Олимпиадные задания по творчеству М. Горького
олимпиадные задания по литературе (11 класс)
Олимпиадные задания к уроку литературы для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_maxim_gorkiy.docx | 711.58 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Какие из перечисленных ниже имен писателей на самом деле являются их псевдонимами?
1) Сергей Есенин
2) Максим Горький
3) Корней Чуковский
4) Николай Лесков
5) Антон Чехов
6) Марк Твен
Ответ: 2, 3, 6.
2. Пьеса какого писателя была написана в 1902 году и имела первоначальное название «Без солнца». Назовите имя писателя и окончательный вариант названия пьесы.
Ответ: Максим Горький, пьеса «На дне».
3. Сопоставьте имя персонажа рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького с их описанием.
Аркадэк | сын орла из легенды о наказанной гордыне |
Ларра | легендарный герой, спасший своё племя от гибели |
Данко | гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль |
Ответ:
Аркадэк | сын орла из легенды о наказанной гордыне |
Ларра | легендарный герой, спасший своё племя от гибели |
Данко | гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль |
4. Назовите сценическое имя Актера из пьесы М. Горького «На дне».
Ответ: Сверчков-Заволжский.
5. Как и за что был наказан Ларра, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Ответ: Ларру наказали одиночеством и бессмертием за самовлюбленность, гордыню и жестокость (он убил девушку, которая не пожелала остаться с ним).
6. Соотнесите персонажей пьесы «На дне» с их репликами.
Лука | Без имени — нет человека... |
Актер | Замуж бабе выйти — всё равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала, — на всю жизнь памятно... |
Медведев | Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека! |
Квашня | Ни одна блоха — не плоха. Все — черненькие, все — прыгают. |
Барон | Хороший человек, он — и глупый хорош, а плохой — обязательно должен иметь ум. |
Сатин | Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки — прочь... |
Бубнов | Никогда и ничего не понимал я. Мне... как-то неловко... мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... |
Ответ:
Лука | Без имени — нет человека... |
Актер | Замуж бабе выйти — всё равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала, — на всю жизнь памятно... |
Медведев | Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека! |
Квашня | Ни одна блоха — не плоха. Все — черненькие, все — прыгают. |
Барон | Хороший человек, он — и глупый хорош, а плохой — обязательно должен иметь ум. |
Сатин | Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки — прочь... |
Бубнов | Никогда и ничего не понимал я. Мне... как-то неловко... мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не понимаю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... |
7. Соедините данные портреты с именами писателей (два имени в списке – лишние). Кто из них получил Нобелевскую премию по литературе?
А Б В
Г Д Е
1) Михаил Афанасьевич Булгаков
2) Николай Степанович Гумилев
3) Иван Алексеевич Бунин
4) Борис Леонидович Пастернак
5) Алексей Максимович Пешков
6) Осип Эмильевич Мандельштам
7) Александр Иванович Куприн
8) Александр Александрович Блок
Ответ: А-5, Б-8, В-7, Г-3, Д-1, Е-4. Нобелевскую премию получили И.А. Бунин и Б.Л. Пастернак. Если ученик верно отвечает только на один вопрос, то он получает 1 балл.
8. Соотнесите автора, название пьесы и персонажа с репликой, которую он произносит.
Н.В. Гоголь | «Гроза» | Сатин | Чему смеетесь? Над собою смеетесь! |
Д.И. Фонвизин | «Ревизор» | София | Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! |
А.Н. Островский | «Горе от ума» | Трофимов Петр Сергеевич | Мой знатный человек, конечно, счастлив. Богач мой тоже. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. |
А.П. Чехов | «Недоросль» | Катерина | Счастливые часов не наблюдают. |
А. С. Грибоедов | «На дне» | Городничий | Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят "ты", с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... |
М. Горький | «Вишневый сад» | Стародум | Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. |
Ответ:
Н.В. Гоголь | «Гроза» | Сатин | Чему смеетесь? Над собою смеетесь! |
Д.И. Фонвизин | «Ревизор» | София | Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! |
А.Н. Островский | «Горе от ума» | Трофимов Петр Сергеевич | Мой знатный человек, конечно, счастлив. Богач мой тоже. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. |
А.П. Чехов | «Недоросль» | Катерина | Счастливые часов не наблюдают. |
А. С. Грибоедов | «На дне» | Городничий | Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят "ты", с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... |
М. Горький | «Вишневый сад» | Стародум | Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. |
12. Соедините действующих лиц пьесы «На дне» М. Горького с их описанием.
