актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе
рабочая программа по литературе на тему
актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_sovremennoy_poezii_urok_literatury_v_11_klasse.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Современная поэзия. Актуальные проблемы.
Цель: знакомство с актуальными проблемами современной поэзии.
Показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя
Отработать навыки анализа поэтического текста
Форма урока: урок – обозрение.
Оформление: Класс напоминает литературный салон с четырьмя красиво оформленными столиками, вокруг которых расположились члены проблемных групп.
Поэт в России больше, чем поэт…
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый
Дух гражданства,
Кому уюта нет , покоя нет.
Е. Евтушенко
За месяц до урока были созданы четыре проблемные группы, назначены их руководители, через которых учитель осуществлял руководство и контроль за подготовкой к уроку. Были даны следующие задания: каждой группе подобрать стих с определённой тематической направленностью:
1) Тема войны и мира
2) Экологическая проблема
3) Тема нравственности
4) Деревенская тема.
Познакомиться с их авторами, оформить обложку к альманаху, руководителям групп организовать обсуждение и защиту своей проблемы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Стихотворение – стихов творенье.
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье.
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слёзы – память дальних лет.
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует,
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след,
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия – тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.
( Р.Гамзатов)
Труд поэта - интеллектуальный, духовный, у поэта нет праздника и выходных : " Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, я день, и ночь!», -
призывал известный вам поэт Николай Заболоцкий,
Только тогда, когда поэт духовным зрением проникает в существо вопросов своего времени, в сложный мир человека - современника, когда душа его трудится " день и ночь", - тогда приходит вдохновенье и рождаются стихи поразительной силы воздействия на читателя и слушателя, которые приводят в « движение тысячи лет миллионов сердца". Каждый поэт стремится к созданию таких стихов Такие стихи можно назвать разговором о главном / Я. Смеляков/. С них мы и начнем разговор о современной поэзии. Что же означает - современная поэзия ?
Слово « современный» означает относящийся к настоящему, текущему времени» настоящей данной эпохе. Современная поэзия - это поэзия нашего времени. Она включает имена крупнейших поэтов, творческих в последнее двадцатилетие, и тех, кто только начал свой путь в литературе».
Истинная ценность поэта и поэзии заключается в умении находить болевые точки жизни, наиболее острые проблемы со временности.
Поэт всегда должник вселенной, а жизнь всегда богаче своего отражения. Отсюда чувство долга, чувство гражданской ответственности таланта перед своим временем, своей эпохой.
Поэт в России больше, чем поэт
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет, -
пишет Е.Евтушенко в поэме " Братская ГЭС "
Быть всегда в ответе кредо человека и поэта Л. Мартынова.
Я уяснил, что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств! на свете,
И знайте, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за всё в ответе!
За всё я отвечаю в этом мире!
Какие же проблемы волнуют наших поэтов в настоящее время? Чаще всего это проблема войны и мира, экологическая проблема, проблема взаимоотношения человека и природы , деревенская тема, Тема поэта и поэзии, исторической памяти, нравственная проблема, проблема национальных отношений и другие.
Естественно, что все проблемы рассмотреть сегодня мы не сможем, однако часть из них станет предметом нашего разговора,
1
Руководитель первой проблемной группы
Знакомясь с современной поэзией,
замечаешь, что тема войны и мира волнует почти всех поэтов Среди них много таких, которые прошли через огонь войны. Это Николай Старшинов, Анатолий Жигулин,. Егор Исаев, Николай Грибачев. Но есть и такие, которые не были на войне, но детство их совпало с тем суровым временем и потому данная тема в их поэзии занимает ведущее место. Достаточно вспомнить поэму Е. Евтушенко « Мама и нейтронная бомба » , поэмы Роберта Рождественского
« Реквием « и « Двести десять шагов» Поэзия их мужественна и прямодушна. Их стихи не витиеваты, но добры и решительны. Они трудятся в самом прекрасном значении этого слова. Можно сказать, что все они активные сторонники мира, своим словом заставляют нас задуматься над жизнью, над тем, что можем оставить мы после себя.
Звучат стихотворения с последующими комментариями .
Читают и комментируют члены проблемной группы.
Н,. Старшинов « Мир, подошедший к беде»
В. Высоцкий " Братские могилы»
Д. Самойлов "Сороковые".
М. Львов «Высота»
С. Наровчатов, « Солдаты свободы»
Руководитель проблемной группы.
