Проблемы изучения мифологии в современной школе на уроках литературы
статья по литературе

Ермакова Юлия Дмитриевна

В статье рассматриваются проблемы изучения мифологии в современной школе на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermakova_yuliya_dmitrievna_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ЕРМАКОВА ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА

Проблемы изучения мифологии в современной школе

на уроках литературы

В условиях обновления школы задачи литературного образования, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у учащихся умение эстетически воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В этой связи особенно важным представляется изучение мифологии в школьном курсе литературы.

Как указывает Н. А. Бражкина, «в систему понятий, изучаемых на уроках литературы, введено теперь и культурологическое понятие «миф». Его включение в школьный курс литературы обосновывается прежде всего пониманием того, что без овладения знаниями о мифе немыслимо основательное гуманитарное образование. В процессе формирования понятия о мифе происходит не только приобретение учащимися специальных (теоретических) знаний, но и удовлетворяются читательские потребности детей в выразительных образах и приключенческих сюжетах, наполненных фантазией. Кроме того, существенно расширяется их кругозор. Школьники открывают для себя уникальный способ познания мира, возникший и являющийся господствующим на древнейшей стадии культурного самоопределения каждого народа и сохранившийся до сих пор в сознании современного человека в качестве «некоего фрагмента» (Е. М. Мелетинский). Миф помогает учащимся увидеть генезис культурных и ментальных традиций, дает «ключ» к пониманию произведений литературы и искусства. Нравственно-эстетический потенциал мифа влияет на духовно-личностное развитие подростка» [1, с. 5]

Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне.

В силу своей многослойности мифы зафиксировали модель человеческой нравственности и по сей день сохранили актуальность возникших в древности моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки.

Включение темы «Мифы народов мира» в курс литературного образования необходимо и потому, что миф исторически предшествует и фольклору, и литературе. Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. В процессе развития литературы меняется характер постижения жизни, и обращение к разным способам отражения действительности, в том числе мифологическому, позволяет обнаружить, как определенное миропонимание воплощается в литературном произведении, и проследить процесс развития литературы. Кроме того, обращение к национальной мифологии открывает дополнительные возможности в освоении зарубежной литературы, в основу многих произведений которой положены известные сюжеты античной мифологии. Сопоставление похожих сюжетов в национальных мифологических культурах может стать одной из реализаций сопряженного изучения русской и зарубежной литературы в школе, на что указывают в своих работах такие авторы, как О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман [2], З. Я. Рез [3] и др., хотя его методика до сих пор практически не разработана. «Европейская литература со времен Ренессанса обращается к Античности. Огромное количество произведений всех направлений художественной литературы создано под влиянием античных мотивов или включает в себя сравнения и образы богов и героев Древней Греции и Рима. Чтобы понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, важно дать школьникам почувствовать обаяние и красоту древности. Учитель не может поставить перед собой задачу изучить с шестиклассниками все мифы Древней Греции, но может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. Важно познакомить детей с книгами, с помощью которых они смогут приблизиться к пониманию этой эпохи», – справедливо замечает                  О. А. Еремина [4, с. 88].

Ввиду огромной образовательной и воспитательной значимости мифологии для современных школьников, работа с мифами предусмотрена практически на всех уровнях школьного литературного образования.

По наблюдениям Т. А. Дергуновой, Н. Х. Латыповой, «в средней школе литературное чтение дает возможность ученикам практически освоить духовный опыт поколений, вырабатывает собственную точку зрения на многие вещи, воспитывает уважительное отношение к другим людям, развивает творческое воображение, мышление. Поэтому необычайно важно изучать мифологию в школьном курсе литературы».  Как точно подметил                     А. Н. Афанасьев, «миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы…» [4, с. 43].

