Педсовет «Цифровые технологии в школе: внедрять, нельзя откладывать»
методическая разработка

Вакух Ольга Викторовна

Педсовет «Цифровые технологии в школе: внедрять, нельзя откладывать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_tsifrovye_tehnologii.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Цифровые технологии в школе: внедрять, нельзя откладывать»

1 Вводное слово

Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности,  майские  указы Президента РФ 2018 года, коснулись преобразований в области цифровых технологий.

Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

В 21 веке цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения.

Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне.

"Воспитать" таких специалистов, способных "шагать в ногу" с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.

Итак, «Цифровые технологии в школе: внедрять, нельзя откладывать».   Но как при этом не навредить детям?

Эту проблему нам предстоит обсудить на сегодняшнем педсовете

2. беседа (Вопрос  учителям) Что по-вашему включает в себя цифровая школа? (ответы….)

(дополнить сказанное.  По словам чиновников, реализация проекта «цифровая школа» включает в себя:
1. Перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно. При этом электронные образовательные ресурсы должны быть не просто копией офлайн-учебников. Принципиально новым элементом становится интерактивная составляющая — так, чтобы можно было делать примечания и закладки.
2. Создание платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученик будет получать свободный доступ к электронному образовательному контенту.
3. Оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.), которая позволит учителям и ученикам использовать электронный образовательный контент.
4. Переподготовка учителей для эффективного применения электронного образовательного контента в учебном процессе.)


3. Работа в группах

- Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше?

- Для обсуждения предлагаю разбиться на 3 группы. Каждая группа должна выделить положительные и отрицательные стороны внедрения цифровых технологий с точки зрения своей группы.

(раздать А3, маркеры)

Первая группа: МУ образования, администрация

Вторая группа: Учителя

Третья группа: Родители

(6 минут)

4. Выступление групп

5. Подведение итогов. Внедрение цифровых технологий идет стремительными темпами:

  • Практически ни один учитель не проводит уроки и мероприятия без использования ЦОРов
  • Введены электронные дневники и журналы
  • Учащиеся участвуют в во Всероссийских социальных проектах (Билет в будущее, ПроеКТОриЯ, онлайн уроках по финансовой грамотности и т.д.
  • К 2021 году все школы будут иметь доступ к высокоскоростному интернету;

Решение педсовета:

  • Регулярно использовать ИТ-технологии в образовательном процессе
  • Учителям-предметникам регулярно повышать ИТ-компетенцию посредством курсов повышения квалификации и самообразования.

Плюсы:

1.Проект «Цифровая школа» должен научить подростков ориентироваться в мире компьютерных технологий.

2     Автоматизация проверки учебных работ снимет нагрузку с учителей и тем самым позволит им проводить больше времени непосредственно с детьми.

3  Цифровые технологии помогают учащимся в поиске необходимой информации.

4   Очевидной выгодой, по словам Министерства, является возможность дистанционного обучения тех детей, которые не могут присутствовать на уроке, например, из-за болезни.

5   Хранение книг на электронном носителе сэкономит огромное количество места, и больше не будет необходимости иметь помещение под библиотеку.

6.  Электронные книги можно прослушивать с помощью синтезатора речи, что особенно актуально для инвалидов по зрению.

7.  Для слабовидящих детей есть возможность увеличить шрифт текста электронного учебника.

8.  Производство бумаги экологически вредно. Если заменить бумажные книги на электронные, это позволит сохранить деревья и избежать загрязнения окружающей среды.

Минусы

1. Отрицательное влияние на зрение (Вопреки мнению многих, электронные носители не будут портить зрение учеников. Для этого используется технология электронных чернил E-ink, которая выводит информация на дисплей выводится в отраженном свете, что напоминает чтение бумажных книг.)

2.  Книга в электронной форме дешевле бумажного аналога. Однако для чтения таких книг требуются довольно дорогие устройства. Их техническое обслуживание также может стоить немалых денег. Вероятно, могут возникнуть проблемы нехватки специалистов по ремонту техники в регионах нашей страны. 

3.    Финансовая сторона данного проекта оставляет открытым вопрос его целесообразности. В сфере образования существует много других задач, которые необходимо решить, например: ремонт зданий учебных учреждений, повышение заработной платы преподавателей, в том числе с целью привлечения большего числа высококвалифицированных специалистов и т.д.

4. Существует опасение, особенно со стороны родителей, что использовать информационные технологии в учебном процессе - значит все больше отдалять от реальности современных детей, которые и так отдают предпочтение виртуальности, заменяя традиционные игры компьютерными.

5.  Возможно, появится проблема с переобучением пожилых преподавателей, которые не так просто принимают технические нововведения. Получается, процесс преподавания для них может быть не облегчен, а напротив - усложнен. Особенно иронично выглядит эта модернизация на фоне грядущего увеличения пенсионного возраста.