Вы, вероятно, обратили внимание, что во всех стихотворениях, прозвучавших на нашем уроке, тема войны естественно и органично перерастает в тему мира, борьбы за мир. Поэты предупреждают : « Не поддавайтесь иллюзиям, берегите мир!»
2
Слово берёт группа, занимающаяся экологической проблемой современной поэзии.
Руководитель проблемной группы.
Наряду с проблемой войны и мира существует другая, на первый взгляд, менее опасная, но поэтому и более страшная – это проблема экологии.
И в этом, и в другой области мы решаем: быть нам или не быть?
Современная цивилизация может уничтожить себя как мгновенно, так и постепенно.
Сотни тысяч заводов отравляют нашу воду, землю, воздух. Человек может привыкнуть ко многому, но не ко всему. И вот уже с ужасом осознаём, что дышим не воздухом? пьём не воду, а живём почти в пустыне. Скорбным набатом звучат стихи, посвящённые этой проблеме.
Члены проблемной группы читают и комментируют следующие стихотворения:
В. Сорокин « Не бейте оленя».
И. Бурсов « Мы милостей не ждали от природы».
С Куняев « От великой ГЭС до Усть- Илима».
А. Кузьмичевский « Иду с корзиной за деревню»
Э Вахидов « Высыхает Аральское море».
И. Бурсов « Монолог соседа»
Дудин « Берегите землю»
Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой»
Руководитель проблемной группы.
Как бы трагично не звучали стихотворения о « нашем общем доме», хочется верить в способность людей земли обеспечить её охрану, как верят в это многие поэты.
3
В разговор вступает проблемная группа, подбирающая стихи по нравственной проблеме.
Руководитель проблемной группы.
Пожалуй, ещё никогда в мире не стояла столь остро , как ныне, проблема нравственности.
Сегодня всё очевиднее становится, что человечеству не только и не столько угрожает энергетический кризис, сколько кризис духовный, нравственный. Велика роль литературы , в частности, поэзии, в развернувшейся битве за сердца, за души людей.
Члены проблемной группы читают и комментируют стихи по данной теме:
И. Волобуева « ты знаешь эту речку безымянную»
В. Карпенко « Хата с краю».
В Максименко « Дом ребёнка»
Е. Евтушенко « Производители уродства»
В. Костров « И нет сего! И нет того!»
Р. Рождественский « Над головой созвездия мигают»
Руководитель проблемной группы.
Мы заканчиваем разговор на нравственную тему. Надеемс , что он не пройдёт бесследно и послужит хорошим уроком для всех, кто воспитать в себе человека.
4
Руководитель проблемной группы.
По сравнению с предыдущими темами деревенская тема – самая молодая. Сейчас растёт число заброшенных деревень. Люди покидают свои родные края, свои дома и уезжают в город, преследуя цель « пожить получше.» Наверное, многие забывают свою родину – то место на нашей земле, в котором родился. Какой щемящей болью наполнены стихи, посвящённые деревенской проблеме!
Члены проблемной группы читают и комментируют стихи по данной теме:
Г Зайцев « Всё в запустеньи – дом и огород».
Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой».
А. Кузьмичевский « Кочевая деревня».
Руководитель проблемной группы.
Стихотворения, позвучавшие сейчас, очень похожи друг на друга. Они об одном: о критическом положении наших деревень, об Иванах, не помнящих родства.
Учитель.
Так какая же проблема, на ваш взгляд, самая важная?
Ученица.
Я считаю, что эти темы нельзя рассматривать отдельно, они тесно переплетаются, дополняя друг друга. И все поэты, о чём бы они не писали, так или иначе, каждый в меру своего таланта и понимания пишет об одном – о человеческой душе и её соприкосновении с жизнью.
Заключительное слово учителя.
Итак, мы сегодня постарались рассмотреть несколько проблем современности, которые волнуют наших поэтов. Завершая разговор, хочется сказать, что поэтом называют властителями дум, но властителями дум они становятся тогда, когда над их собственными думами властвует великая и возвышенная идея. Равнодушных и безыдейных властителей дум не бывает. И наши поэты высоко несут знамя идейности, они верят в победу правды и справедливости на земле и зажигают нас этой верой. Они учат нас ответственности перед народом и временем, в котором мы живём, и утверждают, сто каждый из нас способен влиять на ход времени и истории.
На дом : Сочинение « Уроки поэтов»
Урок подготовила Савушинская Э.А. , учитель МОУ СОШ № 22 п .Кубань Гулькевичского района.