Сатин | был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился мастерской, оказался в ночлежке |
Бубнов | в прошлом служил на телеграфе, из-за своей сестры убил человека, попал в тюрьму на 5 лет. |
Квашня | принадлежал к старинной дворянской фамилии, был богат, имел крепостных, дома в Москве и Петербурге, но разорился. |
Барон | слесарь, живет в ночлежке вместе с женой, мечтает выбраться, заработав деньги честным трудом. |
Лука | не может вспомнить своего имени. Мечтает вылечится от алкоголизма и найти работу. |
Актер | вор, дважды сидел в тюрьме за кражу, мечтает уехать в Сибирь. |
Пепел | торгует пельменями, сожительствует с Медведевым. |
Клещ | странствует по миру, мечтает помочь людям. |
Ответ:
Сатин | был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился мастерской, оказался в ночлежке |
Бубнов | в прошлом служил на телеграфе, из-за своей сестры убил человека, попал в тюрьму на 5 лет. |
Квашня | принадлежал к старинной дворянской фамилии, был богат, имел крепостных, дома в Москве и Петербурге, но разорился. |
Барон | слесарь, живет в ночлежке вместе с женой, мечтает выбраться, заработав деньги честным трудом. |
Лука | не может вспомнить своего имени. Мечтает вылечится от алкоголизма и найти работу. |
Актер | вор, дважды сидел в тюрьме за кражу, мечтает уехать в Сибирь. |
Пепел | торгует пельменями, сожительствует с Медведевым. |
Клещ | странствует по миру, мечтает помочь людям. |
10. Какой рассказ Максима Горького начинается с фразы «С моря дул влажный, холодный ветер», а какой заканчивается так: «Море шумело глухо и печально»?
Ответ: Первый рассказ – «Макар Чудра», второй – «Старуха Изергиль».
11. Что объединяет три иллюстрации, приведенные ниже? Кто на них изображен? Назовите автора, название произведения и имена героев.
Ответ: Данные иллюстрации изображают героев произведений Максима Горького. На первой иллюстрации – Данко из рассказа «Старуха Изергиль», на второй – Лойко Зобар и Радда («Макар Чудра»), на третьей – Челкаш и Гаврила («Челкаш»).
12. Произведение какого автора его современник, К.И. Чуковский, сравнивает с «Детством» Л.Н. Толстого?
«Нет, не похоже его «Детство» на «Детство» Толстого! Когда-нибудь для школьных сочинений будет предлагаться в школах тема: сравнительный разбор обоих «Детств», и школьники победоносно докажут, что усадебное детство было лучше чумазого. Ведь мимо малолетнего Толстого не возили людей в цепях казнить на ближайшей площади, ведь Толстого не засекали до потери сознания, ведь дом, где жил восьмилетний Толстой, не соседствовал с домом терпимости. Потому Толстой и воскликнул:
— Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней!
А мученик чумазой педагогики уже не повторит этих слов. «Точно кожу содрали мне с сердца», — таково было его детское чувство. Ошпаривали сердце кипятком».
Ответ: К.И. Чуковский говорит о «Детстве» Максима Горького.
13. Какой рассказ Алексей Максимович Пешков впервые опубликовал под своим псевдонимом?
Ответ: «Макар Чудра».
14. Расположите названия произведений Максима Горького в хронологическом порядке:
«Мать», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «На дне», «Макар Чудра», «Детство».
Ответ: «Макар Чудра» (1892), «Старуха Изергиль» (1894), «Челкаш» (1895), «На дне» (1902), «Мать» (1906), «Детство» (1913).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменная работа по творчеству М. Горького
Письменная работа проводится в 11 классе после изучения творчества Максима Горького....
Викторина по творчеству М. Горького
Материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе...
Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.
Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....
Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького
Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них...
Тестовые задания по творчеству М.горького
Материал 1 сессии по биографии М.Горького, ранним романтическим рассказам и пьесе "На дне"...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...