Новая школьная среда

Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Нацпроект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Цифровая среда уже начала формироваться в российских школах. С сентября прошлого года в столице работает облачная платформа МЭШ («Московская электронная школа»). Столичные школы используют электронные доски, ноутбуки и скоростной интернет. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео— и аудиоматериалы, 3D-программы, виртуальные музеи, библиотеки и лаборатории. К 2020 году планируется полностью отказаться от бумажных учебников по 11 школьным предметам, заменив их мобильными устройствами — индивидуальными планшетами. На них можно просматривать учебные материалы, видеоуроки, а также посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронные дневники. Со временем этот опыт планируется транслировать на другие регионы и внедрить Российскую электронную школы (РЭШ). Об этом ранее заявляла министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.

Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.

Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому», — говорит основатель международной школы «One!» Максим Натапов: «Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования».

По словам директора Центра изучения школьных практик

и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ Елены Чернобай, учитель становится организатором совместного обучения и эффективного использования технологий в обучении.

Готовность к будущему

При этом электронные образовательные ресурсы должны быть не просто копией офлайн-учебников. Принципиально новым элементом становится интерактивная составляющая — так, чтобы можно было делать примечания и закладки.

«Умные» мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования. Цифровой класс будущего поколения оснащается смартфонами, виртуальными очками, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это позволяет ученикам выполнять виртуальные лабораторные работы, проводить опыты в безопасной среде, в том числе те, которые не осуществимы в обычном классе, — например, замеры радиоактивного излучения, изучение изменений электрического тока в разных условиях или принципов работы двигателя «изнутри» и пр.

Интерактивные классные доски позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А учитель и ученики с помощью подключенных к сети сенсорных экранов могут постоянно взаимодействовать друг с другом. Это повышает в том числе и креативность учебного процесса. А цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или хочет повторить дома. Сенсорная поверхность подключенных парт позволяет использовать их и как экран, и как клавиатуру. Формируется индивидуальное рабочее пространство ученика как площадка для совместной работы, решения коллективных задач.

На начало 2018 года, по оценке компании «ЯКласс», только 12% учителей страны пользовались электронными учебниками и другими цифровыми инструментами в учебном процессе.

По данным последнего опроса компании «Дневник.ру», в котором участвовали 16 тыс. учителей, учеников и родителей из 74 российских регионов, 36% школ страны полностью перешли на безбумажный формат ведения журналов и дневников. Миграцию в онлайн сдерживает недостаточное материально-техническое оснащение, об этом заявило 44% респондентов. Сохраняется проблема слабых ИТ-компетенций довольно большого числа педагогов, отмечает руководитель методического сопровождения инвестиционных проектов «Дневник.ру» Ксения Колесова.

Сетевой диплом

По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уровень проникновения онлайн-технологий в российском образовании в целом составляет лишь 1,1%. Глобально на долю е-learning приходится около 3% всего объема рынка образовательных услуг, по оценкам образовательного ресурса EduMarket. В российских вузах e-learning сегодня охватывает около 4% учащихся. По оценкам Tadviser, к 2021 году эта доля вырастет до 9%.

В новой парадигме обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) роль дистанционного направления усиливается. В России развивается и совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая электронное образование, онлайн-обучение получает дополнительное финансирование — в частности, в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». В его рамках до 2020 года планируется выделить российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды гранты в размере 1 млрд руб. Деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, сервисов и интеграционных решений для развития онлайн-обучения. К 2025 году в России должно быть создано 3500 онлайн-курсов, 10 тыс. преподавателей должны научиться передавать свои знания онлайн. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к проекту "Школа цифровых технологий"

Мы живём в стремительно изменяющемся мире, который не мыслим уже без цифровых информационных технологий. И одна из задач школы научить ориентироваться в этом потоке информации не только учащихся, но и...

Выступление на педсовете-Цифровое образование в условиях цифровой экономики(Цифровые компетенции в каждую семью)

Цифровая школа- это проводник цифровых компетенций в каждую семью, это адекватный механизм преодоления ограничений и расширение возможностей граждан вне зависимости от территории проживания, состояния...

Технологии без границ. Как используют цифровой микроскоп в школе №6 х. Комаров Ростовской области

Малокомплектные сельские школы часто обходят стороной инновации – кто-то в силу того, что не знаком с ними, кто-то в силу банального отсутствия бюджета. В школе №6 хутора Комаров Ростовской обла...

Оценка интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации: как выявить передовые школы?

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации....

Эссе на тему: « Использования цифровых технологий в рамках реализации Национального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа» («Точка роста»).

 В современной школе  главной целью использования цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов является создание информационно-образовательной среды образовательного учрежд...

Использование модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PROLOG на уроках физики в основной школе.

В статье описан опыт использования модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PROLOG на уроках физики в основной школе....