Проблемы изучения перспективы в средней школе
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Пикулева Татьяна Романовна

 

Данная статья посвящена актуальной проблеме изучения перспективы на уроках изобразительного искусства в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ne_umeyu_risovat.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Я не умею рисовать!»

Учителя начальной школы такое слышат редко – дети младшего возраста уверены в своих силах, смело пробуют. Они готовы поделиться своими результатами, поделиться радостью «у меня получилось». А вот чем старше ученик, тем меньше уверенности в результате , а это снижает интерес к работе, резко падает самооценка, тем более если рядом есть те, кто , посещают художественную школу … Задания по передаче того что видел, чувствовал, что думает оказываются очень сложными.  Появляется страх перед белым листом.  А фраза «представьте, что вы изображаете…» не побуждает к действию, а наоборот приводит к отчаянью. Ученик средней школы готов выполнять то, что получается, чему научился.

Мы знаем, что формирование пространственного воображения без практической работы малоэффективно.

Достаточно лишь провести три линии и все, весь класс, оказывается, умеют рисовать и все, правда не сразу видят на только что пустом листе не линии, а небо, землю, дорогу. Все возвращается: и радость открытия, и вера в себя, как художника.

Слава науке Перспектива!

Почему перспективу называют наукой?

 «…прямая перспектива в искусстве — не только радостно открытый, но и ревниво оберегаемый закон зрительного восприятия мира. Перспективное построение картины по этому закону очень точно выражает собою определенную формулу взаимоотношения между миром и человеком. Применение прямой перспективы впервые дало художнику возможность решительного прорыва плоскости, помогло завоевать новое пространство — иллюзорное... Человек так, как никогда, утвердил свою власть над пространством воображаемым. Им с небывалой еще силой овладевает пафос беспредельного пространства, получая исход в утверждении человеком пространства творимого» [1]  

Возникновение перспективы как науки … связано с тем, что художники столкнулись с проблемой передачи зрительного восприятия пространственных объектов и самого пространства на двухмерной плоскости. Созданная система перспективы (от лат. «perspicere», что в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть») явилась полным решением проблемы и имеет значение до наших дней. Существует единый метод построения геометрии изображаемого пространства и моделировки формы, объема предметов, его заполняющих. До сих пор мы употребляем такие понятия и термины, как картинная плоскость, горизонт, линии схода, точка схода и т.д.

Перспектива считается наиболее наглядной формой изображения. Зрение обладает способностью воспринимать расстояние, и умение видеть и быстро сравнивать отношение деталей к большой форме предмета составляет основу грамотного построения перспективного изображения. Особенность такого построения в том, что рисовальщик наглядно показывает предмет не в натуральных размерах, а в правдоподобных пропорциях. Поэтому ему приходится сочинять и компоновать предмет в изображении, добиваться достоверного перспективного сходства.

Павел Петрович Чистяков - исследователь «вечных, незыблемых законов формы», воспитатель многих значительных мастеров русского искусства,  считал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте.

Рассмотрим общие задачи перспективного рисования.

Первое правило перспективы основывается на кажущемся уменьшении предметов по мере их удаления от нас.

Например: Упражнение по изображению кубиков в перспективе

Еще одно правило перспективы заключается в том, что все вертикальные направления (заводские трубы, телеграфные столбы, стволы сосен и т.д.) в изображении выглядят вертикально.

Упражнение по изображению столбов,  деревьев вдоль дороги

Многие из нас легко представляют железную дорогу, рельсы уходящие от зрителя  становится очевидность первого правила: предметы с наглядной четкостью уменьшаются в размерах к линии горизонта

Замечая подобное явление всюду, где перспективные закономерности четко проявляются, мы увидим, что карнизы и цоколи зданий, стволы и кроны деревьев, устремляясь вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходятся между собой в некой условной точке. Здесь наблюдается, а при изображении на плоскости соблюдается второе правило перспективы: горизонтальные параллельные линии имеют одну точку схода, находящуюся на уровне глаза (на линии горизонта)

Следующее правило прямые линии, уходящие от зрителя, имеют одну, две или три точки схода.

Упражнение «Робот» Угловая перспектива.

Представление  о пространстве не может быть сформировано быстро и во время изучения только одного предмета, формирование пространственных представлений не возможно только в старших классах;  «изучать пространство» нужно долго, постепенно, обдуманно, и начинать нужно как можно раньше. Изучение перспектива является одним из очень наглядных, понятных и доступных способов обучения.

В средней школе недостаточно внимания уделяется этой науке.

Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое другое. [2]

 Источники информации:

1.        А. В. Бакушинский «Исследования и статьи»  (М., 1981. С. 44—45) (дата обращения 14.03.17) [1]

2.        Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999, 2001,2003,2006,2008. (дата обращения 18.04.17) [2]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации детей к средней школе

Пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Данный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающ...

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Дистанционное изучение математики в средней школе

статья о возможностях новой формы обучения в образовательных учреждениях...

Доклад: «Метод аналогии при изучении химии в средней школы»

Тема: «Метод аналогии при изучении химии». Аналогия – это прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. В основе аналоги...

О проблемах преподавания технологии в средней школе

Уроки технологии на сегодняшний день — единственные, где ребята создают собственные образовательные продукты, которые для них личностно значимы. Причем многие из этих продуктов значимы и для общ...