урок литературы в 8 классе "Телеграмма" по рассказу Г.К.Паустовского
план-конспект урока по литературе (8 класс)

урок и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_rasskazu_paustovskogotelegramma.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

                                                               Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»                                                                                                

                                        «Если мать позовёт…» (слайд 2)

                                                                                                   Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

                                                                                                    и  долголетен  будеше

на земле.

                                                                                                               (пятая заповедь Божья)

                                                                                                                 «При солнышке тепло- при матери добро»

                                                                                                           (пословица)

                                                                                 Есть на свете удивительное существо, перед                                                                                                                                                                            

                                                                                                   которым мы в вечном долгу

                                                                                                                                                 М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости,      милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей, по которым живут герои.

Обучающие:

 Создать условия для формирования:

- навыка самостоятельного анализа текста;

- умения высказывать свое отношение к прочитанному;

- умения выделять наиболее важные качества в человеке;

- способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

           Создать условия  для формирования способности быть заботливыми, внимательными и благодарны-  

            ми детьми.

Вид урока: урок – проповедь.

                    Оборудование:

  • компьютерная презентация «Мамины глаза»;
  • бланки телеграмм;
  • иллюстрации к рассказу (портреты главных героев).

                                                                           Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

      Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт», «Северная повесть». Однако, самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: «Она овладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

      Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

       Но всё-таки чаще  Паустовский         писал о людях, простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма».

2.Что такое телеграмма? (слайд 3). Образцы телеграмм. (слайд 4).

3. История создания рассказа «Телеграмма».

     (Это индивидуальное домашнее задание. Рассказ главы «Зарубки на сердце» из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза» )

  Беседа с учащимися .

- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

( что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)

 Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внёс автор , что изменил, а что оставил прежним; как построил своё произведение , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»

4.Смысл названия рассказа «Телеграмма».

Тексты телеграмм.(Слайд 5).

          5.Основные образы в рассказе.

А)Образ матери (Катерины Петровны) (Слайд 6).

Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?

 Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?

- Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век», а не жила.

- Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

- Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.

- Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками , она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.

- Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто-то долго стучал в калитку.

А почему она все-таки решилась идти?

- Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.

   Б) Образ дочери (Насти) (слайд 7)

 

Что узнали о  жизни Насти, её работе?

Живёт в Ленинграде. Есть ли здесь описание природы? Почему?  

-Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала.

Что узнали о работе Насти?

- Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»

Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?  

-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые  волосы и большие холодные глаза».                        

                                                                                                             

- Глаза - зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!

Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени.  Солнце не может быть холодным!

- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.

  « Настя чувствовала на себе насмешливый взгляд  скульптуры Гоголя».

Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?  

                                                                                                               

- Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, обладал способностью угадывать человека.» «А письмо – то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»

Почему сорока?

-Трещотка, легкомысленная птица.

Вывод:   И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.

Настя получила телеграмму. Её поведение?

- Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

А какие слова звучат с кафедры?

                                                        ( работа с текстом)

Какой художественный приём использует здесь автор  и для чего?

- Резкий контраст, он подчёркивает несоответствие поступков и похвалы.

- Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи.

А что стоит за этим «Эх ты!»?

- Восклицание сатирика горестно укоризненное. Гоголь видит Настю насквозь: её фальшь, предательство. Сатирик презирает её за тщеславие, эгоизм.

                                                 

 В) Жители деревни.

-сторож Тихон( по тексту);

Кто такой Тихон? Что вы узнали о нём?

Что делает Тихон на почте? Какую телеграмму принёс он Катерине Петровне?

                                                                      ( работа с текстом рассказа)

Для чего это делает Тихон?

-Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества в последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман.

-девочка Манюшка( по тексту).

С какой целью введён в рассказ этот образ? Какие слова обращены к ней?(« …не будь пустельгой…»)

Г) Образ учительницы (по тексту, слайд 8)

А для чего,  по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.

Какая черта есть у неё  в отличие от Насти?

- Добросердечие, душевность.

«Лишь бы успеть,..лишь бы простила». Настя в Заборье. (слайд 9).

Какие факты свидетельствуют  о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

7. Чтение и анализ стихотворения «Если мать позовёт…».(слайд 10)

8.Смысл эпиграфа к уроку.

9.Выразительное чтение подготовленных дома стихотворений о матерях. 

10. Пятая заповедь Божья. (слайд 11)

Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

12. Спасибо тебе, родная…(слайд 12)

13.Смысл названия нашего урока.

14. Итог урока.

15. Домашнее задание: роль пейзажа, интерьера и художественной детали в рассказе «Телеграмма».

   

     

                                                   

   

                                                   

     

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"

Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло  в  сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...

Урок литературы в 5 классе В.Г. Паустовский. Нравственная проблематика произведения "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе 11.04Тема:«Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».Тип урока: комбинированный.ПланПовторение материала: вспомнить сюжет сказки, посм...

Урок литературы в 5 классе К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"

Урок  литературы в 5 классе 13. 04Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»Тип: открытие новых знанийВремя и длительность: 1 урок   10.45 – 11.15, 12.15 – 12.45 Пла...