Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока 5класс | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе. 5 класс. рассказ К.Г. Пауствского "Заячьи лапы"
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Взаимоотношения человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы" », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные:
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: чтение,
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные:
понимание ключевых проблем изученного произведения XIX—XX веков,;
выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;
Структура и ход урока:
1.Тема, цель, актуализация, планирование работы
- Здравствуйте, садитесь! Вспомните, какое д. з. было задано к сегодняшнему уроку и назовите произведение, которое будет объектом изучения на сегодняшнем уроке (прочитать рассказ, найти статьи о помощи человека животному и наоборот)
- Итак, правильно, объект изучения - рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы", (слайд №1)но это ещё не тема. Попробуем самостоятельно сформулировать тему урока (дети пишут карандашом, говорят, темы разные).
- Задание было одно? (да) Темы сформулировали разные. Почему? (много интересного: сюжет, герои, худ своеобразие и т.д.)
- Чтобы правильно сформулировать тему урока, обратимся к д.з. Вспомните статьи (1-2 пересказываю). Какой темой они объединены, в том числе - и с рассказом "З.Л."?
- Записываем дату, тему "Взаимоотношения человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".(слайд №2)
- Сформулируем цель "Проследить, как развиваются взаимоотношения человека и природы в рассказе Паустовского"
- Вспомните, какие моменты при чтении рассказа вам показались интересными с точки зрения изучения литературного произведения (поступки героев, описание природы и т.д.) Опираясь на ваши интересы и тему урока, составим поэтапный план урока:
а). чтобы вспомнить произведение, что мы можем сделать (пересказ, вопр – отв. перестрелку и т.д.). Предлагаю наименее затратный по времени вариант - составить план рассказа и вопросно –ответную перестрелку.
б). чтобы обозначить ещё 2 этапа урока, обратите внимание ещё раз на тему: на что мы должны обратить внимание? (человек, герои). Итак, составить характеристику героев . Через что? (речь, поступки)
г). И последнее ? проследить изображение природы в рассказе.
д).Сделать выводы, сформулировать идею рассказа. (слайд №3)
- Какие приёмы будем использовать?: (чтение, поиск, анализ...)
2. Практическая деятельность.
- Составляем план рассказа. Чтобы быстрее, как лучше работать? ( в парах) 3-5 мин. Дополнительно (подумать, что означают слова "сюжет" и "ретроспектив"а и какое отношение имеют к данному заданию). Учащиеся зачитывают план. Он высвечивается на слайде (слайд №4) –Кто выполнил дополнительное задание? (сюжет- события в произведении в определённой последовательности; ретро – прошлое; ретроспектива - взгляд в прошлое).(слайд №5)
- Вывод: в сюжете автор использует такой приём, как ретроспектива
- Поработаем над 2 пунктом плана урока. Предлагаю объединиться в группы. Сколько групп будет? (сколько героев) , 6 групп. Задание: я раздаю карточки с именами героев и их характеристиками. Что вы должны сделать?( выбрать характеристику героев, дописать свои характеристики). Дополнительно -проанализировать речь героев, найти цитаты. Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед (слайд №6)
- Вывод: Несмотря на злобу аптекаря и ветеринара, добро побеждает, так как доброту проявляют другие персонажи (большая часть).
- 3 пункт - вопросно-ответная перестрелка: (2 вопроса каждая группа). Зачитываем.
Физкульминутка "Съедобное -несъедобное": хлопок - прыжок (стул, лук, ноутбук, хлеб, мяч, клавиатура, клубника, морс, ваза, масло, туфли, торт, …)
- Мы подошли к 4 пункту плана урока, Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить на этом этапе урока? (поиск описаний природы, зачитывем, средства выразительности)
- Вывод: 1)Описание природы сопровождает действия и речь героев
2) Автор использует различные средства выразительности при описании природы.
3. Вывод по теме: Мы подошли к главному моменту в изучении произведения. Зачем мы анализировали взаимоотношения человека и природы? (понять идею) Какая она? ( творить добро, помогать людям и животным. бережно относиться к природе). Чтобы у каждого из вас появилась возможность сделать вывод по теме, идее произведения, предлагаю составить синквейн (слайд №7)по теме урока. 3 сущ. 2 прил. 1 глаг. 1 афоризм. 1 междом или смайл. (сложнее всего с афоризмами, поэтому можете придумать свой). (слушаю и добавляю афоризм от себя афоризм «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»…) слайд №8
4. Д.З. слайд №9. 1) выразительное чтение (всем) 2) Дополн. - придумать рассказ, основанный на реальн. событии или инсценировку или иллюстрацию к эпизоду рассказа.
5. Рефлексия. Слайд №10 Предлагаю взять зайчиков (всё –таки это центр. персонаж сегод. рассказа) и написать на нём одно из 3 слов, характеризующих ваше эмоц. состояние и степень усвоения темы. (бабочка - легко, жираф - с небольшими трудностями, черепеха - "медленно, но верно".
6. Дополнительные задания:
- Просмотрите иллюстрации к рассказу и предложите, какой эпизод изобразили бы вы? или Устно опишите, что вы видите на иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»
Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....
план-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
План-конспект урока...
конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...
Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы"
Материал включает в себя подробный конспект урока с презентацией. Включает в себя список личностных, предметных и метапредметных результатов, а также проектныен, групповые и исследовательские формы ра...