В V классе формируются начальные представления о мифах. Изучаются прежде всего древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце» и древнеиндийские мифы «Творение». Чтение мифов организовывается таким образом, чтобы познакомить учащихся с содержанием и воспитательным значением древнегреческих мифов и привить интерес учащихся к произведениям фольклора. Учащиеся должны запомнить, что миф не основан на реальных фактах, его герои существа сверхъестественные. Это говорит о том что, это – истории выдуманные. При этом необходимо обращать внимание на то, что с помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Мифы – это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки, но при чтении мифов мы неизбежно обращаемся к истории народов, авторами которых они являются. Для расширения кругозора учащихся можно их познакомить и с мифологией предков русского народа, их верованиями и представлениями о нравственности.

Знакомство с жанровыми особенностями мифа предусмотрено в следующих классах среднего звена.

Миф, фольклор, литература – базовые понятия, которые должны стать основой для изучения курса литературы в VI-VIII классах. «Перед учителем стоит проблема выработать системный подход к их изучению, определить логику освоения понятий, продумать разные формы учебной деятельности, выявить приемы, которые помогут организовать увлекательное путешествие школьников в яркий, пестрый, неповторимый мир мифов, понять их сущность, позволят увидеть нравственно-эстетическое богатство поэтического творчества народа, почувствовать своеобразие литературы как вида искусства. Учащиеся должны убедиться, что миф-фольклор-литература тесно взаимосвязаны, отражают процесс развития мировой культуры в историческом контексте».

Какую бы программу ни выбрал учитель, изучение мифов на протяжении всего курса литературного образования школьников должно проходить в несколько этапов:

1. «Открытие» понятий «миф», «мифология», «мифологемы».

2. Изучение мифов разных народов. Знакомство с: этапами развития мифов: 1) боги – силы природы, прежде всего стихии – огонь, вода, земля, воздух, все, что окружало человека: горы, реки, деревья; 2) божественные силы природы в облике животных; 3) боги, представленные в человеческом образе; 4) классификацией мифов:

– космогонические (происхождение мира);

– астральные (о планетах и звездах);

– календарные (смена времен года и т.п.);

– мифы, объясняющие судьбы заключенного в человеке божественного начала – души;

– мифы о будущем;

– этиологические (причинные);

– мифы о героях.

При сопоставлении разных мифологий учащимся V-VI классов вполне по силам выявлять особенности циклов, запоминание же терминов не является обязательным.

3. Поиски мифологических образов, мотивов в фольклорных произведениях. Разгадывание смысла образов-символов. Выявление отличий мифов и фольклора.

4. Нахождение в литературных произведениях отражения мифологических и фольклорных мотивов, образов, исследование их роли в системе нравственно-художественных ценностей литературного произведения.

Задача и методическая проблема учителя – выделить направления, по которым будет идти знакомство с мифами, их освоение на первом этапе изучения и углубление на последующих этапах:  

1. Миф как форма познания древним человеком действительности, донаучное объяснение мира, отражающее связь с природой.  

2. Миф как повествование о быте, нравах, верованиях древнего человека.

3.  Миф как источник нравственных ценностей.

4. Миф как рассказ, обладающий художественными особенностями.

5. Миф как источник тем, идей, образов для созданий произведений искусства.

В результате у школьников к концу изучения данной темы должно сложиться целостное представление о мифе.

Однако если в V-VI классах, согласно содержанию школьных образовательных программ (авторы Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, В. Г. Маранцман, В. Я. Коровина и др.), учащиеся непосредственно читают тексты мифов и анализируют их в выбранном учителем ракурсе, то в более старших – VII-VIII – классах учитель ограничивается мифологическим комментарием. Суть данного вида комментария, по мнению                                     Н. А. Подгорбунских, сводится к «объяснению мифологического содержания произведения литературы, включая ритуально-этнографические пояснения, анализ архетипического бессознательно-мифологического подтекста и реконструкцию личностного мифа автора, так называемого мифологического личностного контекста» [5, с. 42].

