Интегрированный урок по чтению
план-конспект урока по литературе

Корнеева Татьяна Викторовна

Е. Благинина «Папе на фронт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_chteniya.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волжская школа-интернат»

Интегрированный урок  чтения в 3- 4 классе

Е. Благинина «Папе на фронт»

Волжский, 2020

Цели: познакомить с произведением Е. Благининой «Папе на фронт»; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы , составлять план урока,

- умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление обязанностей в группе при планировании проекта о Родине; личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация;

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Самоопределение темы и задач урока
  3. Чтение и анализ стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»
  4. Обобщение и систематизация изученного материала
  5. Рефлексия
  6. Оценка деятельности учащихся

План урока

  1. Организационный момент

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «О чем мы будем говорить с вами на уроке?»

Чтение стихотворения учителем

Трехлетний сын отцу послал

На фронт своё письмо.

Не зная букв – нарисовал

Послание своё.

Порой висела жизнь бойца

На тонком волоске,

Но то письмо, как талисман,

Хранил он в вещмешке.

От взрывов делалось темно,

Но лишь огонь стихал,

Отец сыновнее письмо

В который раз «читал».

И видел он родимый дом

На берегу реки,

А в чистом небе голубом

Кружили голубки.

Друзей немало полегло

В кромешном том аду...

Письмо ребёнка помогло

Живым пройти войну.

Когда вернулся он домой,

Рисунок вновь достал,

И вместе с сыном и женой

Ещё раз «прочитал».

Все так же было у реки:

цветы и дом родной,

не «мессеры», а голуби

кружили над семьёй.

Итак, чему будет посвящен наш урок?

  1. Самоопределение темы и задач урока

Тема урока «Папе на фронт» Елена Благинина

Что мы будем делать на уроке? (выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы)

- Как еще можно назвать это стихотворение?

-Как автор называет письмо сына? (послание, талисман)

- Объяснение значения слов талисман, вещмешок, мессер (Работа со словарем)

- Могло ли простое письмо на войне сотворить  чудо? (Ответы детей)

-Действительно, письмо может поддержать человека в трудную минуту, когда у него нет возможности быть рядом со своими близкими и дорогими людьми.

3. Чтение и анализ стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»

С каким настроением нужно читать это стихотворение? (Ответы детей)

Чтение уч-ся про себя.

Физминутка.

Раз-два – аты - баты,

Три-четыре – мы солдаты.

Маршируем как пехота.

Раз-два – повороты.

В кабину сели самолёта,

Три-четыре – мы пилоты.

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

Чтение по-цепочке.

Ответы на вопросы:
1.  Кто писал письмо? ( сын)

2.  Кому он писал письмо? (отцу)

3.  Умел ли мальчик писать? (нет)

4.  Как же он написал письмо отцу? (нарисовал)

5. Что мальчик нарисовал? (найдите в тексте)

6.  Где находился отец? (на войне)
7.  Как мальчик обращался к отцу? Найдите в тексте. (Папка, миленький, голубчик мой, родимый)
8.  О чем говорят эти слова? (О любви сына)

9.  О чем мечтает мальчик? (Найдите, прочитайте)

Выразительное чтение стихотворения.


- Давайте попробуем порассуждать, для чего Елена Благинина написала это стихотворение? (чтобы напомнить, что детей тоже коснулась война, о чем мечтали дети войны, что война и дети несовместимы, что письма занимали очень важную роль в жизни)
- Почему до сих пор многие семьи хранят письма войны? (Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы, это наша история, это история семьи, это целая палитра чувств)

5. Обобщение и систематизация изученного материала

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа (показ письма)

Доставляли письма полевые почтальоны. Они же забирали у солдат письма родным.

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах,  госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд.

В Волгограде на Солдатском поле есть памятник солдатскому треугольнику. Это письмо с фронта от отца любимой дочери Миле – памятник доблести и безграничной любви к Родине простого русского солдата.

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.

А теперь давайте и мы с вами, внуки и правнуки ветеранов войны, попробуем сделать такой же треугольник.

Складывание письма-треугольника

6.Рефлексия

 Закончи  фразу:

Я не знал…- теперь я знаю…

На уроке я понял …

После сегодняшнего урока мне захотелось…

– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет? Почему во многих семьях они хранятся до сих пор?

– Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по чтению "Звуки (з) и (з). Буквы З, з

                                                 Техно...

Интегрированный урок внеклассного чтения в 10 классе «Ты на ошибку не имеешь право» (М. Владимов)

напомнить учащимся о тесном взаимодействии литературы  с другими предметами (историей, биологией, физикой …); выработать навыки и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Интегрированный урок по чтению и развитию речи, истории и православной культуре на тему: «Когда мы едины, мы непобедимы»

Материал урока знакомит обучающихся с историей установления праздника, посвященного Дню народного единства, с историческими событиями Смутного времени и народными героями, защитившими русский народ...

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...

Интегрированный урок (математика + чтение + урок технологии) по теме "Мера времени - повторение". 9 класс

Андерсон стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсона Заложено много мудрых и глубоких мыслей, о...