Проблема подросткового курения в современной школе
статья на тему
Одной из основных проблем в нашей школе, с которой приходится сталкиваться каждый день является подростковое курение. Несмотря на все приказы, запреты, подростки курят чуть ли не под окнами школы. Как с этим бороться? Как приобщить подрастающее поколение к здоровому образу жизни? Пробовались самые разнообразные формы профилактики: это и клубы для подростков, склонных к курению, клубы по пропаганде здорового образа жизни среди младших школьников, различные театрализованные игры, КВН, "соревнования среди классов, свободых от курения", и ежегодные профилактические акции, декады, посвященные ЗОЖ, показы "страшилок" последствий табакокурения и т.п. Что дальше?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_podrostkovogo_kureniya_v_shkole.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннева Л.Б.
Высшая категория, социальный педагог
МБОУ «Марковская СОШ»
г. Чайковский
Проблема подросткового курения в современной школе
Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем подрастающего поколения. К сожалению, статистика и личный опыт работы в школе показывает, что со здоровьем детей и подростков в современной школе не всё благополучно. Редко можно найти подростка с первой группой здоровья, в основном все школьники имеют вторую группу, многие – подготовительную.
Причин такого положения множество, я остановлюсь на одной из них- курение. В последнее время наблюдаю очень часто такую картину: идет семья – мама, папа, старший ребенок, младший в коляске. Картина была бы самой обычной, если бы не курение во время такой семейной прогулки сигарет, причем обоими родителями. Или в магазине очень часто вижу, как покупают себе «дамские» сигареты мамы, а то и бабушки. Так и хочется крикнуть: «Эй, люди, вы сошли с ума?»
По данным официальной статистики ситуация со злоупотреблением табака в нашей стране за последние два года немного переломилась. При этом выросло число тех, кто негативно относится к курению: с 41,8% в 2004году до 63,3% в 2015году. Как объясняют социологи, это связано с введением запретительных законов и ростом штрафов за нарушение этих законов. Но продолжают курить более 40% населения и ежегодно умирают от болезней, связанных с курением 350-450 тысяч человек. Тем не менее, это не останавливает курильщиков, и что самое трагичное, что наблюдается снижение возраста детей, начинающих курить. [Интернет – ресурсы, газета «Взгляд»]
Несмотря на принятый в стране закон о недопустимости продажи сигарет детям моложе 18лет, и борьба с курением является важнейшим мероприятием национального масштаба, подростки имеют беспрепятственный доступ к сигаретам.
Стратегическая цель нашего правительства в этом направлении сделать так, чтобы родившиеся в 2015году уже не курили на протяжении всей своей жизни, вполне осуществима, если принять закон о запрете курения лицам моложе 21 года. [Интернет – ресурсы, газета «Взгляд»]
Но дело не только в принимаемых законах, пример, и пример положительный должны подавать взрослые, родители и в первую очередь учителя. Я считаю недопустимым быть учителем и не следовать (или не пытаться следовать) нормам здорового образа жизни, как недопустимо быть врачом и курить. Учитель должен быть безупречен в этом плане, и стараться быть примером своим подопечным.
Человека нельзя заставить бросить курить, это бессмысленно. Важно, чтобы каждому курящему пришло собственное внутреннее осознание того, что курить вредно. Тогда ситуацию с табакокурением возможно изменить в лучшую сторону.
Занимаясь профилактикой вредных привычек среди несовершеннолетних в школе, видя ситуацию с курением подростков, я убеждена, что заниматься этой работой следует как можно раньше, и в системе. Ведь сегодняшние школьники это будущие родители, будущие граждане нашей страны. Кроме того, профилактика подросткового курения составляет часть профилактики наркозависимости, поскольку, как правило, курить начинают раньше, чем употреблять алкоголь и наркотики, а механизмы вовлечения в табакокурение – те же. [Романникова. С 18]
Как правило, курят те подростки, кто неуспешен в учебе, кто имеет проблемы с поведением, с организацией своего свободного времени.
В нашей школе всегда уделялось и уделяется большое внимание профилактике вредных привычек, особое место в этом ряду занимает профилактика табакокурения – самого распространенного явления в нашей школе. Пробовались самые разнообразные формы профилактики: это и клубы для подростков, склонных к курению, клубы по пропаганде здорового образа жизни среди младших школьников, различные театрализованные игры, КВН, «соревнования среди классов, свободных от курения», ежегодные акции, декады, посвященные ЗОЖ и т.п.
На деятельности клуба для подростков, склонных к курению «Брось сигарету», действовавшего в школе на протяжении одного года, хотелось бы остановиться несколько поподробнее. Чтобы выявить подростков склонных к курению, было проведено анонимное анкетирование на параллелях 7-9классов. По результатам этого анкетирования, курило более 25 подростков, что составляло более 5% от общего числа обучающихся. Почти треть всех курящих подростков составляли девочки. По данным опроса многие подростки хотели бы бросить курить, но не знали, как это сделать.
Вначале сложно было привлечь подростков к работе клуба, но со временем образовалась группа подростков, которые не только посещали занятия клуба, но в течение всего учебного года принимали активное участие в подготовке и проведении профилактических классных часов.
Судя по ответам на вопросы анкеты, подавляющее большинство родителей подростков- участников клуба курят сами, подавая тем самым не самый хороший пример своим детям. Многие подростки отмечали в своих анкетах, что не хотят, чтобы курили их родители, особенно мамы.
Занятия в клубе были рассчитаны на тех, кто сам и только добровольно хотел бы избавиться от вредной привычки - курения. Заседания клуба проводились в форме обучающих игр, тренингов с раздаточным материалом. В конце учебного года был подготовлен и показан спектакль по профилактике вредных привычек.
Создание клуба «Брось сигарету» дало положительные результаты. Проведенные занятия в клубе среди обучающихся, организованные классные часы по профилактике вредных привычек, распространенные информационные материалы о вреде курения способствовали изменению ситуации. Как показал опрос, подростки начали задумываться о своем здоровье.
С 2009года в школе действует приказ о запрещении курения табака и распитии спиртных напитков на территории школы. Но он, к сожалению малоэффективен. В случае нарушения приказа школа имеет право обратиться в администрацию поселкового сельского Совета с ходатайством о привлечении родителей курящих подростков к административной ответственности. Но одними запретительными методами невозможно добиться успеха – нужны новые формы работы с подростками.
Как известно, игра является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, поэтому проведение мероприятий в игровой и соревновательной форме способствует лучшему результату.
Игра может проводиться как в одном классе, так и между параллельными классами.
Но наиболее эффективной формой работы по формированию и изменения отношения детей и подростков к злоупотреблению табакокурением были бы совместные профилактические занятия с родителями и детьми.
Не все родители знают, что их ребенок курит, и не каждый ребенок может признаться в этом своим родным и близким. Поэтому необходимым условием успешного проведения совместных занятий и получения положительных результатов является открытость и желание расстаться с пагубной привычкой, как со стороны подростков, так и со стороны их родителей.
Библиографический список
- Романникова М.В. «О профилактике подросткового табакокурения»
Воспитание школьников М, 2009год
- Интернет- ресурсы, газета «Взгляд», 2016год
Раннева Л.Б.,2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ
методическая разработка о проблемах подросткового курения...
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»
1)Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...
Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...
Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)
Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....
Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"
В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...
Проблемы преподавания математики в современной школе.
Самое тяжёлое для практикующего педагога в современной школе не выбирать методику преподавания, не сочинять интересные уроки, не создавать презентации к урокам, а заставлять школьников учиться, выполн...