«Целенаправленное и систематическое привлечение знаний по мифологии в процессе анализа произведений фольклора и художественной литературы углубляет проникновение в текст, выявляет особенности поэтики произведения, обогащает личность учащихся интеллектуально и эстетически. Сопоставление мифа и литературного произведения на мифологический сюжет позволяет показать способы освоения нравственно-эстетических представлений древности в поздние эпохи, проследить, как миф переосмысливается в соответствии с авторским замыслом», – отмечает О. А. Вдовина [7, с. 11]. 

Знание специфических особенностей мифа, основных мифологических сюжетов и персонажей становится опорой для изучения фольклора и некоторых произведений художественной литературы. Среди причин обращения к мифологии при анализе художественных произведений, наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися индивидуально-творческого подхода писателя к мифологическому материалу как одной из черт его поэтики. Однако проблема привлечения мифологии как фактора углубления анализа художественного текста в настоящее время является недостаточно разработанной.

В старших классах, в особенной степени при изучении литературы XX-XI вв., актуальным представляется анализ неомифилогических мотивов в творчестве отечественных авторов (образ Мирового древа в поэзии Н. Рубцова и романах А. Кима, миф о Медее в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети», миф об Ариадне и Персее в «Шлеме ужаса» В. Пелевина и др.). В данном случае задача учителя заключается в акцентировании внимания учащихся на тех вечных, неразрешимых вопросах и проблемах, которые от эпохи к эпохе затрагиваются авторами, что говорит о единстве развития литературного процесса в целом. Кроме того, «игра» с мифологическими образами и мотивами, как ярким воплощением литературных традиций, является характерной «приметой» постмодернистского искусства.

Таким образом, построение школьного курса литературы на разных ступенях образования предполагает систематическое обращение учащихся к понятию «мифа»: в V классе это чтение некоторых, наиболее простых и доступных для ученического восприятия мифов народов мира; в VI-VIII классах – знакомство с жанром мифа, его основными особенностями и отличиями от смежных, похожих жанров, обращение к мифологическому комментарию при изучении произведений известных авторов, в которых мифологические образы и мотивы играют важную роль; в старших классах – работа с неомифологическими мотивами в современной литературе. Каждая из ступеней ученического освоения жанра мифа диктует необходимость выработки методики работы с ним, ставя перед педагогом определенные методические задачи и проблемы. Если в V классе основной акцент учитель должен сделать на актуализации познавательного интереса к мифам, то позже ведущей становится проблема организации системного освоения жанра, знание которого позволит учащимся  будущем свободно «узнавать» его в авторских произведениях.

Список использованных источников

  1. Бражкина, Н. А. Формирование понятия о мифе в 5-6 классах : автореф. дис… канд. пед. наук / Н. А. Бражкина. – Самара, 2002. – 20 с.
  2. Методика преподавания литературы : учебник для пед. вузов : в 2-х ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М. : Просвещение, 2004. – Ч. 2. – 288 с.
  3. Методика преподавания литературы : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / под ред.               З. Я. Рез. – М. : Просвещение, 1977. – 384 с.
  4. Еремина, О. А. Уроки литературы в 6 классе : книга для учителя /           О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2008. – 320 с.
  5. Ершова, М. С. «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии» (6-й класс) [Электронный документ] /                  М. С. Ершова // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/645146/
  6. Подгорбунских, Н. А. Культурно-мифологический комментарий на уроках литературы в старших классах / Н. А. Подгорбунских // Русская словесность. – 2015. – № 3. – С. 41-44.
  7. Вдовина, О. А. Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. А. Вдовина. – М., 2003. – 17 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе

актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе...

Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»

1)Система оценивания  должна  давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...

Проблемы изучения перспективы в средней школе

Данная статья посвящена актуальной проблеме изучения перспективы на уроках изобразительного искусства в средней школе...

Проблема подросткового курения в современной школе

Одной из основных проблем в нашей школе, с которой приходится сталкиваться каждый день  является  подростковое курение. Несмотря на все приказы, запреты, подростки курят чуть ли не под ...

Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...