценивать итог и планировать дальнейшее личностное развитие в данной деятельности. В этой работе резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения детей в школе несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений и способствует их реализации. Среди них повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, укрепление неформальных связей внутри коллектива, раскрытие интеллектуальных способностей отдельных учеников и целого коллектива, повышение общего кругозора ребят и познавательной активности у обучающихся, стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.
Положительный смысл такой работы состоит не только в том, что каждый праздник получается непохожим на предыдущий, но и в том, что праздники, подготовленные и проведённые с участием самих обучающихся, являются для них увлекательными, заинтересовывают их, а также способствуют их всестороннему развитию и надолго остаются в памяти. Кроме того, дети, участвующие в таких мероприятиях, повышают свою успеваемость по литературе, а значит, повышается качество знаний по предмету. А преподаватели имеют возможность самовыражения через творчество, получать удовлетворение от своей работы и показать детям пример того, что творить может каждый, независимо от должности и профессии, а это является очень существенным условием развития творческой личности в воспитанниках.
Мы, вслед за Антуаном де Сент-Экзюпери, утверждаем, что праздник – это пространство «роскоши человеческого общения». И наше методическое объединение учителей русского языка и литературы и впредь готово творить, есть новые идеи и планы, которые ждут своего воплощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.
Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....
школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности
Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...
Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"
Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....
Туризм как форма внеурочной деятельности по физике.
Статья - обобщение опыта внеурочной деятельности на границе физики и туризма и презентация с тезисами статьи....
Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку
Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...
Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности
Выступление на кафедре естественно-математического цикла...
"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"
Